Введение
В результате произошедших за последние 10 лет в России кардинальных политических и экономических перемен, централизованная система охраны биологического разнообразия, сложившаяся и функционировавшая в условиях существовавшего режима, практически прекратила действовать. Становление же новой системы в силу экономических трудностей и постоянных политических катаклизмов в органах власти идет крайне медленно, и катастрофически отстает от происходящих в стране перемен. В результате постоянного дефицита бюджета и применяемой практики финансирования природоохранных работ по остаточному принципу, централизованное управление и финансирование деятельности по охране биоразнообразия в регионах практически прекращено. В сложившейся обстановке ряд наиболее прогрессивных субъектов Российской Федерации (в первую очередь - доноров федерального бюджета) пытаются самостоятельно найти пути решения проблем сохранения биологического разнообразия.
В Нижегородской области уже сейчас сложились оптимальные предпосылки для создания и обеспечения функционирования системы управления охраной живой природы. Выбор ее в качестве модельной территории для разработки региональной стратегии сохранения биоразнообразия обусловлен, с одной стороны, типичностью стоящих в этом регионе экологических и социальных проблем, с другой стороны - уникальностью природных комплексов и сложившейся оптимальной ситуацией в деятельности экологических структур области, как государственных, так и неправительственных.
Нижегородская область в силу своего географического положения на стыке нескольких природных зон обладает развитыми промышленностью, сельским и лесным хозяйством и имеет уже сложившуюся систему охраны биоразнообразия. В то же время, наша область, расположенная в центре Русской равнины, в бассейне крупнейшей российской реки - Волги, представляет собой целый комплекс типичных для Европейской России проблем охраны живой природы. Реализация модели стратегии сохранения биоразнообразия на территории Нижегородской области, благодаря ее географическим, экономическим и прочим особенностям, позволит создать примеры и апробированные механизмы, которые можно будет использовать в других регионах России.
Разработка и широкое внедрение региональной модели сохранения биоразнообразия позволит дать эффективный механизм планирования и координации внутрирегиональной и межрегиональной деятельности в этой сфере заинтересованным субъектам федерации в решении проблем сохранения живой природы.
Целью первой фазы проекта (1 и 2 этапы) было проведение анализа современного состояния биоразнообразия Нижегородской области, необходимого в качестве основы для последующей разработки стратегии. В связи с этим решались следующие задачи:
Работы велись в рамках проекта Глобального Экологического Фонда "Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации" в рамках соглашения ╧ II-A/49-98 от 11 июня 1998 года о сотрудничестве в реализации задания А.1.2.1. ⌠Разработка модели региональной стратегии сохранения биоразнообразия в Нижегородской области■.
В работах принимали участие специалисты Лаборатории охраны биоразнообразия, Департамента по охране природы и управлению природопользованием Администрации Нижегородской области, Государственного комитета по охране окружающей среды Нижегородской области, Экологического центра "Дронт", Нижегородского государственного педагогического университета, культурно-экологического объединения "Китаврас", Нижегородского отделения Союза охраны птиц России, Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, музея Нижегородского государственного университета, ВолговятНИИГипрозема, Центра экологической безопасности Администрации Нижегородской области и др.
Следующий раздел |
Вернуться в Оглавление |
Вернуться на Титульный лист |