Библиотека Виртуальной Пустыни

Педагогические последствия сетевой интеграции

Патаракин Е.Д.

Данный текст написан для виртуальной конференции "Социально-психологические последствия новых технологий" на www.auditorium.ru и представлен по адресу www.auditorium.ru/conf/psichol

Резюме

В работе рассматриваются изменения, которые происходят в образовательных учреждениях после включения их в сетевое пространство. Приводятся основания и примеры того, почему и как стираются границы между школой и окружающим ее миром.

Введение

Анализ следствий бурного развития коммуникаций, которые затрагивают общество и наше сознание, начался уже в середине прошлого века. Этот анализ был связан прежде всего с кибернетикой - работы Ваннавера Буша (1), Норберта Винера (2 )и Маргарет Мид(3). Уже в этих работах были затронуты проблемы, с которыми сталкивается в новой среде педагогика. В семидесятые годы происходит новый всплеск интереса к этой области. С одной стороны он связан с более широким распространением идей о единстве принципов материальной и духовной эволюции. Пророческие идеи Анри Бергсона(4) и Тейяра де Шардена (5)получают более строгое описание в работах Карла Поппера (6) и Ричарда Докинза(7) . С другой стороны экологический кризис и общность проблем, с которыми сталкивается человечество в области материальной и духовной экологии. В работах Анри Лобари (8), Жюля Росне (9) и Ивана Иллича (10) подробно рассматриваются следствия и возможности обучения в более открытых, чем школа, системах. В 1972 году Иллич вводит термин "Учебная паутина", подробно описывает механизмы ее работы и выделяет главную характеристику хорошей системы образования: она должна обеспечивать всем желающим в любой период жизни и в наиболее удобное для них время доступ к имеющимся ресурсам. С началом 90х годов тема социальных последствий развития коммуникаций обретает особую остроту в связи развитием на основе сети Интернет всемирной паутины, объединяющей все человечество. Образ человечества как единого суперорганизма используется для анализа складывающейся ситуации целом рядом авторов. Следует выделить группу Principia Cybernetica, лидерами которой являются Валентин Турчин (11) и Френсис Хайлеген (12). Группа ведет анализ социальных последствий перехода человечества на новый метауровень, не рассматривая отдельно проблемы образования.

Интернет и закрытые учреждения

Развитие техники сглаживает все механизмы общества. Передвижение информации и материалов осуществляется свободно, с маленькими потерями или сопротивлением. Скорость обмена культурными единицами, скорость эволюции еще более возрастает. Эффективность и контроль возрастают и современные организации, и все общество могут функционировать со значительно сокращенным числом иерархических уровней. Общество все больше напоминает сложный организм, со своими особыми клетками, органами и тканями. Социальные органы и клетки функционально автономны, но тесно интегрированы в мировую самоорганизующуюся сеть. Организации и индивидуумы становятся все более зависимы от социальной среды. В то же время они становятся более автономны в выполнении своих функций. В качестве компенсации за все большую интегрированность человек получает возможность самостоятельно планировать собственное время и распорядок собственной деятельности. Этот новый стиль жизни всего общества находится в противоречии с закрытым характером многих социальных институтов, само существование которых до некоторой степени определяется тем, что они закрыты. Перед каждым из таких зданий может быть повешена табличка "На время пребывания в театре (школе, армии, больнице, ┘) администрация просит отключить средства мобильной связи. Фото и видеосъемка только по согласованию с администрацией." Почему? На том основании, что процессам, происходящим внутри этих учреждений, открытость мешает. Их внутренние процессы находятся в противоречии с вектором развития общества и разрешаться это противоречие будет за счет изменений в функционировании этих социальных институтов. Неотвратимость этих изменений определяет актуальность изучения того, что происходит со школой и сходными социальными институтами, когда их двери и окна открываются под напором новых способов коммуникации.

Открытая школа

В последние годы лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН был выполнен ряд проектов, которые дают представление о том, что происходит со школами (13), театрами (14) и музеями (15)при включении их в сетевое пространство. В 1996 - 1999 году в начальной школе ИПС РАН в Переславле-Залессском действовала Интернет-студия. Содержание учебных занятий - Интернет, графические редакторы, UCB-Logo, международные сетевые проекты. В данной работе хотелось бы проанализировать происходившее не с точки зрения обучения детей использованию компьютеров, программированию и основам информатике, а с точки зрения того окружения, в котором они оказывались в Интернет студии. Интерес представляет именно открытость этой учебной площадки и возможность сохранения и последующего представления событий, которые на ней происходят.

Одомашнивание сети

То, что компьютер и сеть становятся частью повседневной жизни оказывает на образование значительно большее влияние, чем появление компьютера в школе в качестве очередного обучающего средства. Появление сети Интернет в доме меняет наши представления о доме, но оно меняет так же и наши представления о самой сети.

Некоторые из учеников начальной школы имели дома компьютеры, подключенные к сети. Рисунки, мультфильмы, фрагменты программ, которые писали дети были доступны на сервере школы практически сразу после занятий. Ученики, вернувшись домой, могли посмотреть свои работы с домашних машин и показать их своим родителям. Кроме того, многие родители наших учеников могли посмотреть на сервер школы и со своих рабочих машин из института. Результаты творческой работы ученика доступны для анализа и критики родителей. У нас было несколько случаев, когда родители были недовольны результатами ученика (именно результатами, а не оценкой!) и на следующее занятие он приходил нацеленный на выполнение более интересной работы.

Мы разрешали школьникам писать письма своим папам и мамам, если это не мешало деятельности других ребят. Как правило, это были или обычные приветы или приветы, снабженные картинками и мультфильмами, которые дети создавали в ходе занятий.

Практика написания школьных рефератов совершенно изменилась. Уже во втором классе, получив задание, ученик обращается к сети или к домашней коллекции CD-дисков, собирает информации и оформляет ее в документе и посылает ее либо на работу папе или маме, либо сразу на печать. Это стандартная практика для учеников, имеющих в дома компьютер. Распространение компьютеров в школе с запозданием предоставляет те же возможности учителям. Мы зафиксировали, что в преподаватели начальной школы начали использовать сеть для подготовки учебных материалов, но это произошло около года после того, как эту возможность осознали ученики.

Самый серьезный вопрос, который возникает в связи с распространением домашних компьютеров подключенных к сети, связан с основаниями школьной практики. Вопрос "почему дети должны ходить в школу" должен быть заново переосмыслен. Еще Винер писал о том, что с развитием техники необходимость подключения всех машин к единому источнику энергии больше уже не является серьёзным основанием для географической близости. Теперь мы в состоянии возвратиться к надомничеству в тех местах, где в другом отношении оно было бы уместно. То же самое мы сегодня можем сказать и о необходимости Интернет-классов или центров открытого доступа. Необходимости подключения всех машин в одном классе к единому источнику и информационному каналу больше нет.

Привычка или обычай собирать учеников в одном месте для работы в компьютерной сети не имеет прежней экономической целесообразности. Этот обычай входит уже в противоречие и с организацией нашей повседневной жизни, которая все более близка к надомничеству. Показательна в этом плане совместная платформа Капертона-Пейперта (16), в которой утверждение о том, что компьютер уже является столь же необходимым орудием обучения, как и книга, доводится до логического завершения. Представьте себе, пишут авторы, сколь ограничено было бы наше образование, если бы мы могли пользоваться книгой только в школе.

Сказанное не означает, что у школьной практики нет оснований. Но для образования с использованием компьютерных сетей, а современное образование таким и является, основания следует искать не в экономике или исторически сложившейся традиции. Пока такие основания не найдены. Наиболее яркой иллюстрацией этому является судьба двух наиболее известных и крупных сетевых образовательных проектов - ThinkQuest и Virtual Classroom, которые имели сходную идеологию, финансировались одними и теми же корпорациями и выполнялись чуть ли не общим коллективом. Основная разница состояла в том, что ThinkQuest ориентировался на небольшие группы детей, действующих при поддержке консультантов, а Виртуальный Класс объединял именно школьные классы, общение и деятельность которых определялось личностями школьных учителей. В 2000 году Виртуальный Класс прекратил свое существование в связи с тем, что корпорация AT&T прекратила его финансовую поддержку.
Анализ работ и комментариев к ним участников ThinkQuest и особенно победителей, показывает, что большинство из них использовали домашние машины для построения сайтов и домашние каналы связи для общения между собой. Если мы посмотрим на российские конкурсы, то они так же предпочитают обращаться непосредственно к участникам проекта, минуя школьную администрацию и школьных учителей.

Постепенное присвоение, одомашнивание сети происходит в сфере содержания телекоммуникационных проектов. Первые международные проекты, в которых участвовали наши школьники, основывались на значительном географическом и культурном разделении партнеров. Так в проекте 1995 года японец Такеда-Сан - ветеран войны и затем военнопленный в сибирском лагере рассказывал российским детям о войне, которую он видел, находясь с той стороны фронта. В проекте "Сказки наших бабушек" (1998 - 1999 гг.) команды Виртуального класса собирали истории, игры, воспоминания о путешествиях. Коммуникации происходили, прежде всего, между взрослыми и детьми одной школы, а уже потом эта информация попадала в школу и становилась предметом международного обмена между членами команд. В проекте "Тепло отчего дома" (2000 г.) информация собиралась небольшими командами детей, которые благодаря проекту нацеливались на более тесное общение с родственниками. Затем собранная информация размещалась на сайтах. Никакой связи со школами проект не предполагал. Более того, были примеры того, что сайт становился действительно домашним и семейным и использовался членами семьи для сохранения своих материалов и обмена письмами, рисунками, фотографиями и видеофрагментами.

Форма организации и проведения международных телекоммуникационных проектов также становится все более домашней. Организаторы Виртуального класса последние годы уделяли особое внимание созданию между командами и отдельными участниками проекта теплой, семейной обстановки. Виртуальные вечеринки, совместные праздники, обмен электронными открытками и почтовыми посылками с милыми безделушками, украшение учебных комнат предметами от далеких друзей - все это делалось для того, чтобы придать сетевой деятельности более человечный характер. Но эти действия задают и определенный стиль отношений в самой школе. Происходит стирание границ между школой и окружающим ее миром. Школа больше напоминает клуб, основное назначение которого состоит в предоставлении школьниками возможности встретиться, пообщаться и организовать группы по интересам.

Сохранение учебных событий

В течение одного из полугодий 1998 года в Интернет-студии была установлена черно-белая веб-камера. События, происходившие перед ней, постоянно были представлены на веб-сервере школы. При этом один кадр в минуту или в несколько минут сменялся на странице веб-сервера, а остальные складывались в архив дня и могли быть затем использованы для создания анимированных картинок, иллюстрирующих день Интернет-студии. Все ученики знали о возможности воспользоваться самой камерой для того, чтобы появиться на страничке школы и для того чтобы сделать свой маленький фильм. Эти возможности были использованы при постановке детских спектаклей, которые передавались в сеть и записывались как последовательность кадров и при создании индивидуальных работ. Камера, фиксирующая кадры, была использована школьниками для наблюдения за жизнью обитателей живого уголка. В архиве хранятся кадры попугая в клетке, тритонов в банке и т.д. Камера была средством, поддерживающим творческую активность. Множество событий, которые происходили с детьми в три года их пребывания в школе были сохранены в форме отдельного CD-диска, который каждый ученик получил по окончанию школы. Это совершенно новая форма школьного дневника (17).

Камера обращена в класс или на ученика и видит, фиксирует его в тот момент, когда он что-то делает. Таковы снимки в ходе занятий или в ходе сетевых переговоров - ребенок переписывается с другим и в это время камера передает его изображение по сети и сохраняет его на память. Другой случай, когда камера видит мир глазами ребенка - находится ли она у него в руках или снимает у него из-за плеча. Камера стоит на его плече или снимает из-за плеча ребенка, практически то же самое, что он видит в данный момент. Кого напоминает этот ребенок? Это образ, который еще в 1945 году нарисовал Буш - "исследователя будущего - его руки свободны и он не связан с определенным рабочим местом, в процессе своих передвижений он фотографирует и комментирует увиденное."

Ученик мог договориться с родителями, что в определенное время он будет находиться перед камерой. То, что они могли посмотреть на своего ребенка в школе, увидеть результаты его работы, означало для нас то, что образовательное пространство расширилось и включало и пространство квартиры ученика. Там, в его квартире теперь больше знают и больше думают о школе и об образовании. Граница между обучением и личной жизнью становится тоньше.

Заключение

К деятельности в каком обществе мы должны готовить наших учеников? В зависимости от того, куда движется общество, мы должны строить свою образовательную политику. Мы приспосабливаемся к тому обществу, которое уже есть за стенами школы, а ведь наша задача состоит в том, чтобы готовиться к хоть немного, но отдаленному будущему. Хуже того, из-за тени, которую отбрасывают в наше сознание стены школы, мы просто не замечаем, что мир уже стал иным. Это общество, в котором коммуникации между людьми и базами знаний, между людьми и производством будут опосредованы компьютерной сетью. Это общество, в котором все его члены будут объединены и образуют единый суперорганизм. Как только мы предсказываем это будущее и, таким образом, в какой-то мере определяем его, мы оказываемся в состоянии строить свою педагогическую стратегию уже не на существующих технических возможностях, а исходя из общего вектора развития. Создаваемые нами педагогические ситуации могут плохо интегрироваться в школьную практику, но они должны хорошо интегрироваться в современное общество.

Литература

  1. Bush V. As We may think. July 1945 issue of The Atlantic Monthly.
  2. Винер Н. Кибернетика и общество, М., Издательство Иностранной литературы, 1958
  3. Мид М. Культура и мир детства М. 1998
  4. Бергсон А., Творческая эволюция, М. "Канон-Пресс", "Кучково Поле", 1998, 384 с.
  5. Шарден Тейяр Де, Феномен человека, М.: Прогресс, 1965
  6. Popper, K.R. (1972). Objective Knowledge: an Evolutionary Approach. Oxford, Clarendon Press
  7. Докинз Р. Эгоистичный ген. М. Мир, 1993, 318 с.
  8. Laborit Henri, La Nouvelle Grille, 1974
  9. Rosnay, J. (1979) "The Macroscope", Harper & Row, New York.
  10. Illich, I. (1972) Deschooling Society New York: Harrow and Row
  11. Турчин В.Ф. Феномен Науки М. 1994
  12. Heylighen F. & Bollen J (1996): "The World-Wide Web as a Super-Brain", in: Cybernetics and System '96 (Austrian Society for Cybernetic Studies).
  13. Патаракин Е.Д. Интернет-студия для начальной школы Информатика и образование, 1999, ╧ 6, с. 57 - 60.
  14. Патаракин Е.Д., Борисов В.В., Использование техники репертуарных решеток в художественном обучении, Труду конференции, Шестая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участие, КИИ-98, 5-11 октября, Пущино, Россия, Сборник научных трудов, т. 1, стр. 56 - 58
  15. Патаракин Е.Д, Травина Л.Л.,. Гузилова Г.В Учебные классы в виртуальных музеях и галереях, Материалы конференции EVA'99 "Новые информационные технологии в музеях и библиотеках"
  16. Papert S, Caperton G., Vision for Education: The Caperton-Papert Platform, August of 1999
  17. Патаракин Е.Д., Школьный дневник 21-века. Сборник трудов VII конференции научных и учебных организаций-пользователей сетей передачи данных "RELARN", 29 июня - 4 июля 2000 г. Самара. стр. 86 - 87