Когда мы учимся читать и писать, мы запоминаем правила, по которым пишутся и читаются буквы. Но, когда мы читаем и пишем, мы уже принадлежим определенной культуре письменности, для которой характерны свои категории. И эти категории встраиваются в наше мышление. Нас ограничивает и поддерживает культура линейной письменности. Объекты и механизмы, которые мы используем, оказывают огромное влияние на формирование нашего мышления. Классический пример - рассказ Пейперта о том, как его детские занятия с передаточными механизмами помогли ему освоить дифференциальные вычисления.
Когда мы учимся использовать компьютер, мы запоминаем правила и команды и погружаемся в информационную культуру. Проблема состоит в том, что ключевой объект, который эту культуру поддерживает, стремительно изменяется. Соответственно, изменяются и те категории, которые мы усваиваем, используя компьютер. Отдельно стоящий школьный компьютер и компьютер, включенный в сеть Интернет - это два разных объекта.
В самом выражении "обучение информатике" кроется противоречие, связанное не столько с тем, что сам предмет, которому мы обучаем, стремительно видоизменяется, эволюционирует, сколько с тем, что изменения в компьютерном мире меняют наше понимание того, чем является обучение. Развитие информатики все время ставит о том, что же такое обучение. Более того, благодаря развитию информатики содержание термина "обучение" в последние годы постоянно меняется.
Компьютер как объект - наставник или партнер.
Первый этап использования к, когда компьютер рассматривался как средство, при
помощи которого можно автоматизировать и облегчить процесс передачи и усвоения
знаний и проверки того, насколько хорошо эти знания усвоились. Даже безотносительно
к тому чем действительно является компьютер можно судить о том, чем в этой модели
являются знания и ученик. Мозг ученика является неким вместилищем, контейнером,
куда следует поместить знания. Эти знания являются дискретными объектами, которые
имеют определенную стоимость, и которые можно поместить в сознание ученика и
затем проверит,ь насколько они хорошо усвоены. Основной вопрос обучения - насколько
хорошо удается добывать знания, переводить их в усвояемую форму и помещать в
сознание ученика. Использование компьютера может способствовать лучшему усвоению
учебного материала. Компьютер выступает в роли пищевой добавки, фермента, который
повышает вкусовые качества учебного продукта, делает его интереснее, вкуснее
и доступнее, например, разбивая на маленькие удобоваримые кусочки. Основным
исследовательским вопросом является - "Действительно ли использование компьютера
повышает усвояемость знаний, выполняя рутинные операции кормления и проверки
усвоения?". Весьма вероятно, что к тому моменту, когда мы получим ответ на вопрос
"улучшает ли использование программы X на компьютере модели Y усвоение материала
Z?", X и Y уже выйдут из употребления, а Z будет существенно преобразован. Эта
модель использования компьютера обычно определялась метафорой "компьютер как
учитель", что, опять таки безотносительно к компьютеру, позволяет судить о той
роли, которая в обществе отводилась учителю. Предполагалось, что и учитель выполняет
те же самые операции по кормлению знаниями и контролю за их усвоением.
Компьютер как сеть
Теперь мы можем смотреть на все процессы, протекающие в мире и на все факты
культуры как на феномены коммуникаций. Ничто, как бы, не мешало нам и раньше
делать то же самое. Кроме того, что в окружающей нас культуре и в нашем мышлении
не было средств, которые поддерживали бы такое видение мира. Внедрение компьютерных
технологий в повседневную жизнь приводит к тому, что информационный взгляд на
мир получает все более широкое распространение и становится общим явлением.
То, что телевидение и радио практически не было использованы в рамках учебных занятий в школе, отнюдь не свидетельствует о том, что эти средства не обладают образовательным потенциалом или значением для обучения. Масса информации узнается именно из этих источников. Но, рамки и формат, в которых действуют эти мощные средства, никак не совмещаются с рамками школы.
Можно утверждать, что поскольку Интернет приобрел все свойства средств массовой коммуникации [Эко], то и школьные компьютеры, включенные в сеть, будут оказывать деструктивное воздействие на систему школьного обучения. Усилия школьных преподавателей будут тратиться (и уже тратятся) на то, чтобы ограничить доступ, ограничить деятельность учеников, рамками школьной локальной сети. Компьютер изымается, отчуждается из контекста культуры и обозначается как учебное средство. Такое отчуждение чревато тем, что компьютер дома и компьютер в школе становятся совершенно разными предметами.
Основной формой коммуникации между людьми стала коммуникация, опосредованная компьютерами. Современные сообщества людей это - гибридные сообщества, которые включают не только людей, но и компьютерные средства, поддерживающие их общение, хранящие массу справочной информации.
Норберт Винер - о том, что сама скорость изменений стала совсем другой. Маргарет Мид - о взаимоотношениях между поколениями - от постфигуративного общества мы перешли к префигуративному - когда опыт предшетвующих поколений не может быть востребован и использован молодыми, поскольку мир, в котором они живут разительно непохож. Алан Кей в работе "Предсказание будущего" пишет о том, что сами изменения изменились. И мы не только можем предсказывать изменения мира, но и участвовать в этих изменениях.
Современные коммуникации подчеркивают основные тенденции современного мира -интеграцию, конвергенцию и взаимозависимость. Мы должны вписать эти изменения в систему уже существующих у нас представлений. Поэтому мы какое то время продолжаем измерять емкость электронных носителей книгами и страницами, отмечаем развитие сети флажками на бумажных картах и рисуем блок-схемы на школьных досках. Пока не замечаем, что все эти книги, карты и доски уже либо растворились в бульоне новой культуры, либо остались невостребованными.
К деятельности в каком обществе мы должны готовить наших учеников? В зависимости от того, куда движется общество, мы должны строить свою образовательную политику. Мы приспосабливаемся к тому обществу, которое уже есть за стенами школы, а ведь наша задача состоит в том, чтобы готовиться к хоть немного, но отдаленному будущему. Хуже того, из-за тени, которую отбразывают в наше сознание стены школы, мы просто не замечаем, что мир уже стал иным. Это общество, в котором коммуникации между людьми и базами знаний, между людьми и производством будут опосредованы компьютерной сетью. Это общество, в котором все его члены будут объединены и образуют единый суперорганизм. Как только мы предсказываем и таким образом, в какой то мере определяем это будущее, мы можем строить свою педагогическую стратегию уже не на существующих технических возможностях, а исходя из общего вектора развития.
Первая редакция: 01/29/01 18:58:54
Последние правки :
Евгений Патаракин - Ваши замечания,
дополнения и добавления