Интернет, экология, обучение и общественный транспорт

"Этим транспортникам даже убийство с рук сойдет!" Клиффорд Саймак, "Заповедник гоблинов".

Тему статьи предложила мне Ирина Фуфаева, зав. отделом газета "Берегиня" . Вопрос был сформулирован следующим образом - "существуют ли благодаря сети Интернет возможности для студента из Автозаводского района Нижнего Новгорода учиться в Университете, который расположен в Советском районе, и не кататься при этом каждый день по паре часов в общественном транспорте, способствуя загрязнению окружающей среды?".

Следует отметить, что проблема организации обучения на расстоянии давно уже не является технической проблемой. Еще пятьдесят лет назад Норберт Винер в главе "ОРГАНИЗМ В КАЧЕСТВЕ СИГНАЛА" своей книги "Кибернетика и общество" в начале пятидесятых годов писал о том, что до того пункта до которого доходят слово человека и его способность восприятия, расширяется управление и в известном смысле его физическое существование. Видеть весь мир и отдавать приказы всему миру ≈ это почти то же самое, что находиться повсюду.

В качестве примера Винер описывает возможный процесс постройки здания в Америке под руководством архитектора, который находится в Европе. Архитектор составляет план, который в считанные секунды передается по факсу. Обратная связь осуществляется при помощи фотографий, которые уже тогда могли быть переданы фототелеграфом. Любое замечание или совет, которые архитектор пожелает дать по работе своему уполномоченному, могут быть переданы по телефону, по фототелеграфу или по телетайпу. Таким образом, физическая транспортировка архитектора и его документов уже в середине прошлого столетия могла быть весьма эффективно заменена передачей сигналов.

Довольно распространенный пример могущества современных коммуникаций - рассказ о том, что сегодня преподаватель может читать лекцию для студенческой аудитории, находясь от этой аудитории за много километров, используя режим видеоконференции. Но, если преподаватель может находиться за много километров, то что заставляет студентов находиться в аудитории? Во-первых, это стремление организаторов обучения обеспечить необходимую организацию, дисциплину и стандарты. Во-вторых, тот факт, что в учебной аудитории сосредоточены необходимые технические средства, поддерживающие процесс коммуникаций (дорогостоящая техника, квалифицированная служба поддержки, мощный канал связи).

Необходимость существования учебной Интернет-аудитории (машины, подключенные к общему Интернет-каналу) аналогична необходимости существования фабрики, как места, где сосредоточены машины, подключенные к общему паровому двигателю. Эта аналогия позволяет нам вернуться к тем страницам "Кибернетики и общества", где Винер пишет о том, что с развитием техники необходимость подключения всех машин к единому источнику энергии больше уже не является серьёзным основанием для географической близости. Теперь мы в состоянии возвратиться к надомничеству в тех местах, где в другом отношении оно было бы уместно. Привычка или обычай собирать учеников в одном месте не имеет прежней экономической целесообразности. Этот обычай входит уже и организацией нашей повседневной жизни, которая все более близка к надомничеству.

Пример использования транспортной метафоры по отношению к сети Интернет дал Умберто Эко в интервью Ли Маршаллу - когда Бенц и прочие изобрели автомобиль, они представить себе не могли, что в один прекрасный день рынок затопит мощный вал фордовской модели "Т", что произошло сорок лет спустя. Как заставить людей пользоваться средством передвижения, которое, простите за каламбур, им не по средствам? Очень просто: предоставьте в их распоряжение возможность поминутной аренды автомобиля и назовите его "такси". Именно это новшество дало массам доступ к новой технологии и позволило индустрии производства расшириться до тех пределов, в которых стало возможным появление модели "Т".
Таким же такси, зачастую и полностью бесплатеным, для развитие Интернет-технологии и Интернет-индустрии являются сегодня классы открытого доступа.

Как писал еще Маршал МакЛюэн, мир различий лежит между современной домашней средой, объединенной электронной информацией, и классной комнатой ... , где информация скудна, но упорядочена и построена по отдельным классифицированным планам, темам и графикам. Эта среда по своей сущности более похожа на любую фабричную структуру с ее инвентарем и сборочными конвейерами.

Тропинка продолжается, но дорога становится круче.

Но, одно дело технические возможности, а другое - социальные установки. В этом плане современное школьное образование и современный общественный транспорт представляют собой сходные явления. Это предположение в целом ряде своих работ высказал Иван Иллич еще в середине 70-х годов 20-го века.

Иллича интересовала проблема выхода их экологического кризиса. При этом он рассматривал экологию, не столько как одно из направлений науки биологии, сколько как определенную точку зрения, позицию с которой мы рассматриваем развитие общества, новые технические решения. Проблема загрязнения окружающей среды является одним из следствий кризиса, в который погружается человечество. Нарушение равновесия между человеком и окружающей природой является только одним из последствий нарушения равновесия существования человечества. Эта позиция, экологический подход к развитию общества и техники, позволили Илличу выделить общие черты, характерные для различных сфер жизни современного общества. Исследуя такие сферы общественной жизни как транспорт, медицина, образование, Иллич показал, что с определенного момента, по достижения определенной скорости развития они становятся обязательными. Эта всеобщая обязательность приводит к побочным деструктивным процессам и экологически вредным последствиям. Школьное обучение и общественный транспорт связываются Илличем по общему признаку или конструкту - всеобщая, полная обязательность (radical monopoly).

Сходные черты Иллич находил и в современных средствах коммуникации. Когда японцы предложили ему выступить с сообщением о современных электронных средствах коммуникации, он рассказал им печальную историю в духе "Моего американского дядюшки" Алана Рене - о том, как он родился в 1926 году в Вене и его одномесячным отвезли к дедушке на один из югославских островов Средиземноморья, где предшествующие 500 лет мало что менялось - те же прессы отжимают виноград, с тех же лодок ловят рыбу, и масло собирается с древних деревьев. И новости его дедушка получал один раз в 3 дня. И история развивалась неспешно. И окружающая среда была общественной. Но с его появлением все изменилось. На том же корабле, который привез маленького Иллича на остров, привезли и первый громкоговоритель. И с тех пор тишина перестала быть общинным достоянием - она стала ресурсом, который использовали говорящие. И язык превратился в национальный ресурс для общения.

Анри Лабори в своей книге "Новая Решетка" вводит образ индивидуального коммуникационного пространства. Все мы погружены в сферы наших коммуникаций, как в пузырек воздуха. И постепенно этот пузырек в разных направлениях расширяется - мы контактирует с большим числом людей, языков, предметов. Благодаря развитию радио, телевидения эта сфера, которая нам необходима для удовлетворения первичных информационных потребностей все время стремительно расширяется. Как писал Тейяр де Шарден, каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных известий В то же время, сфера, в которой мы можем осуществлять какие-то реальные действия и которую мы можем контролировать также неуклонно уменьшается. У человека, в отличии от животных, принято говорить не только о территории, но и о пространстве. При этом, следует выделить сразу несколько пространств: визуальное, слуховое и др. Человек как бы погружен в несколько пузырьков. Те из них, которые необходимы для удовлетворения его потребностей составляют его жизненное пространство. Когда то эти области были индивидуальны, но с развитием специализации происходит тесное переплетение людей и в этих переплетениях образуются новые групповые пространства. Семьи, корпорации, регионы, нации и планетарный организм. Ужасающая скученность, в которой люди существуют в городах приводит к тому, что индивидуальное пространство катастрофически сокращается. Радио, телевидение, пресса расширяют аудио, видео, когнитивное пространство, но не способствуют расширению пространства, в котором человек мог бы действовать. В начале двадцатого века большинство (более 90%) слов человек узнавал из повседневного общения с родственниками и знакомыми - из своего непосредственного, физически реального окружения. Сегодня ситуация обратная и большинство новых слов приходит к нему с экранов телевизора и компьютера. Подобные обязательные черты в мифологиях современного потребления и рекламы находил Ролан Барт. Французам следует пить национальный напиток - вино, молодому поколению следует выбирать Пепси.

Мы питаем безответственные надежды:
машины будут за нас работать;
учителя сделают нас ученее;
терапевты сделают нас счастливее.

Выход из экологического кризиса по Илличу связан с пониманием того, что люди смогут быть более счастливыми только работая вместе и заботясь друг о друге.

Современное образование и современный общественный транспорт представляют собой сходные социальные явления и Интернет способен помочь нам пересмотреть свое отношение к этим явлениям.

Тропинка продолжается и приближается к дому


Комментарии и замечания - Евгению Патаракину

Обновление: