Сеть Интернет это - множество компьютеров, которые связаны между собой таким образом, что их информационные и вычислительные ресурсы составляют одно целое, а скорость передачи информации от одного компьютера к другому столь велика, что разница между тем или иным компьютером для пользователя постепенно исчезает. В соответствии с этим определением существует сообщество людей, которые объединены столь быстрой связью, что для их совместной деятельности их физическое месторасположение уже не играет роли.
Для того, чтобы яснее увидеть суть изменений, происходящих в обществе благодаря развитию телекоммуникационных средств, необходимо посмотреть на происходящие события, как на неизбежный и закономерный шаг на пути эволюции жизни на нашей планете. Успехи, достигнутые в сфере информационных технологий, обозначают определенный этап развития не только человеческого сообщества, но и всего эволюционного процесса, который направлен к объединению крупинок человеческого разума и тотальной социализации. Развитие сети Интернет явилось естественным шагом на пути эволюции человечества. Создание компьютерной сети, посредством которой люди оперативно взаимодействуют друг с другом - есть частный и конкретный способ решения общей проблемы - создания единого сетевого сообщества или единого человеческого организма.
Общность законов мышления, общность эволюционных закономерностей активно обсуждается и анализируется более столетия и это чувство общности пронизывает работы, выполненные в различных странах и в различных предметных областях.
Обозначим лишь наиболее известные имена и их наиболее известные работы.
Герберт Спенсер | Синтетическая философия. Аналогии между обществом и живым организмом. Общие закономерности эволюции. Сходство схвачено и использовано скорее на фенотипическом уровне. |
Анри Бергсон | Творческая эволюция. Общие закономерности эволюции живой и мыслящей материи. Генетическое родство природы и сознания. Сходство процессов развития личности и развития вида.Наш индивидуальный путь это тоже постоянная эволюция нашего сознания. |
Александр Богданов | "Очерки организационной науки". Общие принципы и закономерности в природе, деятельности, организации мышления. Очевидно, что тектология строилась под воздействием Спенсера и Бергсона. Общность законов, которые действуют в мире природы, общества и сознания. Важно отметить, что уже Богданов обратил внимание на то, что каждый человек является носителем своей собственной тектологии. Эти идеи во многом перекликаются с позицией Дж. Келли, который рассматривал каждого человека как исследователя. |
Вернадский | Научная мысль как планетарное явление. Объединение научной мысли. Эволюционный процесс создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества |
Тейяр де Шарден | "Феномен человека". Объединение человчества в общий мицелий. Развитие человеческого общества, как продолжение творчества единого для всей планеты эволюционного процесса |
Норберт Винер | "Кибернетика", "Кибернетика и общество". Общность принципов управления лежащих в основе поведения живых существ и автоматов |
Леви-Стросс | "Неприрученная мысль." Общие структуры мышления в различных культурах. Мысль о том, что каждая человеческая личность есть монокультура и она подобна категории растительного или животного вида |
Мишель Фуко | "Слова и вещи". Общие структуры в естественной истории, лингвистике, экономике. |
Маршал МакЛюэн | "Средство само есть содержание". Объединение сферы коммуникаций. |
Карл Поппер | Общие закономерности эволюции в природе и сфере научных открытий. |
Станислав Лем | "Сумма Технологии". Общие закономерности эволюции техники и природных видов |
Умберто Эко | "Отсутствующая структура". Применение общего структурального метода к анализу различных сфер деятельности человека |
Валентин Турчин | "Феномен науки". Теория метасистемного перехода - от неподвижности к культуре. |
Ричард Докинз | "Эгоистичный ген". Мим, как аналог гена в культурной среде. Общность принципов отбора и эволюции в природе и культуре. Передача культурного наследия аналогична генетической передаче. |
Идея объединения человечества, единства мышения представлена и в художественной литературе. Просто необходимо упомянуть книги Борхеса и Павича, в которых созданы выдающиеся метафоры "сада расходящихся тропок" и "тела Адама Рухани". Итак, то о чем так настойчиво говорили нам философы и писатели свершилось - человечество объединилось в сетевое сообщество и это сообщество чрезвычайно похоже на единый живой организм.
Как заметил Френсис Хейлиген, вопрос не в том, является ли общество организмом, а в том, насколько полезна подобная точка зрения.
Мы воспользуемся этой точкой зрения, поскольку она позволяет разобраться
в том многообразии важных изменений, которые происходят в структуре общества,
яснее увидеть
социальные и педагогические последствия сетевой интеграции.
Объединение множества корпоративных и персональных компьютеров в единую электронную сеть, оказывает сегодня и прямое и косвенное влияние на все сферы наших знаний и практик, меняет сами способы наших размышлений.
Мир и отдельные личности образовали качественно новый симбиоз, где, как писал Вилем Флуссер, уже не осталось ничего, кроме связи. Личность - это только узелок в сети, в который собираются и от которого разбегаются информационные каналы. Происходит стремительный переход к ситуации, когда мы - это прежде всего каналы получения и передачи информации.
Первая редакция: 01/29/01 14:58:54
Последние правки :
Евгений Патаракин