Краткий конспект и перевод 6-й главы из книги Ивана Иллича DESCHOOLING
SOCIETY
Подготовлено: Евгений Патаракин
Сразу следует отметить, что Иллич пишет о всей системе образования - не выделяя ее отдельные составляющие (начальное, среднее, высшее) и утверждая, что во всех странах общее образование устроено сходным образом и утверждая сходные мифы.
Общее недовольство школой подтверждается многочисленными источниками. В общем виде ситуацию можно представть следующим образом:
В школе зарегистрированные ученики подчиняются сертифицированным учителям, чтобы в дальнейшем получить собственные сертификаты. Обе стороны чувствуют себя фрустрированными и находят причины своей неудовлетворенности в недостатке ресурсов - слишком мало выделяется времени, денег и помещений. Если времени денег и помещений было бы больше, то мы бы и учились лучше и учили качественней.
Эта критика школьного образования приводит многих людей к размышлению о том, что, вообще говоря, могут ведь быть и другие стили обучения. Прадоксально, но те же самые люди, когда их просят уточнить, как они приобрели свои знания и духовные ценности, легко признают, что большинство своих знаний они приобрели за стенами учебных заведений. Знание конкретных фактов и понимание жизни пришло к ним через дружбу и любовь, когда они смотрели телевизор, читали книги, от сверстников, с которых они брали пример, из неожиданных уличных встреч. Они учились через дружеские ритуалы посвящения в уличные команды, при поступлении в больницу, в приемной редакции газеты, в магазине и страховой конторе. Альтернетивой нашей школьной зависимости может служить не новые ресурсы и средства, которые "сделают" нас ученее, но новый стиль образовательных отношений между человеком и средой, которая его окружает. Развитие этого стиля определяет качество и структура повседневной жизни.
Постепенно меняется наша позиция по отношению к образованию. Многие налогоплательщики, ученики и учителя не хотели бы быть связанными со школой. Для того, чтобы формировались новые образовательные институты нам не хватает воображения и соответветствующего языка, который бы позволил сформулировать сегодняшние интересы людей в сфере обучения.
Основные характеристики новых образовательных институтов
Хорошая образовательная система должна быть направлена на решение трех задач:
Обеспечивать всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста. Свободный доступ к учебным ресурсам в любой период жизни и в наиболее удобное время. Человек сам может выбрать стиль и время обучения, наиболее ему соответствующее.
Поддерживать усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умения, в поиске тех, кто хочет у них научиться.
Предоставлять всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты.
Существуют всего несколько - четыре, а может быть даже только три канала или поля обмена знаниями, которые содержат все необходимые ресурсы для настоящего учения. Ребенок вырастает в мире вещей (предметы, книги, технические средства), окруженный людьми, которые служат ему в качестве примеров и моделей жизненных навыков и ценностей (Родители, Наставники). Он находит себе равных, с которыми может обсуждать, спорить, соревноваться, и среди которых он может быть понятым (Дети или Ученики); и если ему особенно повезет, он встретится с критикой и противоборством со стороны старших, который действительно заинтересуется его продвижением в обучении (Взрослые, Эксперты).
Для того, чтобы обозначить сеть, в которой поддерживался бы равный доступ и равные возможности для всех тех, кто хочет учить и тех, кто хочет научиться Иллич использует термин "Паутина Возможностей" или "Учебная Паутина".
В качестве примера Иллич сравнивает подход по развитию центрального телевидения Боливии - за счет гораздо меньших влежения можно было бы на базе технологии видеомагнитофонов и обмене видеокассет создать более гибкую и дружественную учебную сеть.
Следует здесь же отметить, что такой же пример с созданием сети по обмену учебными видеокассетами приводит Жан Бодрияр несколько лет спустя. Для развития образовательной сети дистанционного образования по рациональному землепользованию в африканской стране выделяются огромные деньги на закупку видеомагнитофонов. Спустя короткий промежуток времени местная мафия на базе тех же технических средств разворачивает свою сеть по производству и продаже порнографических фильмов.
Технология в равной степени может поддержать как развитие бюрократии, так и независимость.
Построение новых учебных отношений должно начинаться не с изучения административных целей директоров или президентов, не с анализа целей научения - чему мы хотим научить - как думают учителя. И не из анализа целей неких абстрактных учеников в классе. Мы должны задаться более тонким вопросом: - "Какие вещи и какие люди должны окружать ученика, с тем чтобы он мог хорошо учиться?"
Службы | Функции | Примеры, формы |
Справочная служба-каталог имеющихся учебных средств | Обеспечить и облегчить поиск доступ к объектам,
которые ученики могут использовать самостоятельно Учебные объекты. Trail-blazing - У Буша |
Городской ресурс Tower в Переславле Многочисленные библиотеки, FTP-сервера Раздел документации на joker.botik.ru - студенческий сервер Аннотированные ссылки Музейные гиды Обзоры средств |
Обмен навыками и умениями | Поддерживать формы, в которых все желающие могут перечислить список своих умений, условия и адреса, куда к ним можно обратиться за помощью | МДКЦ - перечень преподавателей и их умений Виртуальный класс, на стадии формирования команд. Батареи тестов и заданий |
Подбор групп с равными и общими интересами, умениями | Коммуникационная сеть, где каждый может представить свою учебную деятельность с тем, чтобы найти партнеров для совместного исследования. | Виртуальный класс (для учителей). ВМО (для учителей) ThinkQuest для школьников. Веб - где представлены личные странички Сетевые игры, MUD, MOO |
Система ссылок на преподавателей - с указанием их адреса, профессиональных умений и условий доступа к их услугам | Потребность в руководителях, администраторах учебных сетей. | Эйдос? Дистанционный учитель года? |
Какие средства стоит использовать в такой учебной сети? Отдельный текст по этому поводу.
Расшколивание (deschool) означает отрицание монопольного права какого-либо лица навязывать другому лицу встречу или собрание. Оно означает также восстановление права каждого человека, назависимо от пола и возраста созывать собрание. Поиск новых образовательных сообществ, которые приходят на смену традиционному школьному обучению.
Пейперт в книги "Переворот в сознании" посвятил этому вопросу
главу "Образы учащегося сообщества". Нельзя
такой мир представлять негативным образом, т. е. просто убирая школу, не предлагая
ничего взамен. Образующийся в наших представлениях вакуум неизбежно как-то заполняется,
часто смутными, но пугающими образами детей, становящихся дикарями, отравляющихся
наркотиками и превращающих жизнь своих родителей в кошмар.