НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
статья написана 18.08.2000 а все мысли для нее были готовы
еще раньше - 16.08.2000
ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ АПЛ "КУРСК"
Автор - Олег Тесленко <C>
Командование российского флота высказало мнение,
что авария
подлодки "Курск" произошла от столкновения с большим
плавучим
объектом. И хотя некоторые опытные моряки сразу же не
согласи-
лись с этим, но и автору хочется добавить свою ложку дегтя.
Во
первых: у "Курска" остались выдвинуты все перископы антены и дру-
гие выдвижные устройства - это значит, что она шла на перископ-
ной глубине - порядка 10 метров, и в принципе ее корпус не могло
задеть ни одно судно, потому, что суда с осадкой 10 метров прос-
то слишком велики и известны все наперечет, а обычная осадка тор-
говых судов 6-8 м. Кроме того, поскольку все перископы были выд-
винуты, значит в них вели наблюдение, и вряд ли пропустили
бы
судно впереди своего курса. Управление гражданского флота
сооб-
щает, что поскольку военные производили учения в данном
районе,
то там в принципе вообще не могло быть никаких мирных судов - они
были заранее оповещены и удалены из того района, и АПЛ
"Курск"
просто не с кем было сталкиваться. Вдобавок можно сказать,
что
подводная лодка этого типа - чрезвычайно большая и прочная, и при
столкновении есть большая вероятность, что не она
бы получила
повреждения, а наоборот - судно соприкоснувшееся с нею.
Дело в
том, что у такой подводной лодки два корпуса: прочный внутренний
- с толщиной металлической обшивки порядка 50 мм, и более тонкий
наружный - с толщиной не менее 10 мм, то есть, в сумме около
60
мм. А у всех мирных торговых судов толщина обшивки едва
дости-
гает 10-15 мм. У кого толще обшивка, тот имеет большую прочность,
и значит при столкновении получит меньшие повреждения.
Но если
"Курск" от затонула якобы от удара, значит другое судно тоже дол-
жно погибнуть! А ведь никакое мирное судно не заявило
о своих
повреждениях и не передавало сигнала "SOS"! Скрыть
разрушения
корпуса большого размера от удара при столкновении ни
в одном
порту невозможно - тем более, что до него еще надо добраться,
и
не утонуть по дороге...
Точно так же безумно выглядит предположение высших
чинов рос-
сийского военно-морского флота о столкновении "Курска" с
другой
подводной лодкой. Если бы это была русская, то об этом стало
из-
вестно в ту же минуту. Если напротив - иностранная, то она могла
быть только американской. Но и это абсолютно невозможно. Потому,
что при таком столкновении, когда русская лодка сразу затонула,
то и другая тоже должна получить сильнейшие повреждения корпуса.
А при любой водотечности любая субмарина в первую очередь непре-
менно обязана всплыть в надводное положение, тем более американ-
ская, у которых гораздо меньше запас пловучести чем у русских. Но
даже придя в порт, поврежденная ПЛ тут же обязана встать на круп-
ный ремонт, что непременно будет известно всему миру.
Но еще смешнее выглядела первоначальная версия флотского
на-
чальства: якобы русская субмарина натолкнулась на старую мину
и
от ее взрыва получила фатальные повреждения. Противовсе этому тот
же самый. Военно-морской полигон за 50 лет после войны
изъезжен
вдоль и поперек, и ни одна якорная мина на нем в принципе сохра-
ниться не могла, да они в годы второй мировой войны на
северном
театре больше года не держались - льдами уничтожались. Тем более,
что "Курск" шла на перископной глубине, когда ее палубу от повер-
хности отделало около 10 метров, но якорная мина от поверхности
держится не более 3 метров - столкновение их невозможно.
А для
донной мины - глубина слишком велика: сто метров. На такой глуби-
не она не сработает, да и ее взрыв вреда не принесет.
******************
Есть альтернативная версия: взрыв боезапаса самой
ПЛ. Ее выд-
винули некоторые опытные капитаны военно-морского флота. Эта вер-
сия неприятна военному начальству, поскольку сразу возлагает
всю
вину на флотские порядки, тогда как в версии о столкновении часть
вины можно было бы переложить на внешние обстоятельства
- на
пресловутых "врагов". Суть версии в том, что при пуске
торпеды
или ракеты она взорвалась. Однако, и здесь имеются контраргумен-
ты. дело в том, что любое современное мощное боевое средство будь
то 533-миллиметровая торпеда или крылатая ракета имеет несколько
степеней защиты от самопроизвольного срабатывания
- попросту
взводных предохранителей. И срабатывание взрывателей торпеды воз-
можно не ранее, чем она пройдет кабельтов от лодки (порядка двух-
сот метров). То же самое и для ракеты. Устройство торпедных аппа-
ратов идеально отработано
- их изготовлено сотни штук, и таких неприятностей как взрыв тор-
педы в самом аппарате ни у кого не происходило. Да и сама "Курск"
стреляла из своих ТА неоднократно.
Говорят о возможности взрыва порохового
двигателя ракеты.
Однако, мало кто знает, что в качестве пороха
для ракет ис-
пользуется самый медленно горящий порох, который в принципе
не
может взорваться, а способен только гореть. Совсем другое
дело,
если на борту АПЛ "Курск" были торпеды c топливом основанным на пе-
рекиси водорода. Это вещество способно самопроизвольно
разла-
гаться и взрываться. Но для этого все-таки нужны особые условия:
либо пожар внутри подводной лодки, либо пробитие топливного бака
торпеды. А это уже маловероятно. Взрыв торпедного топлива тем
более невероятен, что почти все торпеды - электрические, на аккумуляторах.
Но главное пробоина от взрыва
торпеды весьма локальна - занимает ограниченный район диаметром
около 8 метров. А длина носового торпедного отсека от форштевня
до его кормовой переборки составляет примерно две длины
торпеды
каждой по восемь метров - одна торпеда в трубе торпедного аппара-
та, а следующая на стеллаже за ним. То есть, длина носового отсе-
ка вдвое больше диаметра пробоины. Это значит, что видимые разру-
шения от торпедного взрыва должны бы ограничится первым отсеком,
а на самом деле они захватили второй отсек и третий,
следова-
тельно размер деформации лодочной обшивки порядка сорока метров -
никакой торпеде это не под силу.
Сейчас поступили сведения от норвежской стороны, что
их сей-
смические станции как раз в момент аварии зафиксировали два взры-
ва - первый слабый, а второй - сильный. Предполагают, что первый
был взрыв небольшого количества гремучего газа, а вот второй
-
это якобы взрыв лодочного боезапаса. Но и это
мнение большая
ошибка. Дело в том, что после первого взрыва вода
поступающая
внутрь лодки быстро затопила носовую оконечность, и этим полнос-
тью избавила ее от вероятности детонации любой взрывчатки.
Если
бы два взрыва повремени слились в один, тогда можно бы
говорить
об инциировании второго взрыва первым. А поскольку между ними был
промежуток времени более секунды, значит детонации не было.
Как
всем известно - вода тушит пожар, а горение пороха вообще
можно
потушить только водой: не зря же применяют затопление и орошение
погребов боезапаса забортной водой. Поэтому первый взрыв на "Кур-
ске" вызвавший пробоину никак не мог ею вызвать взрыв боеприпасов.
*********************
Но по мнению автора, наиболее вероятна совсем другая
причина
гибели АПЛ "Курск" - это взрыв водорода. Всем известен этот опас-
ный газ. Сила его взрыва на килограмм веса гораздо больше чем
у
тротила. Единственное счастье для Земли, что водород гораздо лег-
че воздуха и поэтому он очень быстро улетучивается, не
создавая
взрывоопасных концентраций. Надо сказать, что взрывается водород,
если его больше 4%. Такая смесь небольшого количества водорода
и
воздуха называется "гремучим газом". При открытии
водорода в
прошлом веке один ученый вдохнул его, так что во рту
оказалось
ничтожное количество - около сотой доли грамма, но ничего особен-
ного не почувствовал - ни вкуса ни запаха. И тогда он взял да
и
выдохнул его на пламя свечи. Раздался небольшой взрыв, вспоминая
этот ужас и боль, ученый писал: "Я думал - мои зубы превращаются
в пыль!".
Несмотря на то, что подводная лодка "Курск" чисто атомная,
но
на любой атомной субмарине все равно имеется небольшая аккумуля-
торная батарея.
Замечание Юрия Ошейко: И не такая уж и маленькая - в состоянии
полной зарядки она обеспечивает (должна по проекту) примерно сутки расхолаживания
обоих реакторов + сутки
хода под электордвигателями до момента всплытия и запуска дизелей.
И при ее работе в объем отсека все время
в не-
больших количествах выделяется водород. Версия состоит в том,
что
по какой-то причине ее дожигатели водорода перестали справляться
с поступлением водорода, которого, впрочем, выделилось очень
ма-
ло - возможно всего несколько грамм. Однако - в любом отсеке лод-
ки находится множество устройств работающих на электрическом
то-
ке, при выключении каждого из которых проскакивает
хоть не-
большая - невидимая человеческому глазу электрическая искра,
как
искра в бензиновых двигателях, зажигающая бензовоздушную
смесь.
Но в этот раз она подожгла смесь воздуха и водорода:
"гремучий
газ". Произошел взрыв - наверно не такой уж сильный, чтоб полнос-
тью вдребезги разнести всю носовую оконечность атомной подводной
лодки. Этот взрыв норвежцы определиликак силой в 1-2 килограмма
тротила (на самом деле примерно двести граммводорода). Но его си-
лы хватило, чтоб раздуть носовую оконечность субмарины, и разор-
вав ее по швам сделать несколько пробоин. Через них во второй от-
сек стала хлестать забортная вода, и в корпус этой субмарины
во
втором отсеке, где располагается акуммуляторная батарея,
попало
несколько тонн воды. Она естесственно потекла вниз - в аккумуля-
торную яму, и залила ее. Но от этого произошло электрозамыкание.
Верхние выводы аккумуляторных электродов накоротко замкнулись со-
леной водой. И под действием разности потенциалов на электродах
морская вода тут же стала разлагаться на составляющие: водород
и
хлор (выделяемый из морской соли NaCl). И вновь от искры прогре-
мел второй взрыв, но уже во много раз более ужасный - силой
до
тонны тротила. Причем силой взрыва были конечно повреждены попе-
речные переборки - не все, но вплоть до четвертого-пятого отсека.
Естесственно, что через пробоины подводная лодка
"Курск" была
почти мгновенно затоплена, и большая часть ее экипажа,
вероятно
70% - находившихся в носовых отсеках погибла в одну секунду
от
взрыва, а находившиеся в средних отсеках в одну минуту от затоп-
ления.
*****************
От взрывов гремучего газа погибло множество подводных
лодок.
Еще в 1904 г от случайно незакрытого люка прямо в гавани затону-
ла маленькая русская подводная лодка "Дельфин". Но когда ее под-
няли с 7 метровой глубины, и стали откачивать воду, то произошел
взрыв гремучего газа, выделившегося из акаммуляторной
батареи.
Мало того - через 5 часов произошел второй взрыв,
от которого
пострадало четыре человека.
Спустя год также от незакрытого люка погибла английская
суб-
марина A-8. Но ЧЕРЕЗ ДВА ЧАСА, когда лодка уже давным давно лежа-
ла на дне - то внешними наблюдателями был
отмечен подводный
взрыв, причем столб воды поднялся на высоту трех метров.
Цити-
руется по книге А.А. Нарусбаева "Катастрофы в морских глубинах"
(Ленинград 1989 г): "Взрывы гремучего газа происходили не только
на аварийных подводных лодках в результате выделения
водорода,
вызванного контактом аккумуляторов с морской водой. Выделение во-
дорода наблюдалось и при зарядке аккумуляторных батарей, что
на
лодках тех времен вело к образованию опасной концентрации газа
в
атмосфере отсеков и взрывам. Это были французская
ПЛ "Алжери"
(Алжир), "Жимнот", "Опал", американские: "Октопус", "Стингрей",
итальянской "Фока", затонувшей с командой 14 человек, и другие...
Для предотвращения взрывов гремучего газа, образующегося
при
зарядке аккумуляторных батарей, на лодках устанавливали высокоп-
роизводительные системы батарейной вентиляции,
а также спе-
циальные приборы - (холодные) дожигатели водорода, в которых газ,
проходя через слой катализатора окислялся и превращался в воду.
Однако принятые меры оказались
недостаточно эффективными.
Взрывы гремучего газа и пожары время от времени происходят ДО СИХ
ПОР. Подобные аварии были особенно распространены в первой
чет-
верти нашего (двадцатого) века. Так в период с 1900 по 1930 г. на
американских подводных лодках произошло 22 взрыва аккумуляторных
батарей. Только за январь - апрель 1923 г. в результате
взрывов
гремучего газа и последующих за ним пожаров пострадало шесть под-
водных лодок японского флота.
Тяжелая авария произошла 9 октября 1933 г. на английской
под-
водной лодке L-26. При зарядке носовой аккумуляторной
батареи
из-за плохой работы батарейной вентиляции в отсеке взорвался гре-
мучий газ, после чего на лодке возник пожар... При взрыве
погиб
один человек, одиннадцать были тяжело обожжены...
Конструкции
прочного и легкого корпусов подводной лодки были серьезно повреж-
дены.
В 1936 и 1937 годах от взрывов аккумуляторных батарей
тяжело
пострадали американская подводная лодка S-40 и японская I-3.
Во
время второй мировой войны в результате взрыва кормовой аккумуля-
торной батареи погибла американская подводная лодка "Робало".
О
судьбе "Робало" удалось узнать от филлипинских партизан, имевших
связь с попавшими в плен американскими моряками. Взрыв в
кормо-
вом отсеке лодки произошел 26 июля 1944 г, когда она находилась в
двух милях от западного побережья острова Палаван. При взрыве по-
гиб весь экипаж, кроме четырех человек, которым удалось
доплыть
до берега. Все четверо были схвачены японской полицией и позднее
погибли в плену.
Спустя пять лет, 25 августа 1949 года во время учебного
плава-
ния в Гренландском море в результате двух последовательных взры-
вов гремучего газа и возникшего затем пожара затонула американ-
ская подводная лодка "Кочино". Погибли семь человек, из
которых
шестеро умерли от ожогов...
В 1955 году на верфи в Сан-Франциско взорвалась подводная
лод-
ка "Помодон", однотипная с "Робало"... В апреле 1988 года сильный
пожар вспыхнул на подводной лодке военно-морских сил США
"Боун-
фиш". Причиной его был опят-таки взрыв гремучего газа. 22 челове-
ка получили ранения и ожоги..."
Но по мнению автора, не только эти субмарины
пострадали от
взрывов аккумуляторного водорода. В истории подводного флота
ос-
талось множество катастроф, когда подводная лодка бесследно исче-
зала в глубинах океанов и морей. И вероятно, что многие
из них
произошли по вине внутренних взрывов. Так например, никому неиз-
вестно, отчего не вернулась в порт американская атомная
подвод-
ная лодка "Скорпион". Просто гидрофоны зафиксировали сильный звук
- американские специалисты его определили как хлопок раздавливае-
мого водой корпуса ПЛ, но по мнению автора скорее всего это
был
взрыв гремучего газа. Гибель "Скорпиона" произошла
настолько
мгновенно, что ее экипаж не успел подать никакого сигнала
бед-
ствия - при взрыве это просто невозможно успеть. И точно так
же
не подал никаких аварийных сигналов и командир российской субма-
рины "Курск".