Тропинки в библиотеке

Социальные и педагогические последствия сетевой интеграции

 

Рост скорости передачи информации, снижение трения.

Техника сглаживает или смазывает все механизмы общества. Передвижение информации и материалов осуществляется свободно, с маленькими потерями или сопротивлением. Скорость обмена культурными единицами (мимами по аналогии с генами [Р. Докинз]) и, соответственно, скорость эволюции еще более возрастает. Особенностью современного мира является та скорость, с которой он меняется.

 

Следствия для образования

  1. Линейная карьера, программируемый профессиональный рост становятся проблематичны.
  2. Человек одновременно может участвовать в деятельности нескольких сетевых ансамблей.
  3. Непрерывное образование становится жизненной потребностью для всех членов общества.
Глобализация

Сущность экономической глобализации заключается в том, что на сегодняшний день расстояния ничего не добавляют к цене, и поэтому конкуренция становится мировой. Таким образом, никакое региональное производство или объединение не может считать себе защищенным от конкуренции только в силу своего географического положения. Слияние компаний, произодящих сходную продукцию и оказывающих сходные услуги будет происходить не по территориальному принципу.

Как показывает анализ российской группы Internet-Incubator (Андрей Вакуленко) простой перенос в провинцию Интернет-услуг, развитие которых уже произошло или уже началось в столице, абсолютно бесперспективно. С другой стороны, новые опережающие идеи, сформулированные где угодно, могут быть вполне конкурентноспособны.

Еще Винер писал о том, что до того пункта до которого доходят слово человека и его способность восприятия, расширяется управление и в известном смысле его физическое существование. Видеть весь мир и отдавать приказы всему миру - это почти то же самое, что находиться повсюду. Развитие этой тенденции + рост эффективности и удешевление транспорта идей, приводят к тому, что нет уже никакой необходимости в присутствии человека в заданном месте.

Объединение компенсируется передачей отдельных функций организациям, специализирующихся на выполнении одной определенной функции. В связи с тем, что трение снизилось, отпадает необходимость в объединение всех функций в рамках одной организации. Например, школа не обязательно должна содержать еще и столовую или штат уборщиц - эти функции могут быть переданы организациям, специализирующимся на уборке и кормлении.

Следствия для образования

  1. Ряд образовательных услуг будет оказываться непосредственно организациями хранителями информации - библиотеки, музеи (нешкольные!)
  2. Возникновение сетевых образовательных комплексов
  3. Восстановление традиции "надомничества" в тех сферах, где оно оправданно (в образовании?). Глобальная деревня у МакЛюэна
  4. Жюль де Росне использует это же положение для того, чтобы похоронить понятие "работа в оффисе"
Дифференциация и интеграция. Возрастающая сложность

Все возрастающее разделение труда ведет к дифференциации компонентов системы в более специализированные подвиды. Увеличивающаяся зависимость этих подвидов от остальной системы для того, чтобы возместить те способности, которые были утеряны из-за специализации, ведет к повышению интеграции и сплоченности.
Дифференциация и интеграция вместе ведут к усложнению мировой системы и к большей независимости ее от окружающей среды Каждое не полностью удовлетворенное требование или каждый не до конца использованный ресурс определяет нишу, внутри которой мог бы развиваться новый вид подсистемы.

Следствия для образования

  1. Необходимость непрерывного обучения
  2. Необходимость тектологического подхода. Необходимая для прогресса специализация требует все больших усилий и в деле наведения мостов между отдельными областями знаний [Буш].
  3. Необходимость создания гибридных сообществ, которые включают не только людей, но и компьютерные средства, поддерживающие их общение, хранящие массу справочной информации.
Повышение продуктивности, эффективности

Повышение продуктивности, эффективности транспортировки, товаров и услуг приводят к тому, что для производства того же количества товаров требуется меньше усилий и сырья.Как указывается в совместной платформе Пейперта и Капертона [Caperton-Papert Platform-99]- задача поставить каждому ученику компьютер домой уже не кажется неосуществимой. Более того, отсутствие его дома равносильно тому, как если бы мы строили свою письменную культуру в условиях, когда дети могут пользоваться книгой и карандашем только в школе.

Следствия для образования

  1. Компьютеры не только в школе, но и дома. Восстановление традиции "надомничества"
  2. Сетевые образовательные сообщества.
  3. Экологические проблемы в образовании. Вопрос "Зачем производить так много" ?
Сокращение уровней иерархий

Эффективность и контроль возрастают и современные организации, и все общество могут функционировать со значительно сокращенным числом иерархических уровней. Традиционные пирамида власти, дисциплины и доминирования постепенно трансформируются в более "горизонтальную" структуры. Такие системы по по организации более напоминают живую клетку. В такой клеточной структуре власть, чувство долга, соперничество перестают быть определяющими в поведении людей. Им на смену приходят участие, внутренняя мотивация, партнерские отношения, самоконтроль, самодисциплина и совместные решения. Новые способы размышления и образования предлагают и противопоставляют традиционной иерархии институтов и централизации власти иерархию, которая будет находиться в состоянии постоянной оценки и будет основываться на профессиональной компетентности и децентрализованной ответственности.

Следствия для образования

  1. Развитие менее иерархизированных систем, в которых информация распространяется в большей степени по горизонтальным связям.
  2. Утрачивается монопольное право на созыв собрания - общество становится более "дружественным"
Функциональная автономность и социальная зависимость

Организации и индивидуумы становятся все более автономны в выполнении своих функций, но все более зависимы от социальной среды в определении, какие функции доступны и востребуемы. Общество все больше напоминает сложный организм, со своими особыми клетками, органами и тканями, которые функционально автономны, но тесно интегрированы в мировую, самоорганизующуюся сеть взаимодействующих друг с другом процессов.

Следствия для образования

  1. В качестве компенсации за все большую интегрированность человек получет возможность самостоятельно планировать собственное время и распорядок собственной деятельности.
Специализация

Развивающиеся совместно компоненты адаптируются друг к другу, таким образом, повышая общую эффективность и связность сети. Ни одна подсистема не может отказаться от специализации, потому что тогда она не сможет соперничать с более преуспевающими конкурентами

Следствия для образования

  1. Специализированные формы обучения.
  2. Специализированные сетевые сообщества, объединяющие профессионалов.
  3. Необходимость тектологического подхода (Богданов, Росне)

 

Общий перечень педагогических следствий
  1. Непрерывное образование становится жизненной потребностью для всех членов общества.
  2. Развитие менее иерархизированных систем, в которых информация распространяется в большей степени по горизонтальным связям.
  3. Утрачивается монопольное право на созыв собрания - общество становится более "дружественным"
  4. В качестве компенсации за все большую интегрированность человек получет возможность самостоятельно планировать собственное время и распорядок собственной деятельности.
  5. Линейная карьера, программируемый профессиональный рост становятся проблематичны.
  6. Человек одновременно может участвовать в деятельности нескольких сетевых ансамблей.
  7. Передача образовательных услуг непосредственно организациями хранителями информации - библиотекам, музеям и другим сообществам.
  8. Компьютеры не только в школе, но и дома. Восстановление традиции "надомничества" в тех сферах, где оно оправданно
  9. Активное использование различного рода сетевых сообществ для образовательных целей
  10. Необходимость тектологического подхода (Богданов, Росне). Экологические проблемы в образовании. Вопрос "Зачем производить так много" ?

 

Первая редакция: 01/29/01 18:58:54
Последние правки :  
Евгений Патаракин - Ваши замечания, дополнения и добавления