Тропинки в библиотеке

Переславская тропка - записка
"по поводу создания Научно-образовательного комплекса в Переславле-Залесском"

Эта тропка является продолжением другой - "Обучение в сетевых сообществах" и протоптана она в ответ на предложение В.И. Гурмана от 23.01.01 по обсуждению плана мероприятий по созданию и развитию в Переславле-Залесском Научно-образовательного комплекса (НОК).

Предыдущая тропка связала записи Джона Дьюи, Селестина Френе, Ивана Иллича, Сеймура Пейперта, Ди Дикинсон, Яна Виссера, Петра Щедровицкого суть которых сводится к тому, что в наше время вопросы образования вышли за пределы образовательных учреждений. Происходит стремительное расширение границ падагогического ландшафта. Будущее образования определяется сегодня не в стенах учебных заведений. Изменения в педагогической практики во многом зависят не от того, что происходит в сфере школьного или высшего образования, а от тех изменений, которые происходят в сфере общественных отношений и от технических достижений. Перечень педагогических последствий сетевой интеграции:

  1. Непрерывное образование становится жизненной потребностью для всех членов общества.
  2. Происходит развитие менее иерархизированных систем, в которых информация распространяется в большей степени по горизонтальным связям.
  3. Общество становится более "дружественным". Утрачивается монопольное право на созыв собрания
  4. В качестве компенсации за все большую интегрированность человек получет возможность самостоятельно планировать собственное время и распорядок собственной деятельности.
  5. Линейная карьера, программируемый профессиональный рост становятся проблематичны. Человек одновременно может участвовать в деятельности нескольких сетевых ансамблей
  6. Компьютеры используются не только на работе, в школе, но и дома. Происходит восстановление традиции "надомничества" в тех сферах, где оно оправданно
  7. Происходит передача образовательных функций непосредственно сетевым сообществам.

Как представляется, многие из перечисленных последствий получили широкое воплощение именно в Переславле-Залесском, где существует то, что МакЛюэн называл "Глобальной деревней", а Иллич определял как городскую "учебную паутину" .

Деятельность ИПС РАН в значительной мере преобразовала культурно-образовательную среду целого города. Принципиально значимо, что сегодня в развитии образовательной сети города принимают участие и городские власти, и научные и культурные центры, и частные лица.

Городской сервер tower.botik.ru является, возможно, самым ярким, но не единственным примером взаимодействия граждан и организаций. Межшкольный Учебный Центр, Лицей, Дом творчества им. Кардовского в 1999 - 2000 гг получили доступ к сети и вошли в образовательное пространство города во-многом благодаря усилиям сотрудников ИПС РАН.

Но, сами эти центры не имеют с ИПС никаких формальных, ведомственных связей. А финансирование подключения осуществлялось не городскими и негосударственными фондами (отдельное спасибо Прожект Хармони Инк). Долевое, кошерное (co-sharing) развитие образовательной сети города является важнейшим условием устойчивости. Не смотря на то, что Межшкольный Учебный Центр, Лицей, Дом творчества им. Кардовского не являются структурными подразделениями ИПС РАН или Университета города Переславля, фактически они входят в Научно-образовательный комплекс города.

На этом фоне выстраивать иерархическую структуру, которая включает образовательные центры исключительно по их формальной принадлежности, значит заранее ограничивать число институций и частных лиц, которые принимают участие в развитии "учебной паутины" города.

Первая редакция: 01/29/01 18:58:54
Последние правки :  
Евгений Патаракин - Ваши замечания, дополнения и добавления