На Главную
Здесь представлен только небольшой отрывок
в 220 строчек, а
полный объем текста этой книжки в четыре раза больше 926 строк, и
к тому же с двадцатью иллюстрациями. Формат издания 210х147
мм,
24 страницы без твердой обложки.
Эта брошюра будет распространяться только
в бумажном вариан-
те. Купить или заказать по почте эту работу можно в
московском
клубе-магазине "Техника-молодежи" http://www.club-tm.ru
у Андрея
Таранова, по почтовому адресу 105215, Москва а/я 5, или: Москва,
9-я Парковая ул., д.66 стр 3 второй этаж. Проезд метро
"Щелков-
ская"; тел: 468-0082, 464-2306 Так же эту книгу можно будет зака-
зать у Бориса Васильевича Лемачко по адресу: 171280 Тверская обл.
г.Конаково-2 а/я N1.
******************
начато 13.08, большой перерыв на две недели, и окончено 2.09.2001
УНИВЕРСАЛЬНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ
Автор - Олег Тесленко <C>
Я полностью согласен с мнением Юрием Ошейко,
высказанным им
в статье "Океанская
эскада для России" о
необходимости
разнообразного использования артиллерии
не только для
узкоспециальных задач: "И Олег Тесленко и
Сергей Переслегин
солидарны, что подобное соединение должно быть
БРОНЕНОСНЫМ и
иметь в своем
составе крупнокалиберную артсистему.
ГЛАДКОСТВОЛЬНЫЕ (по типу танковых) орудия калибром 14-16"
могут
стрелять активно-реактивными снарядами,
ракето-торпедами,
дистанционно ставить минные заграждения,
шумоимитаторы и
шумопеленгаторы, служить для запуска постановщиков радиопомех
и
ракет ПВО."
СНАРЯДЫ - ГЛУБИНЫЕ БОМБЫ
Уже давно я задумался о глупости военных моряков,
что в го-
ды второй мировой войны они не использовали пушки для противоло-
дочной обороны - стрельбы подводными снарядами по подводным лод-
кам. Дело в том, что обычные сбрасываемые за корму глубинные бом-
бы имеют существенный недостаток: приходится ждать и терять вре-
мя, пока надводный корабль не повернет на подводную лодку, и
не
пройдет над ней - только этого можно сбрасывать глубинки,
а за
это время ПЛ как правило успевали погрузиться и немного
уйти в
сторону, уклоняясь от бомбежки. Хотя потом появились
бомбометы
стреляющие вбок от курса корабля (например "Хеджехоги" и другие),
но все эти стреляющие бомбометы тоже имели недостатки. Во-первых
- они были ненаводящимися - то есть, наведение
осуществлялось
только поворотом самого корпуса корабля - что тоже было долго
и
неточно. Кроме того: стрельба бомбометами вбок от курса
корабля
не совсем эффективна: ведь нередко эсминец поворачивался носом на
погружающуюся ПЛ, гораздо лучше было бы - если бы стоящие на
но-
су пушки могли стрелять прямо вперед и вообще в носовом
сектору
глубинными бомбами. У обычных бомбометов есть и еще один,
никем
не замечаемый недостаток: как ни просты эти устройства,
но все
равно для их обслуживания и стрельбы из них требуются люди.
То
есть: в походе требуется двойной расход людей: одни стоят у
ар-
тиллерийских орудий, а другие - у бомбометов. Все
это требует
увеличения числа людей на корабле, от чего возрастают трудности
размещения экипажа, его кормления: запаса пищи и проч. Но если бы
артиллерийское орудие могло выполнять функции бомбомета, то тог-
да не потребовалось бы держать расчеты у бомбометов.
Казалось бы - авторы ломятся в
открытую дверь: подобное
использование артиллерии уже было и не принесло эффекта
- ведь
еще в первую мировую войну активно
применялись специальные
"ныряющие" снаряды, из самых обычных
орудий. Но военные
отказались от их использования в пользу обычных глубинных бомб.
Но на самом деле - военные моряки глупы, и
ничего не поняли.
Дело в том, что была глубоко ошибочна сама конструкция "ныряющих"
снарядов. Когда началась ПМВ, то внезапно
появилась угроза
надводным кораблям со стороны от подводных лодок,
А до этого
адмиралы будто спокойно спали и ничего не подозревали
об их
присутствиии, никак не готовились против
этого нового вида
морского оружия. Но вот срочно встала
проблема защиты от
подводных лодок. А специальных боеприпасов против них ни у
кого
на свете не было. И тогда русские офицеры предложили
применить
самые обычные фугасные артиллерийские снаряды
с замедленным
взрывателем против ПЛ.
Однако - эти снаряды никак не хотели погружаться
в воду -
они рикошетировали от поверхности воды и отпрыгивали
далеко в
сторону от нужного места. Чтобы избавиться от этого
недостатка
придумали ставить на обычные снаряды
специальные наделки -
задачей которых было испортить до невозможности
аэродинамику
снаряда, и заставить его кувыркаться
в воде, но не
рикошетировать. Это допустимо из-за того, что "ныряющему" снаряду
совсем не требовалось дальней стрельбы.
Но до сих пор никто не понял второго
недостатка "ныряющих"
снарядов: малое содержание у них взрывчатки. Дело в том,
что в
момент выстрела снаряд испытывает большие напряжения, его стенки
довольно толстые (у фугасного снаряда - толщина
стенок равна
примерно одной шестой калибра 1/6, то есть для 130 мм снаряда
-
примерно 20 мм), но вес стали 7,87 килогармм в литре, а плотность
взрывчатки во много раз меньше - всего 1,6 кг в литре.
Поэтому,
хотя объем стали и взрывчатой начинки у обычного снаряда примерно
одинаков, но зато вес их огромным образом различается: в фугасном
снаряде примерно 90% бесполезной стали и всего 10% ВВ.
Сравните
это с весом обычной авиационной фугасной
бомбы: у нее вес
стального корпуса примерно 60%, а вес ВВ достигает 40%.
Но такое распределение весов для авиабомб
тоже не слишком
рационально, и его приходится применять только из-за того,
что
бомбы могут попадать на каменистую почву или бетонные блиндажи, и
при этом бомбы не должны раскалываться.
Хотя Советские
изобретатели поняли, что бомба должна нормально взрываться,
и
прочность ей совсем ни к чему.
Поэтому - в ходе Великой
Отечественной войны советские иногда стали применять
бомбы с
непрочными корпусами: из фанеры, бетона, и даже картона.
Но военные моряки так и
не поняли, что для глубинных
снарядов прочный корпус совсем ни к чему: ведь
вода гораздо
мягче, чем каменистая земля, и поэтому падение в воду не требует
прочного корпуса. А вот для поражения подводной
лодки важно
только взрывчатое вещество, а стальные стенки
снаряда - не
оказывают совсем никакого действия: стальные осколки
мгновенно
тормозятся в воде. Поэтому использование артиллерийских снарядов
с весом стали 90% является потрясающей глупостью.
Как же можно решить эту проблему? Это легко
и просто. Если
вспомнить, то дальность стрельбы артиллерийских орудий
слишком
избыточна для целей борьбы против подводных лодок времен первой и
второй мировой войны. Дальность действия морских орудий
130 мм
калибра в советском флоте доходила до
138 кабельтовых, а
обнаружение и атаки подводных лодок - с дистанции не
более 10
кабельтовых, разница дистанций более чем в десять
раз. Но от
этого появляется простейшая пропорция: следовательно,
чтобы
докинуть снаряд такого же веса на десятикратно меньшую дистанцию,
то и вес порохового заряда в патроне тоже должен быть В
ДЕСЯТЬ
РАЗ МЕНЬШЕ!
Причем от этого десятикратного уменьшения
веса пороха сразу
появляется несколько весьма положительных следствий:
чтобы
дострелить на дистанцию 10 каб снаряд, имея
в стволе орудия
ничтожное количество пороха - придется вместо обычного
малого
вертикального угла наводки - 2-3°, применить огромный угол как
у
минометов - порядка 45°! Но от этого получается
очень крутая
баллистическа траектория падения снаряда - как у
сброшеной с
самолета авиабомбы - и это очень хорошо, потому, что при
такой
крутой траектории уже не будет рикошетирования глубинного снаряда
от поверхности воды. И не потребуется ставить никаких
наделок,
портящих его аэродинамику, как это делали для ныряющих
снарядов
времен первой мировой войны.
Второе следствие: От уменьшения веса пороха
в десять раз,
десятикратно уменьшается и давление пороховых газов в стволе,
а
от этого появляется возможность в десять раз уменьшить
толщину
стенок снаряда - превратив его в эффективную глубинную
бомбу.
Если, например у фугасного 130-мм снаряда толщина стенки порядка
20 мм, то у глубинной бомбы этого
этого же калибра при
десятикратно уменьшившемся давлении пороховых
газов толщина
стенки может быть от 2-5 мм! При этом вес ВВ в такой
глубинке
составит от 60% - до 90%. рис гаубичного снаряда
При десятикратном уменьшении
веса пороховых зарядов
чрезвычайно увеличивается живучесть орудий. Дело
в том, что
огшромное давление и температура пороховых газов вызывает сильный
разгар канала ствола. Но это явление
зависит от давления
пороховых газов не в первой степени. Так достаточно
стрелять
всего одним полузарядом из двух (от этого давление
уменьшится
тоже в два раза), но зато живучесть ствола возрастет многократно
- порядка десяти раз. И если при полном давлении пороха живучесть
305 мм орудий порядка двухсот-трехсот выстрелов, то от применения
половинных зарядов живучесть возрастает до
нескольких тысяч
выстрелов. А если давление пороха уменьшить не в два, а в ДЕСЯТЬ
раз, тогда артиллерийские орудия смогут выдерживать
вероятно
миллионы выстрелов. Причем, десятикартно уменьшая вес порохового
заряда - просто экономится порох.
Впрочем, шибко большие знатоки
могут сказать, что вес
артиллерийских снарядов среднего и малого калибра гораздо меньше,
чем у больших глубинных бомб, вес которых достигал от 100 до
300
кг, и поэтому разрушительное действие глубинных снарядов
должно
быть меньше. Но это не совсем верно. Дело в том, что сила ударной
волны в потрясающей степени уменьшается
с расстоянием. Все
непопавшие в лодку глубинные бомбы своими огромными
взрывами
только тысячами глушили морскую рыбу,
а подводным лодкам
создавали лишь моральное потрясение. И
напротив - точное
попадание взрывчатки небольшого веса уничтожал подводную
лодку.
То есть - увеличение веса одиночного заряда для подводного -
не
слишком эффектно, потому, что лучше разделить этот вес взрывчатки
на несколько зарядов, чтобы хотя бы один из
них взорвался в
непосредственной близости от корпуса вражеской субмарины.
В середине войны англичане
с американцами признали
недостатки больших глубинных бомб, и стали
чаще использовать
бомбометы других типов, которые выстреливали множество
глубинок
небольшого веса причем с контактным ударным взрывателем.
Ясное
дело, что даже проходя совсем рядом
с корпусом вражеской
подлодки, но не задев ее, такие глубинки не взрывались, и в массе
своей бесполезно тонули в глубине, тогда как обычные
глубинные
бомбы с гидростатическим взрывателем взрывались все сто процентов
- независимо от того попали они или нет. Оказалось что это очень
плохо. Множественные взрывы только
оглушали собственных
акустиков, мешая им слышать уходящую подводную лодку. И
нередко
множественные взрывы глубинных бомб создавали
у надводных
кораблей иллюзию, что вражеская субмарина потоплена, тогда как
в
действительности она ускользала из лап преследователей. Напротив:
если глубинная бомба срабатывала только
от удара о корпус
вражеской лодки, то несмотря на то, что тысячи их
тонули без
всякого взрыва, но зато они не глушили собственных
акустиков
бесполезными шумами, а вот единственная взорвавшаяся
глубинка
надежно топила немецкую субмарину, и
этим одним взрывом
показывала, что есть действительное а
не мнимое попадание.
Поэтому применение множества небольших глубинных
бомб может
оказаться предпочтительнее чем небольшого
количества бомб
большого веса.
Но как раз артиллерийские снаряды и находятся
в этой весовой
категории: от десяти до ста килограмм. Напомню: вес снаряда 85 мм
пушки = 9,2 кг; 100 мм = 15,6 кг; 130 мм = 33,4 кг; 152 мм =
55
кг; 180 мм = 97 кг, 203 мм = 122 кг; немецкие 280 мм = 330 кг. То
есть вполне применимы в качестве средних глубинных бомб с
особо
тонкими стенками.
Нет никакой технической трудности создать
глубинные бомбы
для применения из артиллерийских орудий. И
только глупостью
моряков следует признать отказ от ныряющих снарядов. Видимо
по
этой причине и погибло немало кораблей и судов от торпедных атак
подводных лодок. Вспомните напоример атаку немецкой
подводной
лодки в Средиземном море в ходе которой был потоплен английский
линкой "Бархем", но при этом саму лодку от неумелого управления
выкинуло на поверхность. Следующий в строю линкор хотел таранить
ее, но и сам не справился с управлением
- он находился в
противоположной циркуляции. Поэтому немецкая
подводная лодка
смогла уйти безнаказанной, а вот "Бархем" затонул. А
ведь все
могло бы быть по другому, если бы идущие в
строю английские
линкоры имели орудия заряженные глубинными бомбами,
то почти
сразу после обнаружения лодки - они смогли открыть по ней
огонь
глубинными бомбами из нескольких десятков орудий: ведь на каждом
линкоре на борт способно стрелять по десятку 152 мм орудий, 8х102
мм орудий. Четверка линкоров за минуту способна была выстрелить в
сторону подводной лодки порядка четырехсот глубинных
бомб, и
гибель немецкой лодки предоставляется несомненной, вместо
того,
чтобы не найдя ничего умнее, попытаться
давить ее корпусом
неповоротливого линкора. Это было только от безысходности - ведь
никаких глубинных бомб на линкорах не предусматривалось!
А если бы это было заранее
предусмотрено, то множество
кораблей можно было спасти. потому, что
снаряды - глубинки
небольшого калибра: от 37 мм; 45 мм; 76 мм;
и 100 мм можно
использовать не только против подводных лодко, но и против идущих
на корабль торпед. Ведь нередко бывало, что с корабля
замечены
следы идущих на него торпед - но он не мог от них уклониться,
а
расстрелять их - нечем. А вот глубинные бомбы, выстреливаемые
из
скорострельных зенитных автоматов вполне способны это
сделать.
Представляете ли вы себе весь идиотизм ситуации типа: идет линкор
"Ямато" или "Мусаси", тысячи людей на нем видят, как на дистанции
от одного до двух километров подходят
на малой высоте
самолеты-торпедоносцы, и поочередно сбрасывают свои торпеды.
Они
идут перпендикулярно по направлению к борту линкора.
Видны их
пенные следы. И будь на линкоре зенитные пушечки, снаряда которых
могли бы взрываться на глубине нескольких метров,
то все эти
торпеды запросто можно сбить с курса. И хотя зенитных пушек
на
линкоре стоит огромное количество - около 150 штук, но
все их
снаряды могут только бесполезно рикошетировать от воды, нисколько
не погружаясь в нее. А ведь эти полторы сотни орудий за
минуту
хода торпеды способны выстрелить в воду порядка
ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ
мелкокалиберных снарядов! Неужели этого количества не хватило
б,
чтоб уничтожить все торпеды идущие на "Мусаси" и "Ямато"?