Селестин Френе

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

Кино

По средам последний час занятий посвящен показу фильмов, который иногда сопровождается музыкой и песнями. У нас име-ется маленький кинопроектор, а кооперативная фильмотека ре-гулярно поставляет нам фильмы. Есть также кинокамера, с помощью которой мы снимаем свои фильмы в деревне, на прогулках и т.п. Эти фильмы живо и непосредственно отражают нашу жизнь и яв-ляются поэтому, так же как и составленные нами тексты, ценней-шим учебно-воспитательным средством. Мы посылаем наши филь-мы, как и тексты, нашим корреспондентам в обмен на их пленки. Благодаря этим кинодокументам наши киносеансы приобретают специфическую нравственную и духовную ценность, которая до-полняет (что до сих пор абсолютно не учитывалось педагогами) учебную и развлекательную функции кинематографа <...>

Пластинки

В школе есть и проигрыватель, возведенный усилиями нашего Кооператива в ранг учебного средства, когда специально по-добранные пластинки широко используются для обучения пению и организации школьных праздников с танцами и музыкальным со-провождением. Несколько лет назад в школе появилось новое учебное средство, Не менее ценное, чем кинопроектор и проигрыватель: это магнито-фон. Его можно прекрасно использовать в разнообразных учебных целях, в частности записывать голоса учеников, рассказы рабочих и ремесленников, а также знакомиться с голосами наших друзей из Других городов.

Радио

Радио почти не используется в нашей работе. Так же как и усовершенствованный кинематограф, современное радио абсолютно не соответствует нашим методам. Даже так называемые учебные программы не только бесполезны, они могут и навредить, внося в учебный процесс нашей трудовой школы верхоглядство и разброд. Однако мы вовсе не собираемся окончательно отказываться от радио. Напротив, мы убеждены, что школа, чтобы отражать все богатство современного мира, должна сделать радио и кинематограф незаменимыми учебными средствами, имеющими богатейшие возможности. Сегодня то же самое можно сказать и о телевидении.

Пишущая машинка

До сих пор пишущая машинка была роскошью, недоступной народным школам. Но современный технический прогресс уже позволяет нам приобрести по приемлемой цене надежную саморегулирующуюся машинку, на которой дети смогут самостоятельно работать. Если нам это удастся, пишущая машинка станет важнейшим инструментом, неоценимым учебным средством как для учеников, так и для учителей. Она дополнит школьную типографию и копировальный аппарат, и это станет такой же революцией в учебной технике, какой было изобретение бумаги и замена гусиных перьев стальными.

ЭФФЕКТИВНЫ ЛИ НРАВОУЧЕНИЯ?

Нужно ему объяснить, говорят нам, нужно, чтобы он понял, по-чувствовал необходимость труда, знаний и культуры; мы должны наставить его на верный путь. Я пытаюсь; и порой мне кажется, что моя страстная речь убеж-дает его. Тогда я говорю себе:╚Наконец-то твои старания увенчались успехом╩. Но как только он снова оказывается на перепутье, он всегда выбирает самую легкую дорогу. Мораль! Мораль! Нам самим слишком часто читали мораль, и похоже, что наступило пресыщение. Современная молодежь не желает больше слушать наши нравоучения. ╚Болтовня! Вранье!╩ ≈ говорят они.

Мы слышим: ╚Все потому, что люди перестали верить в Бога. Послушание начиналось когда-то со страха перед дьяволом. Но сегодня все знают, что дьявола не существует, и угрозы больше не действуют╩. На деле, однако, дети, воспитанные в религиозном духе, ведут себя ничуть не лучше всех остальных. Другое дело, если бы дети с самого юного возраста могли впи-тать в себя глубинные, а не внешние требования религиозной жиз-ни. Но такое воспитание предполагает личный контакт с самыми самоотверженными, набожными, великодушными и добрыми людь-ми. А где те праведники, которые могли бы сегодня воспитать вы-соконравственную молодежь, помогая ей выбраться из бездны по-рока? Здесь необходима вера, та, которая двигает горы. Но где ее найти? В начале века было время, когда воспитатели верили в науку и прогресс. Сами родители считали, что образование играет ключе-вую роль в воспитательном процессе. ╚Обучая ребенка, мы выиг-рываем битву за человека╩, ≈ писал в свое время Виктор Гюго. Сегодня нужны другие средства.

ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Чтобы выйти из кризиса, необходимо осознать, что отношения [между детьми и взрослыми должны строиться на основе труда, и постараться изменить в соответствии с этим наше поведение. Вопреки широко распространенному мнению, стремление к праздности, игре не свойственны человеку органически. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на поведение ничем еще не Испорченного ребенка. Самое страшное наказание для него ≈ не-подвижность, а самое любимое занятие ≈ посильная для него работа, приносящая видимые результаты. Развести костер, приготовить какое-то блюдо, накрыть на стол подавать еду, править лошадьми или ездить на велосипеде ≈ вот вечно любимые занятия детей. И только потому, что родители, лающие покоя, считают эти занятия опасными, дорогостоящими и утомительными для себя, детям предлагаются суррогаты в форме игр: кукольная посуда, металлические лошадки или миниатюрные автомобильчики. Как бы парадоксально это ни звучало, но ребенок, не испорченный игрой или корыстью, играет только тогда, когда ему не дают трудитЬСЯ. Если бы нам удалось вовлечь в трудовую деятельность детей всех возрастов как в школе, так и в семье, мы бы одновременно нашли оптимальные условия для восстановления равновесия в душе века и в обществе. Конечно, решить эту задачу будет трудно, так же трудно, как строить экономику какой-либо страны. В обоих случаях прежде всего следует обнаружить те богатства, которые можно использовать, те возможности, которые надо реализовать. Именно это попытались сделать, подвергнув критическому разбору характер устаревшей и уже обреченной системы воспитания. Мы знаем, что нашему трудовому воспитанию придется считаться: ≈ с разнообразными администраторами, которые будут возражать против перепланировки и переоборудования учебных помещений под мастерские; ≈ с коммерсантами, которые постараются избежать обесцени-вания своих учебных пособий и игрушечных инструментов, бес-полезных в нашей Новой школе; ≈ с родителями, устающими на работе, жаждущими покоя и готовыми ради этого пичкать своих детей успокоительными таб-летками, не задумываясь о последствиях; ≈ с самими воспитателями, которые, обучившись и привыкнув к старым методам, не будут спешить перейти на новую методику трудового воспитания. Здесь понадобятся отвага и решительность тех первопроходцев, которые своим практическим примером докажут возможность пол-ного обновления всей педагогической системы. Наша программа предусматривает: ≈ реорганизацию жизни и воспитания детей в семье на основе труда; ≈ реорганизацию трудовой деятельности детей в школе; ≈ реорганизацию жизни и трудовой деятельности детей на то время, когда они предоставлены сами себе, т.е. в отсутствие ро-дителей и воспитателей.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ ТРУДА

╚Детям ≈ забава, родителям ≈ покой╩ ≈ так говорит пословица. Но покой родителей и воспитание детей редко идут рука об руку. Если вы хотите покоя, не заводите детей. Если у вас нервный ребенок, вы можете просто дать ему не-сколько успокоительных таблеток, не заботясь об их возможном (и вполне определенном) влиянии на его дальнейшее поведение и жизнь. И все-таки, чтобы избавиться от повышенной нервозности ребенка, лучше попытаться определить ее причины. Во-первых, заботьтесь о здоровье ваших детей. Во-вторых, ста-райтесь как можно чаще давать им посильную работу. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком. Старайтесь не давать своим детям мелкие и скучные поручения: сходи принеси мне кофе, заготовь дрова, последи за младшим братом. Такая малоинтересная работа не понравится им. Вы как будто освобождаете себя от этих скучных дел, чтобы самому заняться работой интересной, творчес-кой, созидательной. Не забывайте, что, преследуя таким образом свои эгоистические интересы, вы разочаруете ребенка и внушите ему отвращение к труду. Напротив, не колеблясь берите на себя второстепенные обязанности, чтобы дать ребенку почувствовать удовлетворение от важной работы. Маленький пятилетний мальчик, конечно, не сможет сразу само-стоятельно сервировать стол ≈ это для него слишком трудное и долгое занятие. Приготовьте ему тарелки, дайте ложки и вилки, чтобы ему осталось только разложить их. И если он что-то сделает не так, не упрекайте его в неумелости, а просто поправьте, и так, чтобы он не заметил этого, чтобы можно было сказать ему: ╚Смот-ри, как хорошо!╩

|С ранних лет ребенок может убирать постель и подметать пол, конечно же, с вашей доброжелательной помощью. Сначала вам будет трудно отказаться от каких-то укоренившихся привычек. Но помните, что вы не должны повторять в семье ошибок школы: там детям дают домашнее задание, а затем, проверив его выполнение, наказывают нерадивых. Такими методами можно навсегда отучить ребенка от труда. Ваши дети непременно должны понимать смысл той работы, которую вы поручаете им. С другой стороны, нельзя постоянно помогать ребенку в работе ≈ это покажется ему нечест-ной игрой. Поручайте вашим детям с малых лет ответственную, но по-сильную работу: один пусть присматривает за огнем, убирает со стола, другие подметают лестницу, кормят кошку или ухаживают за цветами. Не забывайте, однако, что формы труда изменились и что дети в наше время больше интересуются работой различных механизмов, чем уходом за деревьями и цветами. Сегодня у каждого современ-ного отца семейства имеется набор разных инструментов ≈ где-нибудь в уголке мастерской. Детям тоже нужно дать возможность встроить свою мастерскую. Если для этого нет отдельной комнаты, то подойдет любой уголок: на чердаке, в коридоре, в подвале. Ваши пальчики четырех-пяти лет будут счастливы и горды тем, что они могут строить свои домики, а девочки ≈ тем, что им позволяют Вить и кроить. Даже внешне наша школа существенно отличается от обычной. Учителю не нужно постоянно вмешиваться, чтобы заставлять детей трудиться или призывать их к порядку. После учебных занятий наши дети, поодиночке или группами, уходят, чтобы продолжить свою работу <...>

Если ребенок может заниматься посильной работой, ясно видя ее цель и имея нужные инструменты, он забывает об игре. Стано-вится очевидным, что игра ≈ не более чем эрзац, который блекнет перед лицом настоящего труда. Учителя и родители удивляются, замечая, что дети отныне тру-дятся так же самозабвенно, как раньше играли, что они приходят в школу задолго до начала занятий, с сожалением покидают ее в кон-це учебного дня и продолжают неоконченную работу, вернувшись домой. Трудовое воспитание, таким образом, порождает новую атмо-сферу. В результате учитель получает возможность смело экспе-риментировать, чего он был лишен в традиционной школе <...>

Разумеется, не всегда все идет гладко. Но заметим, что беспорядок всегда создают дети, недостаточно включенные в общую атмосферу коллективного труда. Случаются, конечно, и такие дни, когда ра-бота не клеится. Что-то сломалось, и ребенок раздосадован; одно неловкое движение ≈ и весь труд идет насмарку... Но ведь и взрослые не избавлены от неудач. Это, однако, ничуть не умаляет досто-инств живого и полезного производительного труда.

* * * Школа, работающая по нашим методикам, ≈ уже не просто учеб-ное заведение; она органично включается в жизнь общества. Еще недавно школа и общество взрослых выступали как два самостоятельных института. Они руководствовались столь разными нормами жизни и работы, что были практически изолированы друг от друга. И хотя минимальные возможности для контакта все же существовали, никто не спешил ими воспользоваться.

В противоположность этому наша школа тесно связана с со-циальной средой, активно участвует в жизни деревни или город-ского квартала. В результате дети оказываются готовыми к тому, чтобы стать полноправными членами общества. Только таким пу-тем возможно восстановить в обществе гармонию и равновесие. В школе Сермано (Корсика), как и во многих других французских школах, есть магнитофон, на который учитель записывает еще со-хранившийся в этих местах фольклор. Иногда в школу приходит заказ от R.T.F.*. Тогда дети собирают своих родителей, занятых на полевых работах, и записывают их всю ночь, чтобы утром отпра-вить по почте магнитофонную ленту. Через несколько дней они слышат свою запись по радио. Мы пересматриваем само поня-тие воспитания, предлагаем его новые принципы и эффективные методы. Нет сомнения, что если предлагаемая нами педагогическая революция совершится, то возникнет совершенно новое понимание жизни, зародится новая личная, социальная и общечеловеческая культура, дети и подростки найдут выход из тупика. Все это может произойти уже сейчас. То, что мы сделали в начальной школе, можно ввести и развить всех других ступенях образования. Если принципы и методы трудового воспитания правильны, соответствуют требованиям жиз-ни, значит, они применимы везде. Нельзя допустить, чтобы, дав на первой ступени прекрасные результаты, трудовое воспитание усту-пило потом место бесполезной игре или личной корысти. К несчастью, все сложности, с которыми приходится сталки-ваться в начальной школе, усугубляются, когда мы начинаем при-общать детей к труду позже. Еще можно, как мы говорили, увлечь трудом детей младшего школьного возраста. Но если к 12 годам ребенок не приучен лю-бить труд, если воспитание подчинено главным образом игре и со-ображениям корысти, перевоспитать его будет трудно. Быть может, в половине случаев мы будем терпеть сокрушительные поражения.

Любой врач скажет вам, что на начальном этапе развития болезни излечить ее гораздо легче. Если же болезнь запущена, лечить ее труднее и гарантий успеха меньше. Но это не значит, что нужно смириться с болезнями и неудачами. Ведь лекарство известно. Поэ-тому мы обязаны применить его, создавая новые условия труда и одновременно перестраивая сознание родителей и воспитателей.

ДИСЦИПЛИНА ТРУДА РОЖДАЕТСЯ В КООПЕРАТИВЕ

Хотим мы этого или нет, но драматические события последних лет придают особую важность дисциплине. Трудовое же воспита-ние само несет в себе действенную дисциплину. Некоторые ее ас-пекты рассматриваются в этой главе. Как бы сильно мы ни тосковали по прошедшим временам, не-обходимо признать, что сегодня даже с детьми нельзя обращаться с позиций формальной власти, основанной исключительно на при-нуждении. Не имея выбора, дети терпят такую власть, но не более охотно, чем мы терпим существование полиции и армии. Но дети, несомненно, считают такую власть преградой на пути своего лич-ностного становления и стараются бороться с ней всеми доступны-ми способами: хитростью, ложью, лицемерием, жестокостью. Нельзя сказать, чтобы такая форма власти способствовала правильному воспитанию подрастающего поколения. Мы не ратуем за анархию и отнюдь не считаем, будто при опре-деленных условиях общественной жизни люди могут делать все, что им заблагорассудится. Но какую бы тактику мы ни избрали: неограниченную свободу, сознательную дисциплину, сотрудниче-ство, бригадный метод, ╚суды╩ для разбора проступков, ≈ все эти методы будут мертвы без трудового воспитания. Пока между взрослыми и детьми существуют ненормальные от-ношения, пока одни безраздельно господствуют, а другие должны подчиняться, можно добиться тишины и внешнего порядка, но не подлинно действенной дисциплины. Когда мы нормализуем обстановку, в которой живет ребенок, когда мы разумно организуем его жизнь и определим цели, тогда мы сможем приступить к решению вопроса о дисциплине. А так как дисциплина не должна быть основана на принуждении, един-ственной ее основой может стать кооперативная деятельность.

Но для нас кооператив ≈ не просто новое название. Мы не ог-раничиваемся тем, что призываем детей организоваться, составить план работы и назначить ответственных. Суть в том, что им пре-доставляется возможность трудиться. А настоящий труд всегда предполагает объединение усилий, распределение заданий, бла-гоприятные условия для сотрудничества, высокое качество инструментов, порядок, чистоту, заинтересованность всей группы в конечном результате. Все это мы и называем кооперацией. В традиционной школе все орудия труда и методы работы рас-считаны на индивидуальный труд, над которым властвует незыблемый авторитет учителя. Поэтому традиционные уроки труда не имеют ничего общего со школьной кооперацией. Мы начинаем с того, что предоставляем детям возможность ра-ботать так, как работают взрослые. Это означает, что индиви-дуальный труд по принуждению мы заменяем кооперацией с при-менением коллективных орудий труда. Так, если школа получает типографское оборудование, его следует передать в ведение школь-ного кооператива. С самого начала знакомства с трудовой деятельностью дети хо-тят работать, как взрослые: издавать газету, распространять ее, ста-вить опыты и делать доклады. Для этого нам нужны разнообразные материалы. И необходимо, собравшись всем вместе, договориться о новых условиях работы. Нам предстоит выбор: либо мы принимаем педагогику коо-перативного труда и предоставляем школе все средства, необхо-димые для организации такого труда (в этом случае забота о дис-циплине ложится на самих школьников), либо же мы будем при-держиваться старой педагогики, и тогда дисциплина будет основываться на принуждении, что явится социальным анахро-низмом, даже под прикрытием названия ╚кооперация╩. Конечно, надо иметь в виду, что не все дети идеальны. В вашем кооперативе наверняка найдутся ребята, не обладающие достаточ-ным чувством собственного достоинства, найдутся и саботажники, и воры. Но школьный кооператив справится с ними лучше, чем это сделали бы взрослые. Разумеется, учитель остается влиятельным и авторитетным чле-ном кооператива. Но он не должен выступать как deus ex machina*.

ТРУД ДЕТЕЙ ВНЕ НАДЗОРА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

В начале века еще не стояла, по крайней мере, с такой остротой, проблема участия взрослых во внешкольной жизни детей. После окончания занятий в школе ребенок никогда не был предоставлен самому себе. Если дверь его дома была заперта, он шел трудиться вместе со своими родителями или ждал их у соседей. В выходные дни дети были заняты на полевых работах или в мастерских наравне со взрослыми. В то время дети не слонялись по улицам без дела. Они пасли скот, поливали сад или собирали пада-лицу. Единственное исключение составляли учительские дети, ко-торым, как правило, работать не приходилось; и эта ╚привилегия╩ не шла им на пользу. Времена изменились. В наши дни по причинам, на которые мы уже указывали, после школьных занятий ребенок почти всегда ока-зывается предоставленным самому себе. Дома никого нет, дверь заперта. Остается одно ≈ дожидаться родителей на улице. Такую же картину нередко можно наблюдать и в те дни, когда занятий в школе нет. Ситуация настолько серьезна, что нужно безотлагательно искать средства ее исправления. Чем же заняты дети все эти долгие часы? Они делают, что при-дется. Все зависит от того, в каких условиях они живут. Если есть где играть, они играют. Но что окружает их в эти часы? Вокруг них уже нет деревьев, кустарников, речек, животных. Сегодняшних де-тей и подростков манят весьма опасные занятия: они гоняют на велосипедах и мотоциклах, затевают драки. Дети любят в высшей степени вредные, на наш взгляд, развлечения: кино, радио, телеви-дение. Поскольку им остро необходимы дружеские контакты, они, не вынося одиночества, при случайных встречах ╚сбиваются╩ в груп-пы. Такое объединение нередко приводит к плачевным результатам: создаются банды, совершаются правонарушения... Подобное положение дел таит в себе много опасностей для детей доподросткового возраста. Для тех, кто постарше, оно может обернуться трагедией: ведь никто не заботится о лишенных че-ловеческого общения и отвергнутых школой подростках, которых уже в этом возрасте привлекают бары, спиртное, воровство и про-ституция. Многих удивляет их дурное поведение. Но скорее следует удив-ляться тому, что так ведут себя не все подростки. Кому-то все же удается ощупью найти верный путь в опасном лабиринте гибель-ных искушений. По-видимому, человеческая природа лучше, чем принято о ней думать. Другой причиной обострения ситуации оказались недавно при-нятые законы (которые сами по себе, может быть, не так уж пло-хи)

. До принятия этих законов значительное число 14-летних под-ростков поступали на работу или шли в ученики к мастерам. В то .время рабочий день был длинным, и, когда молодые работники возвращались домой, измученные и усталые, у них не было ни сил, ни желания бесцельно бродить по улицам. Мы же утверждаем, что единственное правильное решение ≈ трудовое воспитание. Конечно, речь здесь идет не о том, чтобы устраивать облавы и отправлять в трудовые лагеря всех подростков, которые попадут в руки полиции. Так же как и детям в школе первой ступени, под-росткам нужно предложить настоящую, осмысленную и посильную для них работу, которая поможет вернуть им веру в себя и обрести потерянное чувство собственного достоинства. Правда, может случиться, что эти подростки не будут излечены полностью. Ведь в семье и школе им долго внушали отвращение к труду. Без каких-либо практических действий нам будет трудно доказать им, что они способны превозмочь свою неудовлетворен-ность жизнью. Но понемногу, начиная с самых азов, мы сможем помочь им. Как мы представляем себе Трудовое воспитание подростков? Ускоренное обучение по методике новой трудовой школы должно подготовить почву. Рекомендуется планомерно организовывать в деревнях и городских кварталах новые клубы, которые будут в со-стоянии принять после уроков или в выходные дни большое число детей и подростков. Эти клубы уделят известное внимание и спорту, занятие которым стало так популярно. Но, конечно, прежде всего это будут мастер-ские для занятия практическим трудом. Их не следует превращать в начальные профессиональные училища, но они должны привлечь подростков к одухотворенному труду, раскрыв им цель и смысл жизни. Для этого необходимо предоставить широкий выбор всевоз-можных видов работы, чтобы каждый мог найти то, что ему по душе: живопись и рисование, гончарное искусство, фото- и кино-дело, сборка радиоприемников, издание газет и полиграфия, ес-тественные науки, столярное ремесло, кройка и шитье и т.д. Если какие-то клубы будут размещаться не в специально построенных зданиях, там следует оборудовать помещения для разнообразных занятий. По возможности устроить актовый зал для спектаклей, кукольных представлений, киносеансов. Клубный персонал будет наполовину состоять из учителей (вместо того чтобы вести вечерние занятия в школе, они будут отрабаты-вать в клубе дополнительно оплаченные часы) и наполовину ≈ из ремесленников и рабочих. В начале нашего века мелкая буржуазия и интеллигенция на не-которое время загорелись идеей народных университетов. Но эта затея ставила во главу угла только развитие интеллекта. В отличие от этого система воспитания, предлагаемая нами, будет основана на практическом труде. Вот почему наше начинание должно встре-тить одобрение и поддержку всех людей вне зависимости от их политических взглядов, небезразличных к будущему нации.

У нас нет чудодейственных лекарств, чтобы сразу излечить бо-лезнь, симптомы которой ясно проявляются в поведении молодого поколения. Но все же средства для ее излечения у нас есть, пусть даже они не дают немедленного эффекта. Нужно понять сущность предлагаемых средств, чтобы, основываясь на этом понимании. ^перестраивать всю систему народного образования. Если же по каким-либо причинам нравственного или политического характера прямой ответ совершенно невозможен, то не пытайтесь ╚напустить туману╩: дети очень тонко чувствуют любую фальшь, и это нанесет непоправимый вред всей воспитательной работе. Ска-жите просто: ╚Я не могу ответить на этот вопрос, иначе у меня будут неприятности. Вы же знаете, что мы не всегда говорим и делаем все, что нам хочется...╩ Но это ≈ очень редкий случай. Только не превращайте ответы на вопросы в пустую болтовню; не допускайте, чтобы дети задавали все новые и новые вопросы по мере того, как вы отвечаете. Ведите себя, как председатель собра-ния: строго придерживайтесь повестки дня, т. е. вопросов, которые записаны в блокноте. Кто хочет еще о чем-то спросить ≈ пусть запишет свои вопросы завтра. Продолжительность всей этой процедуры зависит от характера вопросов. В какие-то дни мы можем посвятить больше времени отчетам или докладу, в другие ≈ наоборот, дольше отвечать на во-просы за счет иных видов работы. И наконец ≈ доклад. Докладчик садится за учительский стол со своим текстом и ма-териалами. Если это было нужно, он заранее ≈ возможно, с помо-щью учителя или кого-нибудь из учеников ≈ начертил на доске схемы или карты, помогающие ребятам понять его доклад. Он чи-тает текст и показывает материалы. Затем ему задают вопросы, и он отвечает, если может. Если же нет ≈ мы записываем вопросы в блокнот; они будут изучаться дополнительно.