НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
статья  написана  18.08.2000 а все мысли для нее были готовы еще раньше - 16.08.2000
                 ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ АПЛ "КУРСК"
                   Автор - Олег Тесленко <C>
    Командование российского флота высказало мнение,  что  авария
подлодки "Курск" произошла от  столкновения  с  большим  плавучим
объектом. И хотя некоторые опытные моряки сразу  же  не  согласи-
лись с этим, но и автору хочется добавить свою  ложку  дегтя.  Во
первых: у "Курска" остались выдвинуты все перископы антены и дру-
гие выдвижные устройства - это значит, что она шла  на  перископ-
ной глубине - порядка 10 метров, и в принципе ее корпус не  могло
задеть ни одно судно, потому, что суда с осадкой 10 метров  прос-
то слишком велики и известны все наперечет, а обычная осадка тор-
говых судов 6-8 м. Кроме того, поскольку все перископы были  выд-
винуты, значит в них вели наблюдение, и  вряд  ли  пропустили  бы
судно впереди своего курса. Управление гражданского  флота  сооб-
щает, что поскольку военные производили учения в  данном  районе,
то там в принципе вообще не могло быть никаких мирных судов - они
были заранее оповещены и удалены из того района,  и  АПЛ  "Курск"
просто не с кем было сталкиваться. Вдобавок  можно  сказать,  что
подводная лодка этого типа - чрезвычайно большая и прочная, и при
столкновении есть большая вероятность, что  не  она  бы  получила
повреждения, а наоборот - судно соприкоснувшееся с  нею.  Дело  в
том, что у такой подводной лодки два корпуса: прочный  внутренний
- с толщиной металлической обшивки порядка 50 мм, и более  тонкий
наружный - с толщиной не менее 10 мм, то есть, в сумме  около  60
мм. А у всех мирных торговых судов толщина  обшивки  едва  дости-
гает 10-15 мм. У кого толще обшивка, тот имеет большую прочность,
и значит при столкновении получит меньшие  повреждения.  Но  если
"Курск" от затонула якобы от удара, значит другое судно тоже дол-
жно погибнуть! А ведь никакое мирное судно  не  заявило  о  своих
повреждениях и не передавало  сигнала  "SOS"!  Скрыть  разрушения
корпуса большого размера от удара при  столкновении  ни  в  одном
порту невозможно - тем более, что до него еще надо  добраться,  и
не утонуть по дороге...
    Точно так же безумно выглядит предположение высших чинов рос-
сийского военно-морского флота о столкновении "Курска"  с  другой
подводной лодкой. Если бы это была русская, то об этом стало  из-
вестно в ту же минуту. Если напротив - иностранная, то она  могла
быть только американской. Но и это абсолютно невозможно.  Потому,
что при таком столкновении, когда русская лодка  сразу  затонула,
то и другая тоже должна получить сильнейшие повреждения  корпуса.
А при любой водотечности любая субмарина в первую очередь  непре-
менно обязана всплыть в надводное положение, тем более  американ-
ская, у которых гораздо меньше запас пловучести чем у русских. Но
даже придя в порт, поврежденная ПЛ тут же обязана встать на круп-
ный ремонт, что непременно будет известно всему миру.
    Но еще смешнее выглядела первоначальная версия флотского  на-
чальства: якобы русская субмарина натолкнулась на старую  мину  и
от ее взрыва получила фатальные повреждения. Противовсе этому тот
же самый. Военно-морской полигон за 50 лет после  войны  изъезжен
вдоль и поперек, и ни одна якорная мина на нем в принципе  сохра-
ниться не могла, да они в годы второй мировой войны  на  северном
театре больше года не держались - льдами уничтожались. Тем более,
что "Курск" шла на перископной глубине, когда ее палубу от повер-
хности отделало около 10 метров, но якорная мина  от  поверхности
держится не более 3 метров - столкновение их  невозможно.  А  для
донной мины - глубина слишком велика: сто метров. На такой глуби-
не она не сработает, да и ее взрыв вреда не принесет.
                       ******************
    Есть альтернативная версия: взрыв боезапаса самой ПЛ. Ее выд-
винули некоторые опытные капитаны военно-морского флота. Эта вер-
сия неприятна военному начальству, поскольку сразу возлагает  всю
вину на флотские порядки, тогда как в версии о столкновении часть
вины можно было бы переложить  на  внешние  обстоятельства  -  на
пресловутых "врагов". Суть версии в том, что  при  пуске  торпеды
или ракеты она взорвалась. Однако, и здесь имеются  контраргумен-
ты. дело в том, что любое современное мощное боевое средство будь
то 533-миллиметровая торпеда или крылатая ракета имеет  несколько
степеней защиты  от  самопроизвольного  срабатывания  -  попросту
взводных предохранителей. И срабатывание взрывателей торпеды воз-
можно не ранее, чем она пройдет кабельтов от лодки (порядка двух-
сот метров). То же самое и для ракеты. Устройство торпедных аппа-
ратов идеально отработано
- их изготовлено сотни штук, и таких неприятностей как взрыв тор-
педы в самом аппарате ни у кого не происходило. Да и сама "Курск"
стреляла из своих ТА неоднократно.
   Говорят о  возможности  взрыва  порохового  двигателя  ракеты.
Однако, мало кто знает, что  в  качестве  пороха  для  ракет  ис-
пользуется самый медленно горящий порох, который  в  принципе  не
может взорваться, а способен только гореть. Совсем  другое  дело,
если на борту АПЛ "Курск" были торпеды c топливом основанным на пе-
рекиси водорода. Это  вещество  способно  самопроизвольно  разла-
гаться и взрываться. Но для этого все-таки нужны особые  условия:
либо пожар внутри подводной лодки, либо пробитие топливного  бака
торпеды. А это уже маловероятно.  Взрыв торпедного топлива тем более невероятен, что почти все торпеды - электрические, на аккумуляторах.
Но главное  пробоина  от  взрыва
торпеды весьма локальна - занимает ограниченный  район  диаметром
около 8 метров. А длина носового торпедного отсека  от  форштевня
до его кормовой переборки составляет примерно две  длины  торпеды
каждой по восемь метров - одна торпеда в трубе торпедного аппара-
та, а следующая на стеллаже за ним. То есть, длина носового отсе-
ка вдвое больше диаметра пробоины. Это значит, что видимые разру-
шения от торпедного взрыва должны бы ограничится первым  отсеком,
а на самом деле они захватили второй  отсек  и  третий,  следова-
тельно размер деформации лодочной обшивки порядка сорока метров -
никакой торпеде это не под силу.
   Сейчас поступили сведения от норвежской стороны, что  их  сей-
смические станции как раз в момент аварии зафиксировали два взры-
ва - первый слабый, а второй - сильный. Предполагают, что  первый
был взрыв небольшого количества гремучего газа, а  вот  второй  -
это якобы взрыв лодочного боезапаса.  Но  и  это  мнение  большая
ошибка. Дело в том, что после  первого  взрыва  вода  поступающая
внутрь лодки быстро затопила носовую оконечность, и этим  полнос-
тью избавила ее от вероятности детонации любой  взрывчатки.  Если
бы два взрыва повремени слились в один, тогда можно  бы  говорить
об инциировании второго взрыва первым. А поскольку между ними был
промежуток времени более секунды, значит детонации не  было.  Как
всем известно - вода тушит пожар, а горение пороха  вообще  можно
потушить только водой: не зря же применяют затопление и  орошение
погребов боезапаса забортной водой. Поэтому первый взрыв на "Кур-
ске" вызвавший пробоину никак не мог ею вызвать взрыв боеприпасов.
                      *********************
   Но по мнению автора, наиболее вероятна совсем  другая  причина
гибели АПЛ "Курск" - это взрыв водорода. Всем известен этот опас-
ный газ. Сила его взрыва на килограмм веса гораздо больше  чем  у
тротила. Единственное счастье для Земли, что водород гораздо лег-
че воздуха и поэтому он очень быстро улетучивается,  не  создавая
взрывоопасных концентраций. Надо сказать, что взрывается водород,
если его больше 4%. Такая смесь небольшого количества водорода  и
воздуха называется "гремучим  газом".  При  открытии  водорода  в
прошлом веке один ученый вдохнул его, так что  во  рту  оказалось
ничтожное количество - около сотой доли грамма, но ничего особен-
ного не почувствовал - ни вкуса ни запаха. И тогда он взял  да  и
выдохнул его на пламя свечи. Раздался небольшой взрыв,  вспоминая
этот ужас и боль, ученый писал: "Я думал - мои зубы  превращаются
в пыль!".
   Несмотря на то, что подводная лодка "Курск" чисто атомная,  но
на любой атомной субмарине все равно имеется небольшая  аккумуля-
торная батарея.
Замечание  Юрия Ошейко: И не такая уж и маленькая - в состоянии полной зарядки она обеспечивает (должна по проекту) примерно сутки расхолаживания обоих реакторов + сутки
хода под электордвигателями до момента всплытия и запуска дизелей.
     И при ее работе в объем отсека все  время  в  не-
больших количествах выделяется водород. Версия состоит в том,  что
по какой-то причине ее дожигатели водорода перестали  справляться
с поступлением водорода, которого, впрочем, выделилось очень  ма-
ло - возможно всего несколько грамм. Однако - в любом отсеке лод-
ки находится множество устройств работающих на электрическом  то-
ке, при выключении  каждого  из  которых  проскакивает  хоть  не-
большая - невидимая человеческому глазу электрическая искра,  как
искра в бензиновых двигателях, зажигающая  бензовоздушную  смесь.
Но в этот раз она подожгла смесь воздуха  и  водорода:  "гремучий
газ". Произошел взрыв - наверно не такой уж сильный, чтоб полнос-
тью вдребезги разнести всю носовую оконечность атомной  подводной
лодки. Этот взрыв норвежцы определиликак силой в  1-2  килограмма
тротила (на самом деле примерно двести граммводорода). Но его си-
лы хватило, чтоб раздуть носовую оконечность субмарины, и  разор-
вав ее по швам сделать несколько пробоин. Через них во второй от-
сек стала хлестать забортная вода, и в корпус этой  субмарины  во
втором отсеке, где располагается акуммуляторная  батарея,  попало
несколько тонн воды. Она естесственно потекла вниз - в  аккумуля-
торную яму, и залила ее. Но от этого произошло  электрозамыкание.
Верхние выводы аккумуляторных электродов накоротко замкнулись со-
леной водой. И под действием разности потенциалов  на  электродах
морская вода тут же стала разлагаться на составляющие: водород  и
хлор (выделяемый из морской соли NaCl). И вновь от искры  прогре-
мел второй взрыв, но уже во много раз более ужасный  -  силой  до
тонны тротила. Причем силой взрыва были конечно повреждены  попе-
речные переборки - не все, но вплоть до четвертого-пятого отсека.
Естесственно, что через пробоины  подводная  лодка  "Курск"  была
почти мгновенно затоплена, и большая часть ее  экипажа,  вероятно
70% - находившихся в носовых отсеках погибла в  одну  секунду  от
взрыва, а находившиеся в средних отсеках в одну минуту от  затоп-
ления.
                        *****************
   От взрывов гремучего газа погибло множество  подводных  лодок.
Еще в 1904 г от случайно незакрытого люка прямо в гавани  затону-
ла маленькая русская подводная лодка "Дельфин". Но когда ее  под-
няли с 7 метровой глубины, и стали откачивать воду, то  произошел
взрыв гремучего газа, выделившегося  из  акаммуляторной  батареи.
Мало того - через 5 часов произошел  второй  взрыв,  от  которого
пострадало четыре человека.
    Спустя год также от незакрытого люка погибла английская  суб-
марина A-8. Но ЧЕРЕЗ ДВА ЧАСА, когда лодка уже давным давно лежа-
ла на дне -  то  внешними  наблюдателями  был  отмечен  подводный
взрыв, причем столб воды поднялся на высоту  трех  метров.  Цити-
руется по книге А.А. Нарусбаева "Катастрофы в  морских  глубинах"
(Ленинград 1989 г): "Взрывы гремучего газа происходили не  только
на аварийных подводных  лодках в результате  выделения  водорода,
вызванного контактом аккумуляторов с морской водой. Выделение во-
дорода наблюдалось и при зарядке аккумуляторных батарей,  что  на
лодках тех времен вело к образованию опасной концентрации газа  в
атмосфере отсеков и взрывам. Это  были  французская  ПЛ  "Алжери"
(Алжир), "Жимнот", "Опал", американские:  "Октопус",  "Стингрей",
итальянской "Фока", затонувшей с командой 14 человек, и другие...
    Для предотвращения взрывов гремучего газа, образующегося  при
зарядке аккумуляторных батарей, на лодках устанавливали  высокоп-
роизводительные  системы  батарейной  вентиляции,  а  также  спе-
циальные приборы - (холодные) дожигатели водорода, в которых газ,
проходя через слой катализатора окислялся и превращался в воду.
    Однако принятые  меры  оказались  недостаточно  эффективными.
Взрывы гремучего газа и пожары время от времени происходят ДО СИХ
ПОР. Подобные аварии были особенно распространены в  первой  чет-
верти нашего (двадцатого) века. Так в период с 1900 по 1930 г. на
американских подводных лодках произошло 22 взрыва  аккумуляторных
батарей. Только за январь - апрель 1923 г. в  результате  взрывов
гремучего газа и последующих за ним пожаров пострадало шесть под-
водных лодок японского флота.
    Тяжелая авария произошла 9 октября 1933 г. на английской под-
водной лодке L-26. При  зарядке  носовой  аккумуляторной  батареи
из-за плохой работы батарейной вентиляции в отсеке взорвался гре-
мучий газ, после чего на лодке возник пожар... При  взрыве  погиб
один человек, одиннадцать  были  тяжело  обожжены...  Конструкции
прочного и легкого корпусов подводной лодки были серьезно повреж-
дены.
    В 1936 и 1937 годах от взрывов аккумуляторных батарей  тяжело
пострадали американская подводная лодка S-40 и японская  I-3.  Во
время второй мировой войны в результате взрыва кормовой аккумуля-
торной батареи погибла американская подводная лодка  "Робало".  О
судьбе "Робало" удалось узнать от филлипинских партизан,  имевших
связь с попавшими в плен американскими моряками. Взрыв  в  кормо-
вом отсеке лодки произошел 26 июля 1944 г, когда она находилась в
двух милях от западного побережья острова Палаван. При взрыве по-
гиб весь экипаж, кроме четырех человек, которым  удалось  доплыть
до берега. Все четверо были схвачены японской полицией и  позднее
погибли в плену.
   Спустя пять лет, 25 августа 1949 года во время учебного плава-
ния в Гренландском море в результате двух последовательных  взры-
вов гремучего газа и возникшего затем пожара  затонула  американ-
ская подводная лодка "Кочино". Погибли семь человек,  из  которых
шестеро умерли от ожогов...
   В 1955 году на верфи в Сан-Франциско взорвалась подводная лод-
ка "Помодон", однотипная с "Робало"... В апреле 1988 года сильный
пожар вспыхнул на подводной лодке военно-морских сил  США  "Боун-
фиш". Причиной его был опят-таки взрыв гремучего газа. 22 челове-
ка получили ранения и ожоги..."
   Но по мнению автора, не только  эти  субмарины  пострадали  от
взрывов аккумуляторного водорода. В истории подводного флота  ос-
талось множество катастроф, когда подводная лодка бесследно исче-
зала в глубинах океанов и морей. И вероятно, что  многие  из  них
произошли по вине внутренних взрывов. Так например, никому  неиз-
вестно, отчего не вернулась в порт американская  атомная  подвод-
ная лодка "Скорпион". Просто гидрофоны зафиксировали сильный звук
- американские специалисты его определили как хлопок раздавливае-
мого водой корпуса ПЛ, но по мнению автора скорее всего  это  был
взрыв гремучего  газа.  Гибель  "Скорпиона"  произошла  настолько
мгновенно, что ее экипаж не успел подать  никакого  сигнала  бед-
ствия - при взрыве это просто невозможно успеть. И точно  так  же
не подал никаких аварийных сигналов и командир российской  субма-
рины "Курск".