Первые попытки анализа технических средств, с точки зрения их пригодности к использованию в педагогическом процессе и рамках школьной учебной сети, можно обнаружить в работах Селестина Френе который еще в 1926 году разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками и, таким образом, включались во взаимодействие с другими школьниками, во взаимодействие со своими собственными представлениями, и такими понятиями как прошлое, настоящее и будущее.
Целью Френе было не только расширение горизонтов взаимодействия ребенка с информационной культурой, но и постановка перед учеником проблем, связанных с его собственной индивидуальностью и его взаимосвязью с окружающим миром.
Френе рассматривал коммуникационные возможности - музыкальные записи, фотографии, телефонные разговоры, радио, кинофильмы и телепередачи - прежде всего как средства для выработки учеником своего собственного языка, при помощи которого он мог бы общаться с другими людьми. Таким образом, понятие языка у Френе включает в себя все богатство выразительных средств, которыми обладает человеческая культура. Слова, которыми Френе описывал возможное использование современных средств сообщений, звучат сегодня удивительно трогательно и наивно:
Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, с зубрежкой и оттарабаниванием уроков. И это - в век фотографии, кино, грамзаписи, пишущих машинок, железных дорог, автомобилей и самолетов!
Несколько лет назад появилось новое учебное средство, не менее ценное, чем кинопроектор и проигрыватель: это магнитофон. Его можно прекрасно использовать в учебных целях, в частности записывать голоса учеников, рассказы рабочих и ремесленников.
Радио почти не используется в нашей работе. Оно так же, как и современный кинематограф, абсолютно не соответствует нашим методам. Однако, мы вовсе не собираемся отказываться от радио. Напротив, чтобы отражать все богатство современного мира, школа должна будет сделать радио и кинематограф незаменимыми учебными средствами, имеющими богатейшие возможности.
Иван Иллич ввел определение "Conviviant" по отношению к средствам коммуникации, что обычно переводят как дружелюбный или дружественный. Необходимо вспомнить, что Иллич противопоставлял этот термин прежде всего полной монополии. Например, телефон это - "дружественное" средство, поскольку каждый может его использовать для того чтобы связвться с другими людьми и общаться на темы, которые он сам выберет. А телевизор - средство недружественное, так как все, что вы можете с ним делать это - переключать каналы и выбирать передачи, которые вам будут показывать. Сходную позицию можно найти у Анри Лобари в его анализе личного коммуникационного пространства. В этом смысле, противоположный дружелюбию полюс прекрасно иллюстрируется строчками Григория Остера
"Но если хочешь довести людей до горьких слез,
То безопаснее всего по радио дразнить".
Оценить различные средства с точки зрения перспектив их использования в образовательной учебной сети (в Учебной Паутине).