Средство само есть содержание
Средство (или технологический процесс)
нашего времени - электронная техника - придает
новую форму и перестраивает схемы социальной
взаимозависимости, а также каждый аспект нашей
личной жизни...
Общественная жизнь зависит в большей мере от
характера средств, при помощи которых люди
поддерживают между собой связь, чем от
содержания их сообщений. Азбука, например, - это
техническое средство, которое усваивается
совсем маленьким ребенком почти бессознательным
образом, так сказать посредством осмоса*. Слова и
их значение предрасполагают ребенка думать и
действовать автоматически. Азбука и
книгопечатание поддерживали и поощряли процесс
разъединения, специализации и обособления.
Электронная техника питает и поощряет процесс
объединения и спутывания. Не зная действия
средств коммуникаций, невозможно понять
общественные и культурные изменения.
Прежнее обучение наблюдательности в наши
времена стало бесполезным, потому что оно
основано на психологических реакциях и понятиях,
обусловленных прежней техникой - механизацией.
Шоковое смятение и глубокое отчаяние неизменно
возникают в великие переходные периоды развития
техники и культуры. Наш ╚век тревоги╩ является в
значительной степени результатом попытки
выполнять сегодняшние обязанности с помощью
вчерашних орудий - вчерашних концепций.
..Наше время - это время преодоления барьеров,
отказа от старых категорий, время повсеместных
поисков... Мы уже достигли той точки, когда должен
осуществляться корректирующий контроль,
рожденный знанием средств информации и их общего
воздействия на всех нас. Как новая среда будет
программмироваться -сейчас, когда мы столь
связаны друг с другом, когда все мы невольно
стали движущей силой общественных перемен?
... Электронная связь низвергла господство ╚времени╩ и ╚пространства╩ и втягивает нас немедленно и беспрестанно в заботы всех других людей. Она перевела диалог на глобальные масштабы. Его миссией является Всеобщая перемена, кладущая конец психической, социальной, экономической и политической изоляции. Недейственными стали старые гражданские, государственные и национальные группировки. Ничего не может быть дальше от духа новой техники, чем ╚место для всего и все на своем месте╩. Вы не можете, как прежде, укрыться дома.
Мир различий лежит между современной
домашней средой, объединенной электронной
информацией, и классной комнатой. Сегодняшнее
телевизионное дитя настроено на самые последние
╚взрослые╩ новости - инфляцию, бунты, войну,
налоги, преступления, на красоток в купальниках -
и сбито с толку, когда вступает в среду XIX в.,
которая все еще характеризует учебное заведение,
где информация скудна, но упорядочена и
построена по отдельным классифицированным
планам, темам и графикам. Эта среда по своей
сущности более похожа на любую фабричную
структуру с ее инвентарем и сборочными
конвейерами.
...Пришел конец публике - в значении великой
согласованности отдельных и отличных точек
зрения. Сегодня массовая аудитория (преемница
╚публики╩) может быть использована в качестве
творческой, причастной силы. Вместо этого ей
просто дают пачки пассивных развлечений.
Политика предлагает вчерашние ответы на
сегодняшние вопросы.
Возникает новая форма политики, причем
такими путями, которых мы еще не заметили. Жилая
комната стала кабиной голосования. Участие с
помощью телевидения в маршах Свободы, в войне,
революции, надругательствах и других событиях
изменяет все...
Электронная система является продолжением
центральной нервной системы.
Средства коммуникаций, изменяя среду, вызывают в
нас необычные соотношения чувственных
восприятии. Расширение любого чувства изменяет
образ нашего мышления и деятельности - нашего
восприятия мира. Когда изменяются эти
соотношения, изменяются и люди.
Доминирующим органом ощущений и общественной
ориентации в доалфавитных обществах было ухо -
╚слух был верованием╩. Фонетический алфавит
вынудил магический мир уха уступить
нейтральному миру глаза. Место уха у человека
занял глаз. -
Западная история почти на 3 тыс. лет была
сформирована введением фонетического алфавита -
средства получения информации, зависящего лишь
от глаза. Алфавит является сооружением,
состоящим из отдельных кусков и частей, у которых
нет собственного семантического значения и
которые должны быть нанизаны, подобно бусам, в
одну линию в предписанном порядке. Его
использование питает и поощряет обычай
воспринимать всякую среду в визуальных и
пространственных рамках - в особенности в рамках
пространства и времени, которые однородны,
постоянны и взаимозависимы...
Видимое пространство однородно, постоянно и
связанно. В нашей западной культуре рациональный
человек является визуальным человеком. Для него
несущественно, что наиболее здравый опыт
обладает небольшой ╚видимостью╩.
Рациональность и видимость долго были
взаимозаменяемыми терминами, но мы не живем
более в преимущественно видимом мире.
Разделение видов деятельности или привычка
мыслить кусочками и частями - ╚специализация╩ -
отражали ступенчатый линейный
бюрократизирующий процесс, внутренне присущий
алфавитной технике.
До того как было изобретено письмо,
человек жил в акустическом пространстве:
лишенный границ, направления, горизонта, в
умственном мраке, в мире эмоций, при посредстве
первобытной интуиции, ужаса. В этом болоте речь
являлась социальным путеводителем.
Гусиное перо положило конец господству языка;
оно уничтожило тайну; оно породило архитектуру и
города, дороги и армии, бюрократию. Это была
коренная метафора, с которой начался цикл
цивилизации, шаг из темноты в свет ума.
Рука, которая заполняла пергаментную страницу,
строила город.
Книгопечатание утвердило и усилило новый
акцент на видение. Оно обеспечило появление
единообразного размножаемого ╚товара╩, первый
сборочный конвейер - массовую продукцию.
Оно создало портативную книгу, которую люди
могли читать в уединении изолированно от других.
Теперь человек мог внушать убеждения - и вкушать
предубеждения. Подобно станковой живописи,
напечатанная книга многое прибавила к нашему
культу индивидуализма. Стала возможной личная
установившаяся точка зрения, и грамотность
даровала возможность обособленности, изоляции.
Моментальный мир электроинформационных средств
включает нас целиком и сразу. Невозможно
обособление структуры...
╚Время╩ прекратилось, ╚пространство╩ исчезло.
Мы теперь живем во всемирной деревне... в
единовременном происшествии.
Мы переместились вновь обратно в акустическое
пространство. Мы начали снова испытывать
первобытные чувства, племенные эмоции. от
которых нас отдалили несколько веков
грамотности.
Нам надо переместить центр внимания с действия
на реакцию. Генерь мы должны заранее знать
последствия любой политики или поступка,
поскольку результаты проявляются без
промедления...
При высоких скоростях электронных коммуникаций
более невозможны чисто визуальные средства
постижения мира; они слишком медленны, чтобы быть
своевременными или эффективными.
...Замкнутая связь через электросистемы крепко
соединяет люден друг с другом. Информация
изливается на нас мгновенно и непрестанно. Как
только информация получена, она тут же
замещается еще более свежей. Наш сформированный
электроникой мир вынудил нас отойти от привычки
классифицировать факты и способы узнавания по
типам. Мы не можем более строить секционно,
камень за камнем, шаг за шагом, потому что
немедленная информация обеспечивает
сосуществование в состоянии активного
взаимодействия всех факторов окружения и опыта...
Печатная техника создавала публику.
Электронная техника создала массу.
Публика состоит из отдельных индивидуумов,
бродящих вокруг с собственными установившимися
взглядами на мир - точками зрения. Новая техника
требует, чтобы мы отказались от роскоши этой
позы, этих отрывочных наблюдений.
Метод нашего времени заключается в том,
чтобы использовать не частичные, а комплексные
модели для исследования - техника
приостановленного суждения является открытием XX
в., так же как техника изобретательства является
открытием XIX в...
Сейчас настали трудные времена, потому что мы
являемся свидетелями сокрушительного
столкновения двух великих технических эпох. К
новой эпохе мы приближаемся с психологическими
предубеждениями и чувственными реакциями,
рожденными старой. Это столкновение неизбежно
происходит во все переходные периоды: например, в
позднем средневековом искусстве мы видели страх
перед новой книгопечатной техникой, выраженный в
теме ╚Плясок смерти╩.
Сегодня подобные страхи выражены в театре
абсурда. И то и другое одинаково бесплодно:
попытка осуществить при помощи старых орудий то,
чего требует новая обстановка.
...Телевидение завершает цикл чувственного
восприятия мира человеком. С вездесущим ухом и
движущимся глазом мы уничтожили письмо -
акустиковизуальную метафору, которая определила
динамику развития западной цивилизации.
Телевидение вводит в практику активный
исследовательский подход, который включает в
себя все чувства одновременно, а не одно зрение.
Вам приходится быть ╚с╩ ним... В телевидении
образы проецируются на вас. Вы служите экраном.
Образы обволакиваются вокруг вас. Вы являетесь
точкой исчезновения. Это создает своего рода
направленность вовнутрь, обратную перспективу...
Реальная тотальная война стала информационной войной. В ней сражаются
при помощи утонченных информационных средств, как в условиях ╚холодной войны╩,
так и постоянно. ╚Холодная война╩ является реальным военным фронтом - окружением,
включающим всех во все время и везде...
Информация, обработанная вашей средой, есть пропаганда. Пропаганда кончается
там, где начинается диалог. Вы должны обращаться к средству информации, а не
к программисту. Говорить с программистом все равно что жаловаться продавцу булочек
с сосисками у входа на стадион на плохую игру вашей любимой команды.