НА  ГЛАВНУЮ  СТРАНИЦУ
15.04.2000
           РАЗГРОМ ЯПОНЦЕВ  ПРИ ЦУСИМЕ
                    Автор - Олег Тесленко <C>
   Стало уже обыденным делом  утверждение  о  том,  что  выиграть
Цусимское сражение японцам помогло их преобладание скоростью.  Но
автор категорически против этой глупости,  и  выдвигаю  несколько
антитезисов этому: 1. Никакого преобладания  скорости  у  японцев
над русскими не было; 2. Большая скорость вообще была не нужна. 3
Скорость русских была просто нереализована.
   Во множестве военно-морских книг расписывается, что именно  за
счет большей скорости хода японской эскадре в  некоторые  периоды
боя удавалось построить почти классическую палочку над "Т", охва-
тив голову русской колонны и расстреливая  головной  русский  ко-
рабль, в то время, как концевые российские корабли в эти  моменты
находились от противника столь далеко, что едва доставали до  не-
го своими снарядами. Да это верно. Однако, мало кто понимает, что
избежать постановки этой смертельной палочки над "Т" в бою  очень
легко и просто, даже имея корость хода гораздо меньше чем у  про-
тивника. Для этого достаточно приказать всем своим кораблям  дер-
жать все время носом на вражескую колонну. При этом,  без  всяких
дополнительных указаний получается, что свои  корабли  разворачи-
ваются в строй фронта, в то время как противник  идет  кильватер-
ной колонной. И тут появляется на  сцену  первый  парадокс:  ско-
рость колонны противника относительно руской эскадры сразу стано-
вится равной нулю, несмотря на то, что все его корабли будут дви-
гаться полным ходом. Дело в том, что вектор скорости русских ста-
новится перпендикулярен движению японцев, и если выбрать за глав-
ную ось - направление хода русских, то проекция японского  векто-
ра равна нулю. Корабли, идущие перпендикулярно  направлению  хода
противника неизбежно быстро сближаются с ним, и наносят ему  тор-
педные удары или даже идут на таран. И хотя головная  часть  вра-
жеской эскадры успевает проскочить вперед, зато его задняя  поло-
вина отсекается от передней, и быстро уничтожается взрывами  тор-
пед и гибелью от таранов. На первый взгляд это непонимаемо, одна-
ко все очень просто. Взгляните на рисунок
   Но многие шибко грамотные знатоки тут же возмутятся этим  пос-
троением автора. Всем сразу видно, что вражеская эскадра в  пред-
видении опасного сближения не станет ожидать когда утопят ее  по-
ловину, а тут же предпримет ответные действия: повернет  либо  на
противника, либо от него, и пользуясь преимуществом скорости пос-
тарается избежать поражения. Но этому тоже есть  противопоставле-
ния. Во-первых: сближаться - то есть поворачивать  на  противника
японцам в бою с русскими в то время категорически не рекомендует-
ся. Дело в различном воздействии их боеприпасов. Японские  снаря-
ды были эффективны на средних и больших дистанциях, а  русские  -
наоборот: на средних и больших расстояниях малоэффективны - прак-
тически бесполезны как кирпичи, зато на  близких  дистанциях  они
становились смертоносны.
   У японцев снаряды были чисто фугасного действия (обратите вни-
мание, что автор не написал слова "фугасные  снаряды",  а  только
"фугасного действия"). Потому,  что  на  самом  деле  подавляющее
большинство японских боеприпасов в Цусиме конструктивно были бро-
небойными, но вот их взрыватели и взрывчатка срабатывали  от  ма-
лейшего прикосновения, но зато за всю  русско-японскую  войну  НИ
РАЗУ НЕ ПРОБИЛИ БРОНИ русских кораблей. И ладно  бы  речь  шла  о
толстой броне главного пояса или башенной защиты, но ведь  305-мм
японские снаряды ни разу не пробили даже тонкой 76-мм брони казе-
матов противоминных пушек, и 50-мм палубы.
   Особенностью их снарядов была огромная сила взрыва. Но  разру-
шительное действие взрывчатки никоим образом не зависит от конеч-
ной скорости снаряда в этот момент, поэтому японские снаряды  бы-
ли одинакого эффективны на любых дистанциях - от  самых  ближних,
до предельных 60-80 кабельтовых. Впрочем,  многие  читатели  нас-
только непонимающи, что путают силу  взрыва  с  бронебойным  дей-
ствием снаряда. Все должны зарубить себе на  носу,  что  фугасный
взрыв НЕ СПОСОБЕН ПРОБИТЬ БРОНЮ (про куммулятивный эффект  сейчас
мы вообще не говорим, потому, что его в 1905 г не было  изобрете-
но). А броню пробивает только ударное действие снаряда как метал-
лической болванки, и только после ее пронизывания должен произой-
ти взрыв. Но у японских снарядов это важнейшее  условие  не  было
выполнено: их детонация происходила ДО ПРОБИВАНИЯ БРОНИ, и поэто-
му мелкие как горох осколки только царапали русскую броню,  не  в
силах сделать в ней отверстия. В подтверждение этого  можно  при-
вести цитату из книги адмирала Макарова (стр 399): "Все  фугасные
снаряды предполагается иметь снаряженными в английском и француз-
ском флотах лиддитом или меленитом. Это весьма  сильное  взрывча-
тое вещество, и снаряды, наполненые им, разрываются при прикосно-
вении к броне и потому не разрушают ее..."
   "...Интересны  опыты  расстреливания  английского   броненосца
"Belleisle"... "Меленитовые снаряды на опыте с "Belleisle" разби-
вались при прикосновении к броне, что, впрочем, могло быть  выяс-
нено и полигонными опытами..."
                        ****************
   Русские снаряды были полной противоположностью. По разным при-
чинам сила их взрыва была ничтожной, а часто они вообще не сраба-
тывали как взрывное устройство - то есть действовали обыкновенны-
ми стальными болванками. Но не следует думать, что невзрывающими-
ся снарядами нельзя потопить вражеский корабль.  Еще  как  можно!
Для этого нужно только пробивать вражескую броню. Дело в том, что
борт корабля в основном из тонкого  металла,  и  небронирован,  а
броней покрыты только важнейшие участки: ватерлиния,  машинно-ко-
тельные отделения и орудийные башни. Если  невзрывающийся  снаряд
пробьет броню башни и проникнет внутрь ее, то из самой брони поя-
вятся очень крупные и горячие осколки, и от трения металла о  ме-
тал возникнет сноп искр. Это воздействие тут же воспламеняет  по-
роховые заряды, и нередко вслед за этим происходит  взрыв  погре-
бов боеприпасов. На броненосце "Фудзи" в Цусимском бою  произошло
подобное воспламенение, но  там  японцам  случай  помог  избежать
гибели. А вот если бы пробивание башен на близкой дистанции  ста-
ло не единичным, а многократным явлением, тогда  множество  япон-
ских кораблей могло мгновенно взорваться.
   То же самое и с ватерлинией. Мало кто знает, что все водоотли-
выне средства на кораблях способны выкачивать воду только при ус-
ловии, что дыра в борту не более 300 миллиметров. А если  диаметр
отверстия хоть чуть больше (именно так и есть: 305-мм снаряд  де-
лает пробоину в броне диаметровм порядка 400 мм), то уже  водоот-
ливные насосы в принципе не могут справиться и отсек затапливает-
ся. Живучесть корабля того времени определялась как  два-три  за-
топленных отсека с одного борта. Если больше - то корабль опроки-
дывался и тонул. Это значит, что  три-четыре  снаряда  с  близкой
дистанции пробившие ватерлинию могли потопить любой корабль. При-
чем я веду речь о невзрывающемся  снаряде-болванке.
   Но особенно увеличивалось действие невзрывающихся снарядов при
продольной стрельбе. Наверно мало кто из читателей даже представ-
ляеи себе о чем идет речь. В принципе, снаряды могут  попадать  в
кораль поперек его корпуса, под косыми углами, и параллельно про-
дольной оси. Вот это последнее и  есть  продольный  обстрел.  Все
просто, но различие действия боеприпасов поразительно. Если  нев-
зрывающийся снаряд ударил поперек корабля, то велика вероятность,
что он не заденет важных корабельных устройств и просто упадет за
борт с другой стороны. Именно это и происходило с русскими снаря-
дами в бою владивостокских крейсеров 31 августа 1904 г.  Их  бол-
ванки несколько раз пронизывали насквозь  японские  крейсера,  но
взрыв происходил либо слишком поздно, либо вообще не  происходил.
И в бортах японских броненосных крейсеров оставались только  дыр-
ки сравнительно небольшого диаметра двадцать пять сантиметров,  в
точности соответствовавшему диаметру снарядов -  фугасного  взры-
ва-то не было! А поскольку погода в тот день стояла очень  тихая,
то и волны в эти пробоинки, расположенные высоко от ватерлинии не
заливали воду, и японские матросы смеясь легко забивали  эти  не-
большие дырки обыкновенными деревянными пробками. Русские  снаря-
ды в тех условиях были малодейственными.
   Однако, не стоит думать, будто невзрывающиеся  снаряды  плохи.
Наоборот - в некоторых условиях они могут быть очень  даже  губи-
тельны для кораблей. Если такой снаряд летит продольно для кораб-
ля, то он неизбежно пройдет насквозь какой-либо  важный  участок.
Дело в том, что траектория снаряда снижающаяся, и по мере  движе-
ния вдоль судна, продольно летящий снаряд должен обязательно про-
бить либо основания подачных труб его орудийных башен  (с  непре-
менным взрывом боеприпаса), либо проникнуть под броневую палубу и
повредить своим движением паровые машины и котлы. И даже если та-
кому снаряду удастся все-таки пролететь до самого  форштевня,  то
он вырвет дыру у самой ватерлинии, как раз  там,  где  образуется
носовой бурун, и гребень воды поднят высоко, от чего корабль  мо-
жет быть потоплен - тем более, что двигаясь вдоль корабля  снаряд
пробьет и сделает проницаемыми множество поперечных переборок, от
чего они перестанут выполнять свое главное назначение -  не  про-
пускать воду вдоль судна.
   Однажды на испытаниях воздействия снарядов будущий  знаменитый
адмирал Фишер - создатель "Дредноута" увидел как по  старому  ко-
раблю сделали продольный выстрел, и результат этого  единственно-
го попадания был ужасным: болванка прошла с кормы до самого носа,
повредив все машинные и котельные отделения под броневой палубой.
Вот цитата из книги адмирала Макарова  "Рассуждения  по  вопросам
военно-морской тактики" стр 224: "Иениш советовал при  продольных
выстрелах употреблять неснаряженные  снаряды  (то  есть  болванки
О.Т.). Он считал, что  снаряд  принесет  больше  вреда,  если  он
цельный пройдет на всю длину судна, и что при этом он даже может,
вследствие своего угла снижения, проникнуть до машины или котлов.
В этом замечании есть глубокий смысл. и мы лично думаем, что дей-
ствительно продольные выстрелы следует делать неснаряженными сна-
рядами..." И автор даннной статьи полностью согласен с этими зна-
менитыми адмиралами: Иенишем, Фишером и Макаровым.  Поэтому  рус-
ские снаряды с огромным замедлением взрывателя были  великолепны-
ми боеприпасами для продольных  выстрелов.
   Напротив - японские боеприпасы для этой  цели  были  абсолютно
бесполезны. Учитывая их мгновеный взрыв от малейшего препятствия,
следует полагать, что вдоль судна они пролететь нисколько не мог-
ли - взорвались бы сразу по пробитии наружной обшивки, и  поэтому
не смогли бы пробить ни подачную броню башен, ни проникнуть в ко-
тельные и машинные отделения. Кстати, за все время  и  Цусимского
сражения, и битвы в Желтом море ни на одном  русском  корабле  ни
разу не было взрыва японского боеприпаса в машинно-котельных  от-
делениях, и по этой причине русские корабли не теряли хода.
   Но вторым главным отличием российских боеприпасов от  японских
было снижение их действия с увеличением дистанции  стрельбы.  Это
понятно: чем больше расстояние полета снаряда, тем меньше у  него
будет скорсть в  точке  падения,  а  уже  во  второй  степени  от
уменьшения скорости  уменьшится  и  бронепробиваемость.  Но  пос-
кольку у русского снаряда  именно  бронепробиваемость  стояла  на
первом месте, а фугасность на последнем, то зависимость  действия
русских снарядов от дистанции была очень велика. На  значительных
дистанциях бронебойные снаряды чаще всего  просто  рикошетировали
от брони японских кораблей. Видимо  на  каждые  два-три  пробития
японской брони, приходилось десять - пятнадцать рикошетов от  нее
русских снарядов.
   Зато на близких расстояниях русские снаряды были попросту  ве-
ликолепны! Адмирал Макаров (и я с ним полностью  согласен) считал
русские бронебойные снаряды лучшими в мире. Они  пробивали  броню
заданной толщины, и наносили при  этом  значительные  разрушения.
Напомню, что японские снаряды броню пробить вообще не могли... Но
очень хорошее бронебойное действие у русских было только  на  са-
мых малых дистанциях боя - 5-10 кабельтовых, а  после  этого  оно
быстро снижалось. Поэтому для русской эскадры важнейшим  условием
боя требовалось сближение с противником как можно ближе.
   Возможно некоторые читатели не поверят доводам автора,  но  им
есть вполне реальные боевые доказательства. В  конце  сражения  в
Желтом море, один из русских бронепалубных крейсеров -  "Аскольд"
попытался прорваться через линию японских кораблей. Он натолкнул-
ся сначала на гораздо более чем он  сам  противника:  броненосный
крейсер "Асаму". Но сблизившись с ней -  заставил  ее  отступить.
Немного спустя, путь "Аскольду" преградил  такой  же  броненосный
крейсер "Якумо". Однако, вместо бегства от него, "Аскольд" наобо-
рот - бросился вперед, намериваясь чуть ли  не  таранить  японца.
Получив несколько попаданий снарядами с близкой дистанции около 6
кабельтовых, японский корабль видимо  получил  довольно  ощутимый
для него вред, и поняв, что продолжение стычки принесет  ему  еще
большие неприятности, свободно пропустил русский корабль куда то-
му было нужно. Соврменные историки похабно объясняют  эту  скром-
ность японца тем, что он пошел якобы искать  более  важные  цели.
Дескать 6-ти тысячетонный крейсер "Аскольд" стоимостью около шес-
ти миллионов золотых рублей - это была слишком мелкая добыча  для
японцев, и они не захотели связываться с такой мелкотой...
   Истинная причина была разумеется совсем в другом: просто  если
на дальних дистанциях русские снаряды были малоэффективны, то при
сближении до 6 кабельтовых, они стали хорошо  пробивать  японскую
броню - это раз. Точность стрельбы на такой  сверхмалом  расстоя-
ниии была очень велика - это два. И в третьих -  японцы  привыкли
стрелять медленно, но точно на больших дистанциях,  а  русские  -
наоборот: беглым огнем на близких расстояниях. И вот  когда  вто-
рая ситуация сложилась в пользу "Аскольда" - то он  тут  же  стал
побеждать намного более сильного противника. Потому,  что  каждый
из японских броненосных крейсеров имел броневой пояс по всей  ва-
терлинии, а у "Аскольда" бортовой  брони  не  было.  Кроме  того,
японские броненосные крейсера имели главный калибр из  восьмидюй-
мовых пушек, против шестидюймовок "Аскольда" - а вес  их  снаряда
почти в три раза больше, чем у русской шестидюймовки.  Каждый  из
японских броненосных крейсеров весил десять тысяч тонн,  то  есть
один шеститысячетонный "Аскольд" победил суммарно двадцать  тысяч
тонн: 6 тыс.т - против 10+10 тыс.т=20 тыс.т. - во  всяком  случае
заставил их отступить  от  себя.  Это  говорит  о  том,  что  при
стрельбе на близкой дистанции русским кораблям было гораздо  лег-
че добиться победы даже против превосходящего противника...
    Следовательно, цель и тактика  русской  эскадры  в  Цусимском
сражении должна быть весьма проста: всем  русским  кораблям  надо
было повернуться носом на главные силы противника и полным  ходом
идти на сближение. Здесь требуются  пояснения.  Представьте  себе
такую картину (см. предыдущий рис) две противоборстующие эскадры:
японская идет в строгом кильватерном строю - поскольку он  выгод-
нее им, так легче вести точный артиллерийский огонь. А  разверну-
тым строем фронта против них вплотную подошла русская эскадра.  И
если японцы не изменят курс, то буквально через  несколько  минут
русские корабли начнут выпускать в суда противника свои торпеды и
брать их на таран.
   Вот пояснения. В начале боя, да и в большую часть всего време-
ни Цусимского сражения дистанция  между  враждующими  флотами  не
превышала 30 кабельтовых. К сожалению, десятки лет читающей  пуб-
лике вдалбливалось в голову, что японские корабли в Цусиме  метко
стреляли с дистанции аж 80 кабельтовых - но это сплошная ложь,  и
чтобы развеять это убеждение придется привести примеры из  статьи
Кемпбела:
  "...Дистанция в этой фазе боя колебалась, по большей части,  от
28 до 32 каб., и не падала ниже 23-25 каб. К 14.15 Того  находил-
ся на курсе истинный ост, к 14.23..."
   "...8 румбов влево, и в 14.56  произвел  еще  один  последова-
тельный поворот на 8 румбов влево. В этот  период  боя  дистанция
между противниками уменьшилась. Отряд Камимуры сблизился до 16-17
каб.,..."
   "...Дымы и туман к этому времени снизили видимость  настолько,
что она, по большей части, не превышала 30 или, в лучшем  случае,
35 каб..."
   "...а в 15.00 в бой вступили корабли  Камимуры.  Дистанция  до
главных сил русских колебалась от 25-30 каб. до 15 каб. и меньше.
В 15.00 "Сикисима" и, по-видимому, "Микаса" некоторое время стре-
ляли с дистанции менее 12 каб. по "Суворову"..."
   "...В 1515 "Суворов" внезапно появился из тумана на левом тра-
верзе кораблей Камимуры, и все 5 броненосных крейсеров в  течение
5 минут стреляли по нему с дистанции, упавшей в  конце  до  менее
чем 10 каб..."
   "В 15.35 Того снова заметил главные силы  русских  по  пеленгу
EtS на расстоянии 37-40 каб., и в 1541 "Микаса" с 35 каб.  открыл
огонь по третьему русскому кораблю..."
  "...Невозможно точно оценить повреждения, полученные русскими в
этой фазе боя, однако расстояние между главными  силами,  похоже,
всегда превышало 20 каб.
   "...Того продолжал идти на юг, и в 16.40  на  юго-западе  были
обнаружены два броненосца типа "Бородино", идущие  северным  кур-
сом. Русские корабли открыли огонь с 36 каб., "Микаса"  немедлен-
но ответила, за ней открыли огонь остальные корабли 1-го  отряда.
В 16.47 дистанция между русскими кораблями и "Фудзи" составила 26
каб.," "...сосредоточили огонь на "Бородино", дистанция  медленно
падала, дойдя до 30 каб. в 18.05"
                         **************
    Не может быть никаких сомнений, что на большей  протяженности
времени артиллерийской стрельбы дистанции  в  Цусимском  сражении
составляли от 20 до 30 кабельтовых. Исходя из этого  уже  элемен-
тарно можно сделать расчет, смогут ли русские приблизится к япон-
цам. Примем курс русской эскадры  перпендикулярным  японскому,  а
скорость русских - вполне доступная лучшим их головным  судам  16
узлов (это 160каб./60мин=2.6 кабельтова в минуту).
   Теперь учтем, что дистанция до сближения вряд  ли  была  равна
дистанции стрельбы. Дело в том, что в те времена с  10  кабельто-
вых уже можно было выпускать торпеды. Но в  такой  предполагаемой
ситуации угроза от торпед на противников была вовсе не  равноцен-
ной, потому, что вероятность попадания минного  оружия  различна.
Если судно повернуто к торпеде всем своим бортом,  то  размер  ее
цели равен всей длине этого корабля - примерно 120 метрам. А  ес-
ли судно идет строго носом  на  торпеду,  то  она  имеет  намного
меньше шансов для попадания, ведь ширина судна не более  23  мет-
ров. В первом случае вероятность попадания в 5 раз  выше.  А  это
означает, что русская эскадра атаковав японцев на  перпендикуляр-
ном им курсе имела немало шансов попасть в их  корабли  торпедами
из своих носовых аппаратов, в то время, как японцы  наверняка  не
смогли бы попасть минами в  приближающиеся  русские  корабли  (см
рис). То же самое и по отношению к таранному удару.
   Все это означает, что японская эскадра ни  в  коем  случае  не
имела права допустить русских на сближение менее 10 кабельтовых -
так как сразу после этого получала таранные и торпедные удары.  И
хотя кто-то может сказать, что японцы вовсе не  трусы,  и  вполне
могли померится силами с русскими в меткости торпедной стрельбы и
таранных ударов, но прежде чем говорить это, надо  понимать,  что
для этого нужно было сблизится на чрезвычайно близкую дистанцию -
5-10 кабельтовых, при которой совершенно не  нужна  была  высокая
меткость артиллерийской стрельбы, культивировавшаяся японцами  на
дальних дистанциях. Японские снаряды становились совершенно неэф-
фективны, зато русские - убийственно могучими. И  причем  дистан-
ции и курсовые углы на коротких дистанциях из-за  резких  поворо-
тов для уклонения от торпед и таранов противника столь быстро ме-
няются, что действенность артиллерийской стрельбы сводится к  ну-
лю, что японцам было крайне невыгодно. Значит 10  кабельтовых  до
приближающихся перпендикулярно русских - это  дистанция  принятия
японцами радикального решения: то ли  им  ввязываться  в  ближний
бой, то ли наоборот удирать. Ниже будут рассмотрены оба варианта,
но сейчас читатели должны понять, что при исходной позиции  20-30
кабельтовых от начала русской атаки, им на самом деле  надо  было
пройти вот на эти 10 каб. меньше, то есть не 20-30 каб,  а  всего
10-20 каб, при скорости сближения 2,6  каб/мин.  При  этом  время
сближения от начала атаки до момента выпуска торпед ничтожно  ма-
ло: всего лишь 4-8 минут. Могли ли японцы за это время своим  ар-
тиллерийским огнем уничтожить русскую эскадру?
   Нет, разумеется. Надо помнить, что на уничтожение главных рус-
ских сил при Цусиме японцам потребовалось 300  минут  артиллерий-
ского сражения в спокойных для них условиях неспешной стрельбы  -
один выстрел главным калибром через семь минут.
   Мало того - японцы вообще не умели стрелять  в  приближающиеся
корабли. И хотя все читатели скажут, что японские  канониры  были
великолепной меткости стрелками, но это не  вся  правда.  Дело  в
том, что есть два принципиально различающихся вида стрельбы  -  в
неподвижную и в движущуюся мишень. И как это ни  парадоксально  -
но в морском бою суда противников ПОЧТИ  НЕПОДВИЖНЫ  относительно
друг друга. Во представьте себе два корабля (или две колонны  ко-
раблей) идущими параллельно друг другу курсами и  равной  скорос-
тью. Хотя они идут  полным  ходом,  но  их  положение  изменяется
только относительно морской воды, которая остается за  кормой.  А
вот относительно друг друга эти два противника в данных  условиях
фактически неподвижны - ведь расстояние между ними  нисколько  не
меняется!
   Хотя читатели могут сказать, что в морских боях скорости  про-
тивников редко бывают равны друг другу, да и курсы тоже не парал-
лельны. Но в отношении скоростей - все-таки обычно они почти рав-
ны (разница была редко больше 2-3 узлов). А  в  отношении  парал-
лельности курсов - по наставлениям для артиллерийского  боя,  ко-
мандирам судов рекомендовалось приводить противника на свой  тра-
верз: так, чтобы курсовой угол на  врага  становился  от  80°  до
100°. Причем и неприятель как правило делал то же самое, следова-
тельно линии движения противников чаще всего  были  почти  строго
параллельны во время стрельбы. Были  конечно  времена,  когда  их
курсы пересекались друг с другом, однако - в  такие  моменты  оба
противника предпочитали на время прекратить  свой  артиллерийский
огонь. И учитывая параллельность курсов - величина изменения рас-
стояния (ВИР) в артиллерийском бою обычно была мизерной - 0,1-0,2
кабельтова в минуту. Это намного меньше, чем те 2,6 каб/мин кото-
рые развила бы  русская  эскадра  перпендикулярно  приближаясь  к
японской колонне. И японцы просто не смогли бы попадать из  своих
пушек. В этом мне наверно никто не поверит. Что ж.  Придется  на-
помнить факты: Дело в том, что вопреки навязанному нам  мнению  о
высочайшем совершенстве японского метода управления  стрельбой  и
что они хорошо пользовались дальномерами, которые стояли у них  у
каждого орудия, то на самом деле организация определения  дистан-
ции стрельбы у японцев была весьма примитивна, и по уровню  стоя-
ла даже ниже чем у русских. Вот как это описывает Кэмпбелл:
   "Первоначальная дистанция определялась  с  помощью  дальномера
Барра и Струда, однако после начала боя дальномер не использовал-
ся вплоть до прекращения огня. Для пристрелки  по  дальности  ис-
пользовались залпы 6" орудий, и на умеренных дистанциях  расстоя-
ние до противника дважды устанавливалось после 3 залпов. Во  вре-
мя боя часто было невозможно отличить падения  снарядов  "Микасы"
от падений снарядов с других кораблей, и, когда такое  происходи-
ло, огонь временно прекращался, и вновь переходили к  пристрелоч-
ным 6" залпам. На "Микасе" старший артиллерийский  офицер  наблю-
дал за падениями снарядов, когда это было  возможно,  с  носового
мостика и передавал исправленную дистанцию к орудиям  через  бое-
вую рубку..." Именно поэтому японские артиллеристы в принципе  не
способны были метко стрелять по быстро сближающимся с  ними  про-
тивником. Иллюстрацией к этому служит один эпизод из  сражения  в
Желтом море 10 августа 1904 г:
   "Командир "Ретвизана" капитан 1 ранга  Щенснович,  чтобы  дать
возможность эскадре восстановить боевой порядок, повернул на неп-
риятеля с целью таранить один из его кораблей. Японцы  сосредото-
чили по броненосцу сильный огонь, однако быстрое  изменение  дис-
танции сбивало наводку (их) комендоров, которые стреляли загради-
тельным огнем не целясь..." (А.И. Сорокин  "Оборона  Порт-Артура"
1948 г стр 111)
   Конечно могут сказать, что таран "Ретвизана" в том  случае  не
удался - Щенснович был ранен.  Кстати,  он сам виноват в этом. Что за дурацкая привычка стоять не в бронированной рубке а на открытом мостике!  И только из-за этой мелкой причины сорвалась замечательная атака! Но ведь если бы приказ идти на  та-
ран был отдан в Цусимском бою всем русским кораблям, то на  врага
двинулось бы не одно, а 38 ! боевых кораблей и судов.  И  японцам
было бы трудно даже выбирать себе цели, а уж  тем  более  остано-
вить всю армаду ломящуюся на них.
                         **************
    Итак, продолжим разбор ситуации:  что  делать  японцам,  если
русская эскадра не мудрствуя лукаво  просто  повернется  носом  к
врагу и пойдет на сближение. Должны ли японцы действовать по  од-
ному из двух методов - либо повернуться к русским и тоже сблизит-
ся с ними, либо наоборот - отвернуть от русской эскадры  с  целью
увеличения выгодной для себя дистанции стрельбы. Надеюсь, я хоро-
шо объяснил, что сближаться японцам было крайне невыгодно, и поэ-
тому единственный разумный выбор для них - это повернуться к рус-
ским кормой и удирать от них.
   Некторых читателей вероятно передернет от  слова  "удирать"  и
они предложат любой другой курс под косым углом. Но ведь это лег-
ко проверить. Дело в том, что любой косой курс все равно  в  кон-
це-концов неизбежно заставит японцев повернуться  строго  кормой.
Каждый мало-мальски грамотный человек может проделать  элементар-
ный расчет: разверните курс японской эскадры под любым косым  уг-
лом по отношению к русской (при условии убегания японцев). А рус-
ские в каждое мгновение направляют носы своих кораблей на против-
ника. Для простоты выберем всего три угла (кто хочет - может выб-
рать гораздо больше): 30° к продольной оси русских кораблей, 45°,
и 60°. При этом -  истинную скорость  японского  противника  надо
умножать на косинус выбранного угла.
   Теперь важнейшим объектом становится выбор скорости. Всем  лю-
бителям военно-морской истории известно, что броненосцы  построй-
ки начала двадцатого века имели паспортную скорость 18 узлов.  НО
ЭТО НЕПРАВДА! Такая скорость показывалась лишь на сдаточных испы-
таниях. А в реальной боевой службе все броненосцы в мире  показы-
вали скорость на 2 узла меньше паспортной. То  есть,  и  японский
"Миказа" и русские типа "Бородино" могли двигаться НЕ быстрее  16
узлов!
   Вот теперь и умножаем эти 16 узлов на  косинус  выбранных  для
отступления курсовых углов:
cos30=0.866   16*0.866=13.8 узлов
cos45=0.707   16*0.707=11.3 узлов
cos60=0.5     16*0.5  = 8   узлов
   Но учтите, что японцы повернувшись кормой к противнику на  ко-
сой курсовой угол, носовая орудийная башня главного  калибра  пе-
рестает наводится на противника при угле  до  45°.  Поэтому  либо
курсовой угол должен быть более этой величины (тем более, с  уче-
том того, что башня должна не просто повернуться в корму на  угол
45° до упора, но иметь еще небольшой запас поворота  для  точного
наведения на цель), либо полностью отказаться от стрельбы из  но-
совой башни, что сразу вдвое уменьшает вес залпа ГК.
   Из этой таблицы хорошо видно, что если русские  пожелают  раз-
вить 16 узлов на прямом курсе, то у  японской  эскадры  на  косом
курсе НЕТ НИКАКИХ ШАНСОВ увеличить дистанцию, чтоб избежать пора-
жения.
                        ****************
   Однако, к сожалению все любители истории слишком  хорошо  пом-
нят, что главнокомандующий русской эскадрой в Цусимском  сражении
- адмирал Рожественский приказал своим кораблям держать эскадрен-
ную скорость всего 9 узлов. Это ничтожно мало! И казалось бы  да-
же при курсовом угле на русских 45° японцы должны  иметь  преиму-
щество в скорости убегания - 13,8 узлов против русских 9-ти. А уж
тем более, в случае если этот угол будет равен  нулю  -  то  есть
японцы повернувшись строго кормой станут на полной скорости  уве-
личивать дистанцию. Но здесь кроется второй парадокс: ЭТО  ИМ  НЕ
УДАСТСЯ!
   Проделаем элементарные арифметические расчеты. Сначала примем,
что русские развили наиболее выгодную для себя скорость - 16  уз-
лов, и японские броненосцы - их первый отряд  из  шести  кораблей
тоже идет с этой скоростью. Откладываем вектора этой скорости  на
одну ось координат и вычисляем  скорость  сближения  элементарным
арифметическим действием - вычитанием. Из  16-ти  узлов  японских
вычитаем 16 узлов русских - получаем ноль. Но второй японский от-
ряд, стостоящий из шести броненосных крейсеров конечно  мог  дви-
гаться несколько быстрее, конечно не с паспортной скоростью 21-22
узла, а на 2-3 узла меньше, то есть 19-20 узлов. Вычитая  русские
16, получаем скорость  увеличения  дистанции  отряда  броненосных
крейсеров 20-16=4 узла (то есть 40 кабельтовых в  час).  Из  этой
арифметики следует, что если в начальные период завязки боя  дис-
танция между противниками могла уменьшится  например  до  10  ка-
бельтовых (как это РЕАЛЬНО пару раз произошло в  ходе  Цусимского
сражения), то для последующего увеличения  этой  дистанции  япон-
ским броненосцам потребовалось бы бесконечно большой отрезок вре-
мени (сто и более лет), а отряду броненосных крейсеров - один час
(для изменения дистанции от 10 до 50 кабельтовых).
   Проясню суть, что такое всего один час морского боя. В принци-
пе, боезапас орудий главного калибра составлял  всего  только  58
снаряда  (не  считая  четырех  картечных,  предназначенных    для
стрельбы по миноносцам и по берегу). Скорострельность орудий бро-
неносца "Князь Суворов" была менее одной минуты. Это значит,  что
всего за один час боя такой корабль (точно так же как и японский)
- мог полностью расстрелять весь свой боезапас, и  больше  ему  в
бою делать уже было бы нечего.
                        ****************
    Итак:  быстрая  русская  атака  предоставляла  японцам  выбор
только из двух возможных способов действий: либо  смело  бросится
наутек - на предельной скорости, либо  принять  таранно-торпедный
бой на близкой дистанции. Рассмотрим оба варианта:
   Сначала второе. Если две враждующие колонны сблизятся  на  ма-
лую дистанцию 5-10 кабельтовых, то неизбежно  произойдет  бой  по
типу "собачья свалка". Представте себе японскую колонну  из  две-
надцати броненосных судов, расстояния между центрами которых  по-
рядка двух кабельтовых, следовательно длинна их кильватерной  ли-
нии около 24 каб. И это не считая еще многих легких крейсеров,  и
миноносцев. А у русских эскадра по  числу  судов  тоже  была  не-
мальнькая - 38 вымпелов. Явно, что такие длинные линии под 30 каб
не смогли бы правильно выдерживать на расстояниях 5 каб, а  прос-
то образовали бы беспорядочную мешанину между собой.
   Причем ни в коем случае нельзя сбрасывать со  счета  транспор-
тные суда. Хотя многие любители истории пренебрежительно относят-
ся к ним, но это только от глупости. Дело в том, что при  случай-
ном сближении с любым боевым судном - будь  то  хоть  броненосец,
хоть броненосный крейсер, транспортное судно вполне может случай-
но таранить его, впрочем точно так же, как и военный корабль спо-
собен тараном потопить мирное судно. И сила артиллерии здесь  со-
вершенно ни при чем. Пусть броненосец "Микаса"  был  вооружен  аж
четырьмя огромными орудиями калибром в 12 дюймов, а буксир "Русь"
- был абсолютно безоружен - но это  неравенство  могло  проявится
только в артиллерийском бою на средних дистанциях. А вот если  бы
в ужасном встречном ходе двух огромных враждебных лавин  кораблей
числом порядка сотни судов из общей масы друг на друга  неожидано
встретились тот же "Микаса" и буксир "Русь" или вполне мирный ме-
дицинский транспорт "Кострома", то беззащитное русское судно  да-
же не желая того запросто смог бы  нанести  смертельный  таранный
удар пресловутой "Микасе"... И поэтому ни в  коем  случае  нельзя
сбрасывать со счета мирные  русские  суда:  "Камчатка",  "Иртыш",
"Анадырь", "Корея" (с грузом мин), "Русь", "Свирь",  госпитыльные
суда "Орел" и "Кострома". Всем надо помнить, что в условиях ближ-
него боя ЭТИ СУДА ЯВЛЯЛИСЬ МОЩНЫМ БОЕВЫМ ОРУЖИЕМ!  Впрочем  точно
так же, как и девять русских миноносцев,  которые  в  отличие  от
японских шли в составе колонны главной. В мешанине судов,  неожи-
данно вынырнув из-за подбитого крупного  судна,  любой  миноносец
гораздо легче мог пустить свои торпеды в  броненосец  противника,
чем в открытом море.
   В результате такой собачьей свалки, даже без  всякого  участия
артиллерии, а в основном торпедами и таранными ударами должно бы-
ло потоплено и повреждено немало судов, и арена битвы  представи-
ла бы собой печальное зрелище десятков тонущих  японских  и  рус-
ских кораблей. И ясное дело, что противники не  смогли  бы  после
этого мирно разойтись друг с другом - ведь и  русским  и  японцам
пришлось бы подбирать тысячи плавающих на воде моряков - причем в
непосредственной близости противников  друг  от  друга!  Но  ведь
ярость их от этого не могла уменьшится, и они продолжили бы выяс-
нение отношений. И тут русские стали бы добивать  поврежденные  и
малоподвижные японские корабли артиллерийским  огнем  с  выгодных
для себя малых дистанций. Этим я хочу сказать что японцам  в  на-
чальной фазе сближения КРАЙНЕ НЕВЫГОДНО БЫЛО БЫ  ПОВОРАЧИВАТЬ  НА
РУССКИХ и принимать ближний бой.
                       ******************
   Теперь очередь рассмотрения варианта, что  японцы  повернулись
кормой к русским, и стараются с помощь своего преимущества в ско-
рости хода удерживать выгодную для себя дистанцию боя. Здесь  на-
до сразу пояснить, что этот способ представляет  собой  обыкнове-
ное бегство. И если такой способ вполне приветствуется при встре-
че явно неравных противников, как например бегство легкого  крей-
сера "Бреслау" при встрече с дредноутом "Императрица Мария",  или
транспортным судном "Веста"  против  турецкого  броненосца  "Фут-
хи-Буленд", то бегство всего японского флота от  русской  эскадры
было бы явлением просто позорным. Всем любителям  истории  сильно
промыты мозги аксиомой, что якобы более высокая  скорость  позво-
ляет выбрать выгодную для себя дистанцию боя. Но  что  вы  будете
делать, если противник не мудрствуя  лукаво  просто  двинется  на
вас? Как можно будет сохранить эту выгодную дальнюю  дистанцию  -
только убегая от него. Потому, что использовать высокую  скорость
для сближения и вовсе бессмысленно...
   Вот японские броненосные крейсера имеют преимущество в скорос-
ти над некоторыми из устарелых русских судов аж  в  6  узлов.  Но
могли ли они реализовать этот резерв? Представьте  себе:  русская
эскадра на всех парах идет за японцами, все время поворачивая но-
сы своих кораблей в сторону противника. А японцы удирают.  И  это
продолжается несколько часов. Мыслима ли такая ситуация? Ведь это
означало бы полную моральную победу русских.
   Кто-то может сказать, что стреляя издалека японцы  имели  шанс
подбить некоторые из русских судов. Это неверно. Дело в том,  что
подбитые суда имеют привычку  снижать  скорость  и  отставать  от
своей эскадры. Но надо помнить: при погоне, отставая, они ТУТ  ЖЕ
выходят из сферы огня противника, и поэтому имеют  немало  шансов
починиться и привести свои механизмы в порядок. То  есть,  насту-
пающая сторона имеет немало шансов восстановить  свои  поврежден-
ные объекты. И это характерно не только для кораблей, но так же и
для сухопутных сил: для танков, артиллерии и пехоты - тот кто ос-
тавил поле боя - тот проигрывает. Ведь не зря же в период  немец-
кого наступления летом 1941 года, советские  войска  безвозвратно
теряли тысячи своих танков на занятой фашистами территории, в  то
время как немцы восстанавливали большинство своих подбитых машин.
И можно привести цитату из статей  Семена  Дорфмана  и  Владимира
Чернова: >>> Семен Д.: "...у нас ВСЕ потери  были  безвозвратные,
тогда как немцы могли вернуть в строй большую часть подбитой бро-
нетехники" >>> Владимир Ч.: А почему не задается вопрос о  причи-
не практически 100%-ных безвозвратных потерь  в  танковых  частях
РККА в 1941-м году?"
   А вторым следствием отступления является безвозвратная  потеря
подбитых отступающих кораблей. Вспомните, как  русские  владивос-
токские крейсера "Россия" и "Громобой" убегая от противника  бро-
сили подбитый "Рюрик", в надежде, что он исправит свои  поврежде-
ния и позже присоединится к своим. Этого не вышло. И такая ситуа-
ция происходила множество раз в истории. Точно также немцы броси-
ли свой крейсер "Блюхер" в бою у Доггер-банки, и англичане  легко
добили его. Представьте себе как гонятся одна за другой  две  ог-
ромные враждебные эскадры. И вот среди убегающих на одном  кораб-
ле даже без всякой стрельбы произошла мелкая поломка  -  например
лопнула трубка котла, или вышло из строя рулевое управление. При-
меров таких поломок множество. Например на броненосце  "Орел"  во
время похода к Цусиме неожиданно вышло из строя рулевое  управле-
ние. Пока инженер не облазил всю длинну линии передачи указаний к
рулю (а это почти сто метровой длинны валиковые привод),  причину
разыскали не сразу - оказалось развешенная на  этом  приводе  для
просушки матроская одежда намоталась на шестеренку и  застопорила
ее. Рулевой привод на некоторое время вышел из строя. А  если  бы
подобное случилось в бою? Если даже исходная дистанция между про-
тивниками была 30 каб, а скорость хода 2,6 каб/мин, то каждый по-
ломавшийся и остановившийся японский корабль уже  через  8  минут
оказывался в десяти каб от настигающей русской эскадры,  а  через
12 минут - и вообще дистанция падала до нуля кабельтовых. Но мож-
но ли за десяток минут исправить более-менее сложное  техническое
повреждение судовой машины или руля? А ведь это означает  большую
вероятность гибели отставшего корабля под ударами десятков  окру-
живших его судов противника. То есть, ситуация напоминает экзеку-
цию провинившегося методом "прогона сквозь строй"  -  практикова-
лось такое в девятнадцатом веке. Наказуемого привязывали  к  пал-
кам и вели вдоль строя солдат, и каждый должен был палкой со всей
силы ударить провинившегося. А если кто бил слабо - то его  потом
тоже прогоняли сквозь этот же строй... Но ведь точно так же  мог-
ло быть и с кораблями: Вот из убегающей эскадры подломался и  ос-
тановился один корабль. Его быстро нагоняет враждебная эскадра. И
хотя их носовые орудия направлены на убегающий вражеский флот, но
задние-то орудийные башни совершенно бездельничают,  поскольку  в
принципе не могут быть наведены на противника в носовых  секторах
наводки. Что делать этим кормовым орудийным башням? А только  до-
бивать поврежденные вражеские суда.
   И вот представьте - подбит и  остановился  какой-нибудь  япон-
ский корабль, например "Асама" или "Ниссин". Но  через  несколько
минут подходят основыные руские суда и как солдаты  сквозь  строй
начинают наносить по нему свои удары, причем с  минимальной  дис-
танции от двух-трех, до пяти кабельтовых. "Князь Суворов" -  раз;
"Александр III" - два; "Бородино" - три; "Орел" - четыре;  "Осля-
бя" - пять; "Наварин" - шесть; "Сисой Великий" -  семь;  "Адмирал
Нахимов" - восемь; "Николай I" - девять; "Адмирал Ушаков"  -  де-
сять, "Адмирал Сенявин" - одиннадцать; "генерал-Адмирал Апраксин"
- двенадцать, и так далее, не исключая разумеется и  выстрелов  с
русских крейсеров от "Олега" до "Авроры",  "Дмитрия  Донского"  и
"Владамира Мономаха", а потом и добивания торпедами с русских эс-
минцев. И повторяю, что все это избиение могло вестись  на  мини-
мальных дистанциях двух - трех, от силы - пяти кабельтовых.
                          ************
   Некоторые из читателей скажут, что автор нарисовал слишком  уж
радостную перспективу для русских. Но я  ничего  не  преувеличил.
Наоборот - для японцев все это произошло бы еще гораздо  ужаснее!
Обьясняю основые принципы артиллерийского боя, о которых мало кто
сейчас знает: процент  попаданий  в  корабль  противника  в  про-
дольном и поперечном направлении различается принципиальным обра-
зом. Это происходит от того, что рассеивание снарядов на плоскос-
ти совсем неодинакого в разных направлениях. Вдоль траектории по-
лета снаряда  рассеивание  многократно  больше  -  иногда  раз  в
пять-десять, чем поперечное отклонение их от точки  прицеливания.
Это происходит из-за того, что  не  имеется  практически  никаких
причин, влияющих на неравномерный разброс снарядов  в  поперечном
направлении. Если взять ветер, дующий поперек таректории  боепри-
паса, так он обычно дует во все время стрельбы, и  вполне  доста-
точно взять одну и ту же поравку, как снаряды будут падать хотя и
со смещением, но без большого рассеивания.
   Напротив: вдоль полета снаряда имеется множество причин для их
разброса. Во-первых, это  разность  весов  снарядов.  Во-вторых:
различающийся вес пороха и даже разная его температура,  ведут  к
разнообразию скорости бросания снаряда,  от  чего  различается  и
дальность их полета. Кроме того - в  момент  выстрела  происходит
подброс ствола орудия вверх, и еще несколько причин. Поэтому  фи-
гура точек падений множества артиллерийских снарядов выпущенных с
одного орудия представляет собой вовсе не круг,  как  многие  ду-
мают, а сильно вытянутый эллипс, длинна которого раз в пять-десть
больше, чем его ширина. Но по странному  совпадению,  у  кораблей
длинна тоже многократно больше, чем их ширина  -  и  тоже  раз  в
пять-десять. И от этого могут возникнуть два  принципиально  раз-
ных вида падений вражеских снарядов на корабль.  Первый  и  самый
распространенный - это когда два враждующих корабля  идут  парал-
лельным курсом, удерживая друг друга на траверзе и траектории  их
снарядов направлены почти строго под углом 90° к  продольной  оси
друг друга. При этом эллипсы падений располагаются  тоже  поперек
продольной оси стреляющих кораблей. Но следствием этого становит-
ся то, что большая часть снарядов пролетает мимо и падает в море.
   Напротив, если два корабля гонятся один  за  другим  строго  в
строе кильватера, то и эллипсы падений их снарядов  располагаются
вдоль  их  корпусов,  от  чего  ВЕРОЯТНОСТЬ  ПОПАДАНИЙ  ВЫРАСТАЕТ
МНОГОКРАТНО. (см рис) Вот как объяснял это адмирал  Макаров  (стр
234): "...При продольном положении цель, представляемая кораблем,
будет наименьшая, но ошибки при стрельбе по преимуществу бывают в
вертикальном направлении, а не в  горизонтальном.  Причина  этого
заключается в незнании расстояния до противника... длинна  нынеш-
них кораблей достигает уже 3/4 кабельтова (135 м).  Посему,  если
принять во внимание вышину цели, то и тогда ошибка в 1  кабельтов
расстояния при продольном положении противника позволит попасть в
него, тогда как при положении его поперечно к линии огня ошибка в
1/4-1/2 кабельтова ведет к промаху..." По мнению Степана Осипови-
ча точность стрельбы по судну  стоящему  продольно  ПОВЫШАЕТСЯ  В
ПЯТЬ РАЗ, чем в поперечном направлении. И если кто знает,  что  в
Цусимском бою (как и большинстве других  сражений)  русские  суда
подавляющую часть времени находились поперечно к  противнику,  но
несмотря на это по мнению Кофмана было достигнуто  10%  попадания
снарядами главного калибра.
   Теперь вопрос тем, кто еще способен мыслить и  помнит  таблицу
умножения: если исходная точность стрельбы принять за 10% по суд-
ну находящемуся поперечно, а на самом  деле  суда  противников  в
случае погони будут идти ПРОДОЛЬНО друг к другу,  и  точность  от
этого повысится ровно в 5 раз по сравнению с исходной, то  какова
точность артиллерийского огня  во  время  погони  кораблей?  Пра-
вильно - она просто потрясающа: ВПЛОТЬ ДО 50%!
   На это могут сказать, что у  русских  точность  стрельбы  была
меньше, чем у японцев (я не согласен с этим, но это  будет  темой
совершенно другого спора). Предположим что это так. Однако,  сле-
дует напомнить, что при продольной стрельбе  разрушительное  воз-
действие бронебойных русских снарядов  многократно  выше,  чем  у
японских. Даже скользя вдоль броневой палубы, русские боеприпасы,
пронизывая небронированные дымоходы внутри корпусво японских  ко-
раблей, должны сбрасывать им с большой скоростью в котельные  от-
деления немало кусков металла, которые будут легко повреждать па-
ровые котлы японских кораблей, поскольку у  котлов  очень  тонкие
паровые трубки - толщина стенок которых едва  3-4  миллиметра,  и
которые легко пробиваются любыми осколками.
   На это могут сказать, что и котлы  русских  судов  тоже  могли
быть пробиты осколками японских снарядов. И это тоже верно. Одна-
ко надо помнить разницу в положении убегающих  и  нагоняющих  эс-
кадр. У отступающих все поврежденые суда уничтожаются, а у насту-
пающих - наоборот: сохраняются.
  2.09.97 При разрыве трубок даже только  одного  котла,  корабль
теряет скорость, пока не отключат поврежденный агрегат. Это  зна-
чит, что при продольном огне во время  погони,  достаточно  всего
одному снаряду попасть в котельное или машинное отделение и взор-
вавшись пробить паровую магистраль,  или  повредить  какой-нибудь
котел, как этот корабль тут же остановиться. И хотя через  корот-
кое время поврежденный котел отключат, но за эти минуты через не-
го выброситься немало пара и горячей котельной воды, для подогре-
ва которой потребуется еще несколько минут. И все эти минуты нас-
тигающий противник будет быстро сближаться с подбитым кораблем.
     Дистанция боя резко уменьшиться, и если  догоняющий  против-
ник силен, то град снарядов обрушится на остановившийся или  мед-
ленно ползущий корабль. И он дополнительно получит еще  несколько
снарядов под палубу в машинно-котельные  отделения,  и  еще  нес-
колько котлов начнут выбрасывать воду. И  пока  их  не  отключат,
этот корабль совсем остановится. Однако противник при этом  вооб-
ще сблизится вплотную и будет расстреливать  того  с  пистолетной
дистанции. Гибель такого корабля неизбежна.
     Вот характерный пример уменьшения скорости из-за разрыва ко-
тельных трубок. Лидер "Харьков", обстреливаемый  береговой  бата-
реей, в том случае отделался весьма легко - потому, что за ним не
гнался сильный корабль противника, иначе в базу "Харькову" бы  не
пришлось вернуться. Причем обратите внимание - в лидер  "Харьков"
не было НИ ОДНОГО прямого попадания, а все технические  поврежде-
ния произошли только от сотрясений. А если бы в "Харьков"  или  в
котельные отделения японских кораблей на самом деле попали снаря-
ды? (Костриченко В.В. "Набег на Констанцу" Очерки  военно-морской
истории N 2.):
    "... 05 ч 12 мин. Лидер "Москва" прекратил огонь  и  поставив
дымовую завесу, резко отвернул на курс отхода...  командир  "Мос-
квы" увеличил ход до 30 узлов и шел противоартиллерийским  зигза-
гом...
     05 ч 14 мин.  На курс отхода лег и лидер "Харьков",  который
тоже увеличил скорость до 30 узлов и стал идти в кильватер  "Мос-
квы" противоартиллерийским зигзагом...
     05 ч 28 мин.  Снова накрытие лидера  "Харьков". Один  снаряд
разорвался в 10 метрах справа по носу, корпус лидера  содрогнулся
от сильнейшего гидродинамического удара, а весь мостик был  залит
водой. Тут же второй снаряд разорвался по корме. Достигнувший бы-
ло 20-узловой скорости корабль неожиданно стал резко ее  снижать.
В котле N 1 вследствие нарушения циркуляции воды  лопнула  водог-
рейная трубка первого ряда малого пучка. На котле  работало  пол-
ное число форсунок (28) и вахта отметила резкое  снижение  давле-
ния пара до 10 кг/кв.см. Характерного хлопка при  разрыве  трубки
не было слышно из-за шума работающих вентиляторов. Скорость  хода
упала до 6 узлов. (По мнению автора механики не заметили  разрыва
трубки еще и потому, что пар из нее хлестал во  внутренний  объем
котла и выбрасывался в атмосферу через  дымовую  трубу  вместе  с
продуктами горения топлива)
     Командир БЧ-5 инженер капитан-лейтенан Г.А. Вуцкий доложил о
повреждении на ГКП и приказал выключить котел N 1.  Его  нагрузку
приняли котлы N 2 и N 3.
     05 ч 36 мин.  Полностью вышел из строя  котел  N1  и  однов-
ременно из-за близких разрывов снарядов в третьем котельном отде-
лении  сбросил  регулятор  турбовентилятора  и  скорость   лидера
"Харьков" еще более снизилась...
     05 ч 58 мин.  На "Харькове" в котле N 2 лопнули 3  трубки  в
малом пучке и скорость вновь упала до 5-6 узлов. Теперь  движение
корабля обеспечивал только котел N 3 и скорость хода удалось  до-
вести до 14 узлов.
     06 ч 48 мин. Командир  БЧ-5  "Харькова"  приказал  заглушить
трубки у медленно остывающего котла N1 и ввести его  в  действие.
...
     Ремонтные работы на 1-ом котле были выполнены за 2  часа  30
минут вместо положенных 10-16 часов.
     06 ч 43 мин.  Вышел из строя  турбовентилятор  левого  борта
котла N 3 и вновь ход упал до 5 узлов.
     К этому времени корабль подвергся  новой  опасности.  Совет-
ская подводная лодка "Щ-206" сумела догнать отходящий  лидер  (э-
то учитывая скорость подводной лодки около 7-ми узлов!).  За  не-
полный один час двадцать минут с  момента  потопления  ею  лидера
"Москва", лидер "Харьков" сумел пройти чуть более 8 миль, и  "Щу-
ке" не составило большого труда настигнуть свою цель. От потопле-
ния "Харьков" спасла вероятно лишь инструкция, запрещавшая коман-
дирам подводных лодок залповую стрельбу торпедами. Это и дало ко-
раблю шанс уклониться."
                       ******************
    Таким образом: попытка японских кораблей  увеличить  выгодную
для них большую дистанцию боя методом бегства  от  противника  не
должна была удастся: при высокой точности стрельбы от 20% до 50%,
и двум ввыстрелам в две минуты из каждой носовой  башни  главного
калибра русских броненосцев, им всем  требовалось  сделать  всего
сотню выстрелов, чтоб  добится  двадцати  попаданий  в  убегающие
японские корабли - про средний калибр новейших русских  броненос-
цев даже говорить бы не стоило - ведь в нос броненосцы типа  "Бо-
родино" могли стрелять одновременно из четырех своих  башен  (во-
семь стволов), что ровно вдвое, чем четыре казематные пушки япон-
ских броненосцев стреляющие строго в корму.
   Даже если не брать в расчет концевые русские корабли, а только
четыре новейших броненосца типа "Бородино" и "Ослябю", то  их  10
носовым орудиям главного калибра требовалось десять-двадцать  ми-
нут для достижения двадцати попаданий в японцев  (продольным  ог-
нем). От двух-трех продольно ударивших русских снарядов  главного
калибра вдоль тонкобронированных броненосных японских  крейсеров,
любой из них с пробитыми  котлами  тут  же  остановится  И  БУДЕТ
ПРОСТО СЪЕДЕН русской эскадрой. Видя вышедшими из строя, и  оста-
новившихся несколько броненосных японских кораблей,  японцы  вряд
ли бросят их погибать без всякой помощи. А это означает, что  они
должны прекратить бегство и приблизится  к  своим  остановившимся
кораблям. Но ведь главные принцип морского боя -  это  непременно
добивать поврежденные вражеские суда. Иначе они потом легко  смо-
гут починиться и вновь учавствовать в боевых  действиях.  Починка
поврежденного только артиллерией корабля стоит раз в  десять  де-
шевле, чем построить новый взамен погибшего,  поэтому  поврежден-
ные корабли надо добивать. И русские доолжны были бы  либо  оста-
вить часть своих медленноходящих  броненосных  судов  (таких  как
"Наварин", "СИсой Великий", "Николай I", броненосцы бреговой обо-
роны - для добивания  поврежденных  вражеских  судов.  Впрочем  -
приближение целых японских судов к своим подбитым  собратьям  со-
вершенно устраняло проблемму разделения русской эскадры на  дого-
няющую и добивающую части. А кроме того, Поскольку подбитые япон-
ские крейсера имели бы скорость близкую к нулю, то и русские  су-
да окружившие их тоже видимо должны резко сбавить скорость. А ку-
да торопиться то, если противник стои и не движется? Но  тогда  и
остаток японской эскадры тоже должен убавить свою скорость до ми-
нимума - смысла мельтешить и бегать в таких  условиях  все  равно
никакого не было! А вот для русских в этом случае создавались са-
мые благоприятные условия - бой на малой дистанции 5-10 кабельто-
вых, где бронебойные русские снаряды довольно  быстро  изрешетили
бы и взорвали немало японских судов.
  К сожалению закончить эту статью у автора уже  нет  времени.  А
потом она будет забыта...