На ГЛАВНУЮ
2.11.2000
ЯРКО-КРАСНАЯ ТОРПЕДА
Автор - Олег Тесленко <C>
Хотя российское командование военно-морского флота
старается
как можно меньше сообщать истинной информации
о подробностях
гибели атомохода "Курск", но о самом важном и без них догадаться
можно. Вот вопрос: что происходило на К-141 в момент прямо перед
самой катастрофой? Об этом можно догадаться применяя логические
сопоставления данных из обычных правил проведения учений и правил
эксплуатации боевой техники.
Достоверно известно, что АПЛ "КУРСК"
выполняла учебные
стрельбы. Но фактически это была не
одна стрельба, а две
совершенно разных. Дело в том, что сначала эта субмарина
должна
была выполнить стрельбу двумя противокорабельными
ракетами, а
потом - торпедную стрельбу.
Не вдаваясь в подробности какое еще может
нести вооружение
корабль такого класса (например
мины заграждения -
устанавливаемые из торпедных труб), сейчас рассмотрим только
то,
что было в момент катастрофы, потому, что мины на
борт берут
очень редко, и пожалуй только во время войны. Основное вооружение
субмарин типа "Антей" - это противокорабельные ракеты
(класса
"корабль-поверхность") - то есть, способные поразить, только
то,
что находится на поверхности земли или моря: наземные сооружения,
надводные корабли, и тому подобное, но ракеты этого
класса не
предназначены против самолетов или подводных лодок. Эти
ракеты
хранятся в двадцати четырех пусковых шахтах по бортам "Антеев".
Противолодочные ракето-торпеды. Эта
комбинация ракеты и
маленькой торпеды (калибр торпеды обычно около 400 мм, и
вес -
около одной тонны). Ракето-торпеда выстреливается под водой
из
торпедного апппарата, сразу же вылетает в воздух
и летит по
крутой баллистической траектории, потом в заданном районе из
нее
отстреливается малогабаритная торпеда, которая плавно опускается
в воду на парашюте. Приводнившись в районе нахождения вражеской
подводной лодки, такая торпеда сразу начинает кружиться на одном
месте на малой скорости, и при этом ее
приборы внимательно
прослушивают толщу окружающей воды, в
надежде услышать шум
подводной лодки. Как только такая торпеда услышит
шум винта
вражеской субмарины, она тотчас перестает кружиться и
идет на
врага, взрывая субмарину противника.
Ну и наконец - в торпедных аппаратах также находятся
и самые
обычные торпеды, предназначенные против надводных
кораблей и
транспортных судов, почти такие же, какие применялись и во вторую
мировую войну, но только с многократно улучшенными
приборами
наведения. Торпедные аппараты на "Антеях" были двух
калибров:
4 большие торпедные трубы - 650 мм (торпед такого
калибра нет
больше ни в одном другом флоте на всем белом свете).
И четыре
обычного - 533 мм калибра.
Разница между обычной противокорабельной
торпедой и
противолодочной ракето-торпедой в том, что первые
идут вдоль
самой поверхности моря: на сранительно
малой глубине - не
погружаясь более 10 метров.
Напротив: противолодочные
ракето-торпеды после приводнения боевой части
погружаются на
очень большую глубину - 200-300 метров (а могут и до 1000 м),
и
при этом кружатся по нисходящей или восходящей спирали.
Хотя российское командование не соизволило
сообщить народу
какой именно тип торпеды должен был выстрелить "Курск",
но об
этом можно логически догадаться и без их сведений.
Во-первых:
любой боевой корабль всегда - даже в абсолютно мирное время несет
почти полный боевой запас всех штатных
видов боеприпасов,
положенных ему по проекту. То есть - никакой, допустим, половины
от штатного или одной трети - и быть не может.
Так делается
потому, что в принципе каждый корабль находящийся в
длительном
плавании должен быть в любую минуту готов начать боевые действия.
Однако - тут есть небольшая разница.
На самом деле, этот
боезапас все-таки не полный, не сто процентов. Дело в том,
что
мирная жизнь иногда длится очень долго - промежутки между войнами
бывают и по двадцать лет. А кораблям время от времени требуется
проводить учения, связанные с учебной стрельбой,
на которых
использовать настоящие боевые боеприпасы запрещается. Потому, что
есть опасность повреждений от их взрывов, и во-вторых
- лучше
использовать более дешевые - учебные.
То есть, в мирной жизни любой корабль всегда имеет
и учебные
боеприпасы на борту. Но их очень мало - обычно не более 10-15% от
общего числа. И это легко проверить по "Курску": они выстрелили 2
противокорабельные ракеты из двадцати четырех - а
две ракеты
составляют 2/24*100%=8.3%. Общее число торпед на "Курске" 16 штук
(4 650-мм торпеды, лежащие в торпедных трубах
и плюс еще 4
запасных на стеллажах, 4 533-мм торпеды в торпедных трубах и плюс
еще 4 такие же запасные, лежащие на стеллажах). Одной
торпедой
готовились стрелять на учениях - значит
процент учебных
1/8*100%=12.5%. Хотя в книгах иногда пишут,
что в ожидании
начала близкой войны корабли
вдруг начинают грузить
дополнительный боезапас - но на самом деле
просто выгружают
небольшое количество учебных (10-15%) и вместо них принимают
с
берега боевые.
То есть - учебная торпеда на "Курске" в день
аварии была в
единственном числе, и никакой другой учебной торпеды там
просто
не могло быть. Причем - когда на корабль принимают боеприпасы
-
особенно такие большие и дорогие как торпеды, то перед этим их не
только тщательно проверяют, но и записывают все
их заводские
номера, выбитые на многих наружных
поверхностях торпеды.
Следовательно - дубликаты этих приемных актов получения
учебных
(и боевых тоже) торпед и ракет на "Курск" сейчас имеются на руках
у руководства российским военно-морским флотом. Там
доподлинно
известен и номер учебной торпеды, и даже
в каком торпедном
аппарате она лежала на "Курске".
Дело в том, что отсеки подводной лодки чрезвычайно
тесны, и
нет никакой возможности взаимно поменять местами торпеды. Это
в
полную противоположность артиллерийской стрельбе. Если
снаряды
для артиллерийских орудий сравнительно легки - и можно по желанию
выбрать тот или иной тип снаряда
для каждого конкретного
выстрела, например: стрелять в данный
момент фугасным,
бронебойным, шрапнельным, осветительным, дымовым или осколочным -
это все легко можно поменять. Но с торпедами на подводной
лодке
такие шутки не проходят. Если в торпедном
аппарате заряжена
например учебная торпеда, а сзади нее на стеллаже лежит
боевая,
то во время плавания на подводной лодке
чрезвычайно трудно
или почти невозможно вытащить из трубы учебную, и
заменить ее
боевой. И это будет продолжаться до тех пор, пока не
выстрелят
учебную из торпедного аппарата, или такая замена возможна только
в базе, но не в походе. Следовательно - поскольку роковые учения
и все стрельбы на них были запланированы заранее, то российскому
командованию абсолютно точно известно в каком торпедном аппарате
на "Курске" лежала учебная торпеда, приготовленная к
выстрелу,
каков ее тип (противолодочная она или противокорабельная) и даже
все ее заводские номера.
*************
Так вот: из вероятности аварии нужно сразу отбросить
стрельбу
двумя противокорабельными ракетами. Достоверно
известно, что
"Курск" вполне успешно произвела эту учебную стрельбу, причем обе
ракеты улетели на заданную дистанцию и поразили мишень. А
сразу
после такого выстрела труба ракетной шахты заполняется
водой -
чтоб компенсировать вес ракеты, и чтоб подводная лодка не дай бог
не выскочила на поверхность моря,
показав себя врагу.
Естественно, ракетная шахта, заполненная
водой, абсолютно
безопасна с точки зрения взрыва.
Вопрос теперь о торпеде. Она была только одна -
да больше и
не нужно. Как она могла создать аварийную ситуацию? Не может быть
никаких сомнений - эта торпеда была учебная. То есть - боеголовка
у нее была ни в коем случае не боевая,
а имитационная. Это
значит, что никакой взрывчатки в торпеде не было, чаще всего
она
наполнена либо обычным песком, либо - в лучшем случае
дымовая
шашка, срабатывающая чтоб показать попадание,
или маленький
пиропатрон, чтоб сильным звуком показать акустикам
подводной
лодки попадание торпеды в мишень или вспышка огня
для ночного
времени.
Часто люди, незнакомые с
техникой военно-морского флота
думают, будто АПЛ "Курск" стреляла боевой, а не учебной торпедой,
у которой взорвалась боеголовка, погубившая
этим взрывом
субмарину. Однако предположение о стрельбе
боевой торпедой
абсолютно беспочвенно. Дело в том, что торпеда стоит очень дорого
- ее стоимость одного порядка например со стоимостью
хорошего
легкового автомобиля, и постоянно выбрасывать
такие большие
деньги на учениях - было бы слишком
раззорительно для
военно-морского флота. Ведь 533 миллиметровая
торпеда - это
довольно большое сооружение. У нас
в учебном классе
политехнического института стояла одна такая громадина. Ее длина
около восьми метров - а вес две тонны. И
все детали у нее
выполнены с высокой степенью точности, не говоря уж об аппаратуре
самонаведения, которая стоит громадные деньги...
Но есть одно большое различие между торпедами и любыми
другими
боеприпасами вооруженных сил. Если все остальные после
выстрела
портятся, и приходят в полную негодность - то торпеды наоборот:
нередко остаются совершенно целыми. Артиллерийский снаряд
после
попадания в цель значительнои деформируется - и использовать
его
второй раз - просто невозможно. Точно так же и любая
ракета -
пролетев в воздухе заданное расстояние, и
даже при условии
непопадания в цель - она все равно упадет на землю, и разобьется
в куски. Использовать повторно их тоже нельзя.
Но вот с торпедами все совершенно наоборот. Торпеда
движется
со скоростью раз в сто медленнее снарядов и ракет, она плывет
в
море и не может ударится в землю, и даже при попадании в
мишень
практически не получает повреждений, потому, что мишении
делают
не слишком большой прочности, чтоб торпеды
не повреждались.
Причем после прохождения дистанции - даже в
случае промаха,
торпеды обязательно всплывают. Дело в том, что плотность торпеды
примерно равно плотности воды, то есть и - по сути в
воде она
ничего не весит. Это ее стартовый вес с полным запасом воздуха
и
топлива. А в конце воздух и любое топливо полностью расходуются,
и торпеда становиться чуть-чуть легче
воды, почему они
обязательно всплывают. То есть: невзрывающиеся учебные
торпеды
можно использовать многократно, и этим сэкономить массу денег.
Вот например: в годы первой мировой войны одна из
британских
подводных лодок сумела пробраться во внутреннюю вотчину одного из
своих противников - турков: Мраморное море. Целей
- вражеских
судов на этом тесном водном пространстве было великое множество,
а вот торпед у лодки - ограниченное число. И постоянно выбираться
из Мраморного моря туда и обратно для пополнения боезапаса
было
очень трудно. Но лихой капитан этой английской подводной лодки
-
Нэсмит придумал хитрость: ведь как точно ни целься торпедами
-
все равно случаются промахи и торпеда утрачивается безвозвратно.
А он взял и поставил краник торпеды не на ее потопление,
а на
всплытие в конце дистанции. И когда в случае неудачных торпедных
атак этот капитан промахивался, то атакованные им турецкие суда,
как правило, даже не замечали его присутствия, и спокойно уходили
дальше. А подводная лодка, всплыв в
надводное положение,
занималась поиском своей торпеды. Найдя
ее, командир лично
вывинчивал из нее взрыватель (чтоб самим не
подорваться при
погрузке), и талями поднимали ее вновь на подводную лодку. Там ее
накачивали запасом сжатого воздуха, ввинчивали на
свое место
взрыватель, и вновь стреляли по вражеским судам.
Вот как это
происходило:
"Еще более памятными стали приключения Е-11,
командир кото-
рой - Нэсмит так же был награжден этим высоким
орденом... он
начал сеять панику среди турецких судов в Мраморном море. Большую
часть своих жертв он топил с помощью подрывных зарядов,
после
того, как пассажиры и экипаж садились в шлюпки... Нэсмит
также
поставил свои торпеды на всплытие в конце пробега, чтобы забирать
их обратно на борт, если они пройдут
мимо цели. Он лично
вывинчивал взрыватели, и матросы снова
вставляли торпеды в
аппараты." стр 267 из книги "Морские
битвы Первой мировой"
Джеффри Беннета издания 1996 г.
Здесь надо понимать: обычно во
время войны все торпеды
ставятся на потопление в конце дистанции - иначе она всплывет
и
будет плавать на поверхности моря целую вечность - превратившись
из торпеды в плавающую мину. Это запрещено, и во
всех странах
мира боевые торпеды самозатапливаются.
Но учебные торпеды - напротив: у всех стран в мире всплывают
в
конце дистанции. Причем - их потом находят, и существуют
даже
специальные небольшие суда - катера-торпедоловы,
назначением
которых служит поиск, подъем и возвращение на базу выстреленных
учебных торпед. Так вот - для облегчения
их поиска учебные
торпеды даже покрашены совсем иначе чем боевые:
если вторые
должны быть как можно менее заметны в морской воде, и окрашены
в
серый цвет, то учебные - наоборот: выглядят как можно более ярко
и заметно: окрашены вертикально в толстые
красные и белые
полосы. Мало того, чтоб после учебной стрельбы найти и поднимать
торпеды в советском флоте были построены
даже специальные
маленькие суда - катера-торпедоловы. Вот отрывки подтверждающие
практику поиска торпед катерами-торпедоловами
из книги В.В.
Загорского "Аварии и катастрофы ВМФ СССР 1975-1996" (Харьков 1997
г стр 6-7):
23.08.1956
торпедолов ТЛ-995 проекта 368Т (Северный флот)
Корабли проекта 368Т "Получат-класс":
Водоизм: 84.7/92.8 т Гл.разм.: 29.6 м х 6.2 м х 1.56
м. Скор.
21.6 узл. Экипаж 15 чел. (1 офицер).
Корабли маневрировали в
районе полуострова Рыбачий и
осуществляли СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК ТОРПЕД, выпущенных ПЛ
Б-103 при
выполнении боевого упражнения... В 9.15
командир торпедолова
начал определять элементы движения ПЛ
и управлением не
занимался... через 2 минуты Б1-3 на циркуляции вправо
ударила
форштевнем торпедолов в корму и опрокинула его. Перевернувшийся
торпедолов некоторое время оставался на плаву вверх килем и
его
удалось ошвартовать у борта ПЛ. Но выскочивший на мостик
лодки
командир соединения кап.1 ранга Потешкин приказал обрубить концы,
так как опасался, что тонущий торпедолов утащит за собой и лодку,
но не сообразил, что запас пловучести лодки позволяет ошвартовать
у борта несколько таких торпедоловов без всякого ущерба.
Концы
были обрублены и торпедолов затонул. В результате
столкновения
погибло 7 человек. В этом же году силами аварийно-спасательной
службы КСФ торпедолов был поднят с глубины 155 м.
Примечание О.Т.:
поднятие затонувшего торпедолова
осуществлено в 1956 г, разумеется с помощью
российских а не
иностранных водолазов. Но это значит, что еще за
44 года до
гибели "Курска" российские водолазы запросто работали на глубине
155 метров (а К-141 лежала всего лишь на 108 м), и причем ничего
особенного выдающегося в погружении на ту глубину не считали...
16.03.1979
торпедолов ТЛ-12 проекта 368 (Черноморский флот)
"...Лодка имела скорость 7 узлов..,
и вскоре на экране
радиолокатора были обнаружены три цели в кильватерном строю (это
шли три катера-торпедолова. Прим О.Т.). В 09.30 радиметрист
и
гидроакустик обнаружили еще одну малую цель... Обнаруженной целью
оказался торпедолов ТЛ-12 (четвертый. прим.
О.Т.), который
опоздал с выходом и следовал самостоятельно.
**************
Или вот другой случай
с поиском торпед на учениях
Тихоокеанского флота в том же 1979 г. Обратите
внимание, что
всплывшая торпеда дает сигнальный огонь:
"Корабли проводили
учение с практическим выпуском торпеды
по противолодочным
кораблям с подводной лодки. Видимость наморе 40-80 кабельтовых,
волнение - 1 балл,облачность 6-8 баллов...
В 23.19 командир
атомохода К-436 произвел залп одной торпедой (курс
лодки 230°
скорость 5,5 узл.)и сосредоточил все
внимание за движением
торпеды (несомненно, он ее отлично слышал своими средствами. прим
О.Т.) Гидроакустический контакт с отрядом надводных кораблей
был
потерян (то есть командир подводной лодки попросту не обращал
на
них внимание в тот момент. прим О.Т.).
В 23.30 сигнальщики
СКР-138 (проекта 159) и СКР-59 одновременно обнаружили сигнальный
огонь ВСПЛЫВШЕЙ ТОРПЕДЫ...
Или вот еще подобный случай с
поиском выпущенной торпеды
10.07.1980 тоже на Тихоокеанском флоте:
"После проведения учебных
стрельб группа кораблей
ПРОИЗВОДИЛА ПОИСК ТОРПЕДЫ СТРОЕМ ФРОНТА... Видимость на море
не
превышала 40 каб., волнение - 1 балл, сила ветра - 2 м/c. В 07.50
корабли должны были повернуть "все вдруг" на 170°,
и в тоже
время видимость уменьшилась до 15 каб...
Из-за опоздания с
поворотом лодка (Б-88) для занятия новой позиции легла
на курс
140° и в 08.11 с трудом отвернула от торпедолова ТЛ-605, так
как
видимость еще более упала (менее 50 м)...
...04.1994
торпедолов ТЛ-1004 проекта 1388 (Северный флот)
Корабли проекта 1388 ТЛ "Шелонь-класс":
Водоизм: 270 т Гл.разм.: 46 м х 6 м х 2 м. Вооружение отсутств.
Скор. 30 узл. Экипаж 20 чел.
Торпедолов ТЛ-1004 входил
в состав соединения атомных
подводных лодок Северного флота, и на нем отсутствовал
штатный
командир корабля. Им поочередно руководили командиры двух других
неисправных торпедоловов. Поскольку командирами
торпедоловов
назначаются мичманы без
специального судоводительского
образования, то на время выхода в море
прикомандировывается
специальная группа обеспечения. Обычно такая группа назначается
ИЗ ЧАСТИ СТРЕЛЯЮЩЕЙ ЛОДКИ...
**************
Казалось бы - какое отношение
имеют все эти сведения к
катастрофе подводной лодки "Курск"? А самое прямое. Командование
флота сообщило в средства массовой информации,
что "Курск"
выполнил одну боевую задачу - отстрелялся противокорабельными
ракетами, и должен был сразу стрелять торпедой по плавучим щитам.
"12.00 часов дня субботы 12 августа:
Многоцелевая атомная подводная
лодка К-141 "Курск"
обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится
на
боевой курс, чтобы ее атаковать.
После доклада командира подлодки командующему Северного
флота
адмиралу Вячеславу Попову о готовности к атаке связь с субмариной
прерывается." Значит Геннадий Лячин в перископ увидел бон-мишень
собственными глазами, и выполнив расчеты
необходимые для
прицельного торпедного выстрела, тут же коротким
радиосигналом
сообщил об этом командованию Северного флота То есть - до момента
торпедного выстрела с "Курска" оставались считанные секунды когда
передавалось это радиособщение. И самый главный вопрос:
Успел
"Курск" выстрелить торпедой до момента своей гибели ИЛИ НЕТ?
Казалось бы - сейчас проверить
наличие выстрела нетуже
никакой возможности - торпедный отсек субмарины К-141 полностью
разрушен по уверениям многих компетентных лиц. Однако, на
самом
деле есть и другие способы чтобы узнать это.
Дело в том, что в районе учебных стрельб командование
флота
обязано поставить обеспечивающие этот процесс корабли,
которые
должны были засечь звук выстрела из торпедного аппарата,
затем
шум винтов торпеды. Причем в конце дистанции
учебная торпеда
всплывает, и обеспечивающие корабли потом обязаны найти
ее. А
если торпеда К-141 всплыла и находилась на поверхности
- тогда
факт торпедного залпа "Курска" элементарно доказывается.
В качестве судна наблюдения
за результатом торпедной
стрельбы недалеко от "Курска" находился противолодочный
корабль
"Адмирал Чабаненко". Он видимо и должен был увидеть
результат
стрельбы и всплывшую на поверхность учебную торпеду. Наверняка
в
районе учений должен был присутствовать
и хотя бы один
катер-торпедолов, а может и еще несколько кораблей. И
все они
обязаны были обеспечивать учебную стрельбу подводной
лодки, а
после этого заниматься поиском всплывшей торпеды. Вот
примерно
как производится обеспечение учебных торпедных стрельб в
мирное
время (из книги Олега Стрижака "Долгая навигация" стр 150):
"Началось это, пожалуй, в тот день,
уже под вечер, когда
"полста третий" вернулся из полигона, где занимались
скучным
делом - обеспечением чужих стрельб..."
- Но, братья-акустики! По коням...
стр 136: "До лодки было двадцать восемь кабельтовых.
Валька держал ее давно,
она шла на него,
под
электромоторами, потом отвернула и теперь
двигалась справа
налево, то поднимая, то сбрасывая тон. Колебания в
тоне могла
дать зыбь, но, скорее всего, лодка маневрировала, выходя в атаку.
Изредка Валька бросал
вибратор влево -
пощупать
где корабль-цель. Парень на цели тоже взял лодку, и его командир
начал играть.
Лодка и цель работали в
"шуме", Валька был для обоих
"невидим". Машины у него молчали. Вода шуршала на
неподвижных
винтах.
Молчали винты на неслышных ему торпедных катерах,
оцепивших
обширный квадрат полигона. Ребята там тоже слушали море - снаружи
квадрата...
Лодка прибавила оборотов. Винты подвывали.
Начиналась атака.
Гряды моря неохотно взымались
и плюхались вниз, вода
перемешивалась, ворчала; слышимость была скверной, и Валька
еще
убавил свет в посту, так легче было слушать...
Винты гудели, поскрипывали - и грозили пропасть,
потеряться,
и Валька, работая вибратором, сопротивляясь уводящей,
валящей
набок болтанке, отстраивал и отстраивал станцию. Кончики пальцев
легко, невесомо лежали на рукоятках, покачивая
режимы работы
приборов, выбирая на каждую долю секунды оптимальную настройку.
Для этой невесомости, летучести движений требовалась большая сила
и легкая точность мышц. Сила требовалась, чтобы
не замечать
качки, тяжелой духоты от разогревшихся
блоков, не замечать
верчения корабля, не замечать самой станции - и общаться с морем
напрямую: кончиками пальцев, полузакрытими
глазами держать
дальние винты лодки... и ждать торпедного залпа...
Равномерно и монотонно шепелявили в
гудящем море винты.
...Почти неразличимый хлопок.
Залп.
Запела торпеда, и он впился в
этот зудящий звук: бешено
крутя винтами, она прорывала гудящее море.
Это было то, ради чего они дурели здесь от
качки, ради чего
Валька держал лодку сорок минут...
Корабль сваливало порывом ветра, картушка
быстро катилась
вправо, и навстречу качению картушки шло пение торпеды...
- Полста семь! (кабельтовых) Полста пять!
Полста три! Полста!
Сорок девять!
Винты торпеды вдруг облегченно, неправильно
взвыли.
Валька верхним чутьем почуял, что случилось что-то не то
и он
сейчас торпеду потеряет.., не успев подумать,
уже перебросил
тумблер в "эхо" и выщелкнул в торпеду, чуть упреждая
ее ход,
звуковой импульс - узкий удар ультразвука...
Молчали на мостике.
Ждали результатов залпа
в отсеках подводной лодки, на
корабле-цели, на торпедных катерах охранения.
В яростном набеге эха от волнующегося моря
- звонких, нежно
звенящих пузырьков и колокольчиков реверберации, через томительно
долгие секунды пришел очень слабый,
почти недостоверный
металлический отзвук ("эхо" от торпеды) отголосок,
прозрачная
царапинка в разноцветном и буйном сплетении шума...
Больше винтов торпеды не было.
Лодка уходила, меняя глубину и курсы..."
********************
Сейчас весь мир интересуется
судьбой погибшей подводной
лодки "Курск". В противоположность этому
учебной торпедой
погибшей субмарины почему-то никто не интересуется. А
зря. По
моему мнению именно в этой торпеде и кроется
причина гибели
"Курска". То есть, происшествие могло развиваться например
вот
так: учебную торпеду крепко заклинило
в трубе торпедного
аппарата, и когда командир субмарины отдал
приказ о залпе,
уверенный в исправности аппарата, то в момент пуска это
оружие
разорвало огромным давлением воды при выстреле торпеды. И поэтому
важно знать - вышла торпеды из трубы, или так навсегда и осталась
в ней. Но военно-морские власти совсем
ничего не сообщают
торпедном выстреле "Курска" - вероятно
это их вообще не
интересует. Как же нам тогда узнать: успела
К-141 выпустить
торпеду ИЛИ НЕТ?
А все очень просто: надо только быть
внимательным! Сейчас
эти подробности мало кто помнит, но в первые дни после катастрофы
норвежские сейсмологи сразу сообщили,
что их приборы
зафиксировали два взрыва: первый - очень слабый, а второй
очень
сильный. Но парадокс в том, что силу первого взрыва они
оценили
чрезвычайно малой - равной всего 1-2 килограммам
тротила. Эту
странную цифру заметили все военные - дело в том, что боеголовка
торпеды снаряжена не менее чем 300-400 кг взрывчатки, и
она в
принципе не способна взорваться с такой ничтожной силой как
1-2
килограмма тола. Поэтому военные и журналисты непрерывно
стали
изменять и подправлять первоначальные данные, полученные ими
от
норвежских ученых. И сейчас фигурирует будто первый
взрыв был
якобы силой 150-200 кг тротила, хотя и это все
равно намного
меньше чем у самой обычной торпеды. Но если кто записал те первые
сообщения о катастрофе на видеомагнитофон, то могут убедится:
на
самом деле там действительно была цифра мощности первого
взрыва
всего 1-2 кг. Но не ошиблись ли норвежские сейсмологи?
Нет, нисколько они не
ошиблись. Это те кто их потом
поправлял - пытаются просто подогнать данные
под нужную и
понятную им величину. Но почему же так мала цифра? А все
очень
просто - на самом деле первым в аварии "Курска" был
вовсе не
взрыв, а самый обычный звук торпедного выстрела. Дело в том,
что
процесс выпуска торпеды из аппарата вовсе
не беззвучен. Он
напоминает хлопок. Большим гидравлическим давлением
торпеду
выбрасывает из трубы. Вот так, как это описано в
книге Олега
Стрижака "Долгая навигация" когда акустик Валька
услышал звук
торпедного выстрела раздавшийся с подводной
лодки: "...Почти
неразличимый хлопок. Залп."
Следовательно: атомный подводный
крейсер "Курск" все же
успел сделать свой последний учебный торпедный выстрел.
Но что
тогда произошло с этой выпущенной торпедой? Пошла ли она дальше к
мишени и поразила цель или прошла рядом с боном-мишенью?
Но и это тоже весьма легко проверить. Если
бы торпеда пошла
вводе нормально, то независимо от того, попала она в
цель или
нет, но в конце дистанции ОНА ОБЯЗАНА ВСПЛЫТЬ и потом
остаться
плавать на поверхности. Причем весьма вероятно, что
всплывшая
торпеда дала бы вспышку огня, как это описано в одном из примеров
деятельности торпедоловов: "...сигнальщики СКР-138 (проекта 159)
и СКР-59 одновременно обнаружили сигнальный
огонь ВСПЛЫВШЕЙ
ТОРПЕДЫ..."
Не заметить это было
бы невозможно. И противолодочный
корабль "Адмирал Чабаненко" и другие обеспечивающие - непременно
увидели бы вспышку от торпеды, если бы она была. Но
даже если
предположить, что пиропатрон торпеды мог не сработать,
то она
все равно бы осталась плавать на поверхности моря неопределенно
долгое время. А ведь сразу как стало
понятно, что у К-141
произошли неприятности - субмарину стали искать всеми возможными
средствами - около двадцати кораблей непрерывно прочесывали море
в этом районе, да еще сотни самолетов и вертолетов барражировали
в воздухе. Сверху они запросто обнаружили бы эту
ярко-красную
торпеду. Но ведь НИКАКОГО СООБЩЕНИЯ О ПОДНЯТИИ плавающей торпеды
во время этой трагедии НЕ БЫЛО! Не могли же
военные успешно
скрыть этот факт? Не удалось бы им подобного!
А подавляющее
большинство людей и до сих пор даже не подозревает, что там могла
плавать торпеда.
Может быть торпеда вообще не
вышла из трубы торпедного
аппарата? В том то и дело - из аппарата торпеду выбросило, но вот
дальше она не пошла! И доказательства этому есть. Вот в
газете
"Жизнь" 14 за 7 декабря 2000 опубликована статья Ирины Поповой
с
интервью научного сотрудника НИИ "Моргеофизика" Андрея Краснова,
в котором тот рассказывает, что он видел
на дне в районе
катастрофы с помощью особых приборов. Вот его слова: "Аппаратуру
OCEAN ROVER MK-3 мы получили в 1990 году в
Шотландии. С ее
помощью мы и исследовали лодку со всех сторон..."
Но самое главное - в газетном интервью есть
не только слова,
но и три фотографии. На одной из них
запечатлена торпеда с
"Курска". Правда подпись под этой иллюстрацией конечно введет
в
заблуждение всех читателей, которыене привыкли задумываться.
Она
гласит следующее: "Одна из неразорвавшихся торпед". То есть:
все
конечно подумают, что выброшенных из корпуса торпед якобы много,
по крайней мере - несколько, а на фотографии только
одна. На
самом деле - любая торпеда очень длинная длинной
8 метров, а
650-мм и вообще 10 метров. И взрывом
ее целой из корпуса
субмарины ни в коем случае не выбросит - обязательно либо ударит
о какие-нибудь корабельные конструкции и при этом
помнет или
искорежит длинную трубу торпеды. А эта наоборот
- полностью
сохранила свою правильную цилиндрическую форму. Значит
ее не
взрывом выбросило - а вытолкнуло нормальным выстрелом из
трубы
торпедного аппарата.
А вот дальше начинаются несложные вопросы
и простые ответы.
Если торпеда выстрелена но она оказалась на дне - то далеко
ли
она лежит от "Курска"? Конечно нет, ведь
обследовали только
небольшой участок площади морского дна рядом с лежащей на грунте
К-141, и конечно ее смертельный след
- стальные обломки
валяющиеся за кормой "Курска". И вот видимо среди этих обломков и
лежит на дне торпеда. То есть, происшедшая с этим
боеприпасом
картина была такова: Командир "Курска" Геннадий Лячин обнаружил в
перископ бон-мишень, произвел необходимые расчеты, прицеливание,
субмарина сблизилась на достаточную дистанцию
от 30 до 70
кабельтовых, и наконец был сделан торпедный
выстрел. Торпеда
конечно вышла из аппарата (и хлопок этого выстрела зафиксировали
норвежские сейсмологи - сило 1-2 кг тротила), но в момент выхода
из трубы она получила повреждения об нее -
возможно обломала
винты или еще что-нибудь серьезное, и больше
уже никуда не
поплыла, а тут же провалилась на дно, где и лежит до сих пор.
А
на "Курске" тем временем стала развиваться авария, и через
135
секунд произошел основной взрыв. За эти две с небольшим
минуты
подводная лодка двигалась со скоростью порядка 6 узлов (примерно
3 метра в секунду), и следовательно К-141 после пуска
торпеды
прошла вперед еще как минимум 400 метров, а с учетом того, что
и
после взрыва двадцати четырех тысячетонная
субмарина еще
небольшое время наверняка сохраняла инерцию движения вперед -
то
от момента выстрела торпеды она продвинулась примерно
на 600
метров. И поэтому затонувшая торпеда лежит в кильватерном
следе
"Курска". Но ни у кого из военных
не хватает мозгов,
чтобы поднять и самым тщательным образом исследовать эту торпеду
- как ГЛАВНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ КАТАСТРОФЫ.
$