11-12.09.2000
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ http://www.uic.nnov.ru/~teog
КОЛОКОЛОМ ПО "КУРСКУ"...
Автор - Олег Тесленко <C>
В одной своей предыдущей статье: "Непрофессионализм спасателей
АПЛ "Курск" автор данной работы выдвинул предположения о
непра-
вильном производстве спасательных работ экипажами водолазного ко-
локола и глубоководных спасательных аппаратов. В частности, вызы-
вало изумление тем, что в один из первых дней спасательной опера-
ции якобы из-за израсходования запаса электроэнергии, подводный
аппарат, уже севший на посадочное кольцо аварийной лодки: комин-
гс-площадку, вдруг поднялся с нее, и не взяв на борт ни
одного
подводника "Курска", всплыл на поверхность. Услышав об
этом в
сообщении по телевидению, автор был чрезвычайно удивлен. Как
же
так? Почему они всплыли? Сам президент страны объяснил это
тем,
что подводный аппарат израсходовал весь свой запас элетроэнергии.
Но зачем прикрепившемуся к подлодке
батискафу расходовать
свою электроэнергию? Ведь все дальнейшие спасательные действия по
открыванию люков можно было производить вручную. Однако -
впос-
ледствии по телевидению сообщили, что подводные аппараты не
мо-
гут правильно сесть на комингс-площадку лодки якобы из-за дефор-
мации лодочной обшивки и самого комингса. Автор тут же ответил на
это предположение в статье "Непрофессионализм спасателей "Курска":
"Сейчас придумали новую причину, озвученную представителем
по
прессе Игорем Дыгало: якобы комингс-площадка получила поврежде-
ние - деформирована, и из-за него аппаратам не удается
присо-
саться к субмарине. Но и это объяснение насквозь фальшиво.
Так
могут говорить только те, кто никогда не видел этого самого поса-
дочного кольца. На самом деле комингс-площадка - цельнолитая кон-
струкция большой толщины, гораздо прочнее, чем лодочная
обшивка
примыкающая к ней. И при любой аварии может смятся все что угод-
но, только не этот комингс. Лодочная обшивка может погнуться,
но
комингс - никогда!"
Но в тот же день телевидение сообщило, что в
комингсе лодки
имеются трещины и выбоина. Что полностью опровергало мнение авто-
ра. Поэтому кто-то из рассерженых читателей мгновенно прислал ав-
тору возмущенное письмо: "Ты ебанутый пидарас. Хули кричал
что
дефформации быть не может? Чмо ебучее."
Бог с ним, с оскорблением. Чем на него отвечать,
гораздо важ-
нее разобраться, что там действительно было. Потому, что
вопрос
поставлен правильно: автор утверждал, что повреждения комингса не
может быть, а оно есть! Как могло произойти то, чего в
принципе
не может случиться?! Неужели в теле комингса действительно могла
возникнуть трещина? Но тогда с какой же силой надо было
нанести
удар по нему, чтоб он треснул?
Автор читал интереснейшую книгу под названием кажется
"Госпо-
жа трещина", в которой весьма профессионально разбирались
все
вопросы растрескивания металлов. Сразу надо сказать, что
мелкие
трещины меня совсем не интересуют - конструкции с ними могут жить
целые десятилетия и даже века. Но вот откуда могла
бы взяться
глубокая сквозная трещина или выбоина? Ведь для этого
требова-
лось нанести удар прямо по комингсу большим куском металла весом
несколько тонн, чтоб отколоть кусок комингса! Хотя некоторые
мо-
гут предположить, что "Курск" якобы таранила неизвестная зарубеж-
ная подлодка, но автор уже многократно писал, что в данной ситуа-
ции никакого столкновения ни в коем случае быть не могло. Тем бо-
лее, что повреждения у русской субмарины в носовой части
перед
рубкой, а это исключает двойной район повреждений: и в носу и
в
корме, потому, что шлюз девятого отсека находится в самой корме.
Кто-то из читателей может предположить, что трещины
комингса
возникли в момент удара "Курска" о морское дно, или от тарана. То
есть: ударившись о дно - корпус К-141 продолжал по инерции
сми-
наться, и от этого в стенке комингса появились трещины. Но появ-
ление трещин в комингсе от этого в принципе невозможно. Это опро-
вергается даже самой реальностью: сам комингс вплотную примыкает
к обшивке легкого наружного корпуса субмарины. Причем толщина об-
шивки и толщина комингс-площадки различаются многократно.
Листы
обшивки толщиной всего 10 мм, а комингс - порядка 50-100
мм. И
при любом смятии в первую очередь сомнется тонкая обшивка, но
не
комингс. См рис:
Кроме того: под легким наружным корпусом у "Курска"
на рас-
стоянии примерно 800 миллиметров от него располагался толстый
и
прочный внутренний корпус. И этот прочный корпус был приварен
к
шлюзовой трубе, оканчивающейся вверху комингс-площадкой.
Но если бы столкновение о дно было такий невероятно
сильным,
что по инерции могло корежить обшивку, тогда толстый прочный кор-
пус впервую очередь измял бы шлюзовую трубу, вызвав в ней трещи-
ны большие чем в комингсе. Из-за этого смятия в шлюзе появились
бы трещины, и он неминуемо должен быть заполнен водой. Кроме
то-
го - от смятия шлюза люк в нем неизбежно был бы заклинен, и
его
пришлось бы открывать краном. Однако, как уже многократно
писал
автор - НИКАКОЙ ВОДЫ в шлюзовой камере не было, до тех пор
пока
ее не затопили норвежские водолазы. Да и после уравнивания давле-
ния люк они открыли поразительно легко, вот их слова корреспон-
дентке Наталии Грачевой из "Комсомольской правды":
- Вы долго открывали первый люк?
- Люк открылся очень легко. - ответил водолаз Джим Маллен.
То есть - никакой деформации люка тоже не было.
Следовательно
- не было абсолютно никакой деформации комингс-площадки от проч-
ного корпуса.
********************
Повреждения кормовой части от лобового удара о дно в
принципе
не могло быть. Дело в том, что при любом ударе или таране, кото-
рое судно наносит своим форштевнем, происходит деформация только
носовой части, а вся средняя часть судна и тем более корма
ос-
таются совершенно целехоньки. Действительно - нос судна при лобо-
вом таране нередко сминается в лепешку, но корма приэтом НИКОГДА
НЕ ПОВРЕЖДАЕТСЯ, и все точные машины и механизмы остаются в
це-
лости и сохранности. Настолько, что при ремонте таких судов у них
просто отрезают разбитую носовушку, и приварив вместо нее новую,
отправляют такие суда в эксплуатацию. Таких случаев было уже
на-
верно сотни и тысячи за мировую историю. И никогда никаких
пов-
реждений кормы не было.
О невозможности девормации комингс-площадки
из-за удара об
дно или столкновения повторяю выдержку из одной своей предыдущей
статьи: как говорил Высоцкий: "Сам у себя ворую -
имею полное
право. В общем - что хочу, то и делаю..."
Дело в том, что при столкновении, носовая часть
судна играет
как бы роль квази пружины - сама она сминается, но вот этой
де-
формацией поглощает всю кинетическую энергию, и все конструкции в
средней и кормовой части судна остаются в полной исправности.
В
пример можно привести лайнер "Стокгольм", который таранил
лобо-
вым ударом пассажирский лайнер "Леонардо да Винчи". И хотя носо-
вая часть "Стокгольма" превратилась в полную лепешку, но весь ос-
тальной корпус остался полностью исправен. Его быстро отремонти-
ровали, и он еще много лет после этого несчастного случая плавал
по морям под другим именем - "Росток".
Об этом смятии хорошо написал адмирал Степан Осипович
Макаров
в своей книге "Рассуждения по вопросам военно-морской
тактики"
стр 255: "...Сила удара растет пропорционально квадрату скорости,
т.е. удар на 10 узлах даст в 4 раза большую живую силу
(кинети-
ческую энергию), чем на 5 узлах. Если мы представим живую силу
в
тонно-футах, то получим такие большие цифры, которые теряют свою
наглядность. Полагаем, что для каждого будет осязательнее,
если
силу удара корабля при известной скорости сравнить с падением те-
ла в безвоздушном пространстве. Так, чтобы свободно падающее
те-
ло приобрело скорость в 5 узлов, оно должно пролететь 1,2
фута
(40 сантиметров). 10 узлам
соответствует высота 140
сантиметров... 20 узлам - 5.3 метра, 30 узлам - 12 метров. Таким
образом миноносец "Сокол" при 30 узлах приобретет такую скорость,
которая соответствует падению из окна 4-го этажа. Мы знаем,
что
люди, падающие с этой же высоты на мостовую, убиваются до смерти,
и если бы мы сбросили с той же высоты на мостовую миноносец "Со-
кол" то он, разумеется, после этого не смог бы продержаться
на
воде нескольких минут, так как связь всех его членов была бы
со-
вершенно нарушена.
Мы однако знаем, что если растянуть на улице сетку, чтобы
па-
дающий с 4-го этажа попал в нее, то человек остается совершенно
невредим... Дело однако в том, что нос миноносца "Сокол"
имеет
острую форму, и разумеется, меньшую прочность в продольном отно-
шении, чем борт того же миноносца, так что, если бы он ударился в
скалу, весь корпус не мог бы остановиться сразу, а началось
бы
смятие носовой части, на которое расходовалась бы живая сила (ки-
нетическая энергия движения). Это смятие носовой части
"Сокола"
играло бы ту же роль, какую играет сетка при падении людей с вер-
хних этажей. То, что говорится о "Соколе" вполне
применимо ко
всякому таранящему судну..."
Конечно, никакого столкновения "Курска" с другим
кораблем не
было, но тогда можно рассмотреть вопрос падения его на
дно на
большой скорости. Однако, надо помнить, что морское дно в том ра-
йоне - вовсе не сплошная скала, а наоборот: мягний грунт,
кото-
рый способен только смягчить удар для падающего судна. Мало того
- скорость субмарины была слишком мала, чтобы стоило об этом
го-
ворить. Дело в том, что "Курск" готовился произвести учебный тор-
педный выстрел по понтонам. Но поскольку понтоны не имеют
греб-
ных винтов и поэтому совсем не шумят, то прицеливание по ним
не-
возможно по данным гидроакустики, а только с помошью перископа. И
лодка шла в перископном положении со всеми поднятыми выдвижными
устройствами - они обнаружены у лежащей на дне субмарины, и
это
зафиксировано во всех отчетах. Но дело в том, что
перископные
трубы довольно тонкие, и они никогда не могут выдерживать
напор
воды на большой скорости судна - сломаются. Поэтому скорость
хо-
да всех подводных лодок под перископом ограничена всего 6 узлами.
Причем именно такую скорость имели еще немецкие подводные
лодки
во времена второй мировой войны при ходе под шнорхелем. Но
ско-
рость 6 узлов - чрезвычайно мала, и даже падая на грунт при
та-
кой скорости - сила удара о дно была ничтожна. К тому же до
дна
было даже меньше ста метров - ведь киль лодки в перископном поло-
жении находился на глубине двадцати метров. То есть - никакой си-
лы инерции, способной смять прочный корпус и комингс-площадку
-
вообще не было!
**********************
В этом месте большинство читателей наверняка усмехнется:
ведь
уже все своими глазами видели поврежденную поверхность
комин-
гс-площадки! Зачем же автор пытается обмануть читателей?
Берусь объяснить, что все видели совсем не то, что говорят
те-
левизионщики. Я весьма приближенно, не вдаваясь в строгую интер-
претацию теории сопротивления и разрушения материалов поясню, что
в данном случае на поверхности гладкого комингса имеют место
два
вида разрушения: глубокая царапина (или борозда) и плоский откол.
Но никакой сквозной трещины там не наблюдается! См. рис:
Именно в наличии этой борозды и состоит причина неудачи
спаса-
тельной операции российскими подводными аппаратами. Дело в
том,
что когда подводный аппарат садится на аварийную субмарину, мес-
то их соединения должно быть абсолютно герметично - не допускают-
ся никакие даже мелкие протечки. Потому, что если в камере присо-
са ПА давление должно быть маленькое - всего одна атмосфера,
то
снаружи - морская вода давит с силой десяти атмосфер, а на
пре-
дельной глубине их погружения 600 м - и с силой 60 атмосфер.
И
через любую малейшую щелку в этом соединении вода будет хлестать
дурью. Каждый сантехник знает, что в первую очередь должна
быть
обеспечена полная герметичность соединений.
Но вот эта борозда и создала лишний приток воды. Когда
"Приз"
или "Бестер" садились на комингс-площадку аварийной лодки, спаса-
телям, чтобы проникнуть внутрь субмарины - требовалось
сначала
откачать воду из камеры присоса, совсем немного
воды: литров
двести-триста, и только потом открывать люки. Но дело в том,
что
водооткачивающий насос на этих минисубмаринах совсем маленький
и
слабенький. Да большой-то и не нужен: слишком мало количество от-
качиваемой воды, а понапрасну возить лишнюю
тяжесть аппарату
весьма накладно - при проектировании каждый килограмм
веса на
учете. Однако - вредная бородза давала лишний приток
забортной
воды. И сколько насос ни старался ее откачать - ее
уровень не
уменьшался. Несколько часов такой перекачки - и запас электроэ-
нергии в батарее истощался. Фактически происходила перекачка
во-
ды из моря в море. Это напоминало эпизод из книги "Мореплавания
Солнышкина", когда, чтоб выровнять крен судна пытались
перека-
чать море с одного борта на другой. Именно в наличии этой бороз-
ды, создававшей значительный водоприток, и состоит главная причи-
на неудачи работ по спасению экипажа "Курска" - по мнению автора
большинство членов экипажа этого корабля оставались
живы нес-
колько дней, и их можно было бы спасти, если б не эта проклятая-
бороздка. Однако - что же оставило такой след на комингс-площадке?
Автор сразу отметает в сторону версию столкновения
с инос-
транной подлодкой. Этого не могло быть. Во-первых:
борозда на
кольце слишком мелка - глубина ее на глаз порядка 3-5 мм. Смешно
подумать, будто вражеская подводная лодка оставит после себя
та-
кую ничтожную царапину. Кроме того - комингс-площадка находится
на верху палубы русской субмарины, это значит, чтоб пробороздить
по ней - иностранная лодка должна была идти выше русской, но ведь
выше просто некуда: поскольку достоверно известно, что К-141
шла
на перископной глубине, и над ее палубой по высоте было не больше
десяти метров воды. Следовательно, чтоб чужой лодке нанести
эту
царапину пришлось бы идти в надводном положении - чего в принци-
пе быть не могло. Кроме того: основные повреждения у "Курска"
в
носовой части, а комингс-площадка - в корме. Не могла же
инос-
транная подлодка раздвоиться на две части, чтоб оставить повреж-
дения у русской субмарины и в носу и в корме.
Несомненно - причиной гибели "Курск" стал
внутренний взрыв,
и никакого столкновения с другим кораблем. Но при любом взрыве
в
стороны разлетаются обломки стальных конструкций, может быть один
из кусков стали и прочертил борозду на кольце комингс-площадки?
Поэтому второй версией автора стало предположение, что как гово-
рится: "Курск" таранил сам себя... Поднятый взрывом вверх
кусок
его обшивки теоретически стал двигаться назад - вернее лодка
шла
по инерции вперед, а кусок металла просто отставал и этим полз по
ее палубе, оставляя на ней царапины... Однако, тут сразу
возни-
кал вопрос: в каком направлении протянута эта царапина на комин-
гсе? Потому, что если в направлении продольной оси подводной лод-
ки - тогда все понятно, этот след мог оставить
кусок обшивки
ползущий назад по палубе "Курска". А вот если борозда идет попе-
рек палубы "Курска"? Это будет парадоксом - потому, что невозмож-
но было двигаться ни одному куску металла поперек идущей
вперед
субмарины. К сожалению автор не успел дотошно рассмотреть видео-
кадры, показывающие расположение царапины и откола на комингсе, и
поэтому не смог понять - продольна или поперечна царапина относи-
тельно лодки? Внимательнейшим образом автор изучил эту гипотезу -
смотри рисунок:
Но тут имеется сразу несколько противопоставлений.
Во-первых:
все обломки должны были утонуть даже не успев дойти до кормового
люка. Это можно понять из соотношения скоростей. Скорость
"Кур-
ска" в момент аварии была около 6 узлов - это примерно 3 метра
в
секунду. Легко подсчитать, что расстояние сто метров отделяющее
носовую оконечность от кормового шлюза пройдены за 30 секунд.
А
скорость погружения в воду металлических обломков
порядка 1-2
метров в секунду. Хотя я и не знаю точно этой величины, но извес-
тно, что первые глубинные бомбы необтекаемой формы
имели ско-
рость погружения порядка 2-3 м/с. По обтекаемости форма безобраз-
ных кусков металла еще хуже, и их скорость порядка 1-2
м/с. От
верхней палубы до поверхности воды в перископном положении "Кур-
ска" было всего десяток метров, вот не больше этой
величины и
могли быть подняты взрывом вверх обломки обшивки. А десять
мет-
ров куски стали будут тонуть 5-10 секунд - значит все они утонут
гораздо раньше, чем через 30 секунд к ним подойдет комингс-пло-
щадка. Все это показано на рисунке - как тонет россыпь осколков.
Но самое главное: если причиной разброса обломков
стал внут-
ренний взрыв субмарины, то все куски металла обязаны
лететь в
разные стороны от продольной оси подводной лодки. А ведь
комин-
гс-площадка находится строго на диаметральной плоскости
(про-
дольной оси). Следовательно - не могло кусок обшивки занести
на
комингс. Кроме того: в середине лодки ближе к ее носовой части
у
"Курска" стоит башенноподобная рубка, а намного дальше в корму
-
вышеупомянутый комингс. Но дело в том, что рубка гораздо шире ко-
мингса: ее ширина около пяти-шести метров, тогда как диаметр
ко-
мингс-площадки всего полтора метра. Это значит, что взрыв произо-
шедший в самом носу субмарины раскидал обломки обшивки в
разные
стороны. Но мало того - лодка двигалась по инерции
вперед, и
своей широкой рубкой как ледокол дополнительно расталкивала
в
стороны не успевшие уйти с ее дороги куски металла. А за
рубкой
оставалась полоса чистой воды (показанная на рисунке голубым цве-
том), в которой не могло быть никаких кусков металла. Поэтому,
и
эта версия повреждения комингса обломком обшивки самой лодки
то-
же отметается как непригодная.
Затем автор придумал третью версию: может быть еще при
стоян-
ке в порту на "Курск" краном грузили что-нибудь особенно тяжелое
- многотонно металлическое, и случайно уронили этот груз прямо на
комингс? тут надо знать, что в подводном флоте самое
трепетное
отношение к этим комингс-площадкам: все подводники знают, что эти
кольца требуется беречь и холить - они главная надежда на спасе-
ние в критической ситуации. Даже просто стоять запрещается
на
кольце комингса. Их время от времени чистят и полируют. И поэто-
му такая невероятность - чтоб сбросить многотонный металлический
предмет прямо на комингс-площадку - кажется автору просто кощун-
ственной. Да и собственно говоря: какие-такие металлические гру-
зы кран мог грузить в кормовую оконечность атомного ракетоносца?
Там и грузовых люков-то никаких нет... Да даже если б и был слу-
чай такого падения, то во-первых - постарались бы заварить
эту
небольшую бороздку, а во-вторых: оставшиеся на причале люди
за-
помнили бы этот случай. Поэтому и эта версия тоже отметается.
Тут автор чуть не встал в тупик: по
кольцу комингса явно
что-то ударило - тяжелое и металлическое, из прочнейшей стали, но
что это могло быть? Ведь это наверняка произошло потом -
уже в
море, иначе злосчастную борозду заварили бы еще в порту.
Автор
даже стал грешить на аппараты "Приз" и "Бестер" - может это
они
своими неуклюжими движениями поцарапали кольцо? Но на самом деле
у этих аппаратов слишком мала вертикальная скорость снижения
-
просто потрясающе мала, и никакого удара от этого в принципе
не
могло быть...
И тут автора осенило. Об этом сейчас мало кто помнит,
но еще
до "Призов" и "Бестеров" в район аварии прибыло спасательное суд-
но с водолазным колоколом. Вот этот колокол и стал причиной пов-
реждения комингса. Водолазный колокол советского производства
-
аналог американской спасательной камеры Маккенна.
Это как бы
стальная груша весом порядка двадцати тонн, висящая на
прочном
стометровом тросе. В самый первый день работы спасателей сначала
спустили под воду этот колокол, в попытке поднять с его
помощью
людей. Однако, в те первые дни в Баренцевом море бушевал
шести-
балльный шторм, и спасательное судно естесственно то поднималось,
то опускалось на высоких волнах - высотой 3,5-6 м. А вместе с ним
поднимался и опускался колокол. И во время одного неудачного при-
земления на комингс-площадку аварийной лодки произошло взаимосоу-
дарение двух стальных конструкций. Комингс у колокола не
менее
толстый и прочный, чем у подводной лодки, и он своим острым краем
прочертил небольшую борозду и даже сделал небольшой откол с
по-
верхности лодочного комингса. Вот в этом и кроется причина
всех
последующих неудачных стыковок спасательных аппаратов - они сади-
лись, но не могли откачать прибывающую через царапину воду. И ви-
димо долго не могли понять в чем причина этого - пока норвежские
водолазы не сфотографировали поверхность плоского кольца
комин-
гса, только тогда весь мир увидел на ней борозду и откол.
Но можно ли было избежать такого рокового исхода,
чтоб не до-
пустить повреждения комингс-площадки? Конечно! Достаточно
было
надеть на комингс водолазного колокола толстое резиновое
кольцо
-толщиной примерно 20 мм, чтоб предохранить от
повреждений -
смотри рисунок:
Или - для предохранения от слишком быстрого спуска,
требова-
лось иметь специальную систему стабилизации колокола по
высоте,
то есть - чтоб на гребне волны он не поднимался, а
на подошве
чтоб не опускался. Ничего сложного в этом нет - просто подъемный
электромотор колокола должен точно выдерживать его заданную глу-
бину. Непонятно - неужели не было такой системы стабилизации? Или
ее отключили, или она не сработала?
О том, что нижнюю плоскость стыковочного кольца надо облицовы-
вать резиной, известно еще с древности - от той самой камеры Мак-
кенна. Вот как она описана у Джозефа Горза:
"Девятитонная камера была выполнена в форме перевернутой
вниз
груши. Высота ее достигала 3 м, максимальный диаметр 2,4 м а диа-
метр основания равнялся 1,5 м. Нижний конец основания, сконструи-
рованный таким образом, что он точно соответствовал конфигурации
спасательного люка подводной лодки, был снабжен резиновой
прок-
ладкой, обеспечивающей водонепроницаемое соединение между
кром-
кой камеры и фланцем люка."
Почти все советские технические изделия
первоначально были
разными путями украдены у развитых западных стран, и потом только
постепенно подвергались различным модернизациям. Но в ходе
тех
модернизаций, технические объекты нередко не улучшались, как
это
должно бы быть в соответствии с техническим прогрессом, а наобо-
рот - становились еще хуже, чем первоначальные. Видимо
подобное
произошло и с водолазной техникой. Если у американцев в 1930
го-
дах у камеры Маккенна была широкая резиновая прокладка на
плос-
кости комингса, то у советских подводных объектов - уже не прок-
ладка, а тонюсенькое резиновое колечко. Хотя оно широкое -
диа-
метром круга около полутора метров, но зато толщина круга резины
чрезвычайно мала - всего около 7 миллиметров. И это еще не
все!
Это резиновое кольцо уложено а пазу комингса, и наружу
от него
торчит всего 3 мм - это я сам видел! Но разве могут эти два мил-
лиметра обеспечить герметичность? В случае даже ничтожнейшего пов-
реждения плоскости комингс-площадки - например борозды
глубиной
всего 5-7 мм - остается неперекрытая щель толщиной 4 мм, вот
она
и погубила всех подводников "Курска"...
То есть, за много десятков лет, вместо того, чтоб улучщать
из-
делия, по некоторым параметрам советские образцы стали
намного
хуже, чем иностранные семидесятилетней давности. И это
подтвер-
ждается хотя бы тем, что камера Маккенна спасла всех
американ-
ских подводников с затонувшей лодки "Скволус", а советский коло-
кол не смог поднять ни одного с "Курска", хотя в первые дни отту-
да еще стучали живые люди. И все это из-за того, что нижняя плос-
кость советского колокола не облицована резиной как у американ-
цев, и колокол ударяясь краем своего стального комингса по комин-
гсу лодки создал на нем повреждения, которые не позволили
потом
работать и "Призу" с "Бестером".
Когда во время работы в центральном конструкторском
бюро я
увидел на комингсе подводного аппарата это "уплотнение" выступаю-
щее всего на 3 мм, я просто оторопел - и спросил старых работни-
ков - А не маловато будет? Может быть потолще слой резины
поло-
жить? Но меня успокоили - Ничего... Все комингсы так делаем...
И
ничего еще не случилось... Это было в первый год работы,
автор
был молодым и зеленым, и не стал протестовать против мнения
го-
раздо более опытных зубров. Хотя это относилось конкретно к спа-
сательным аппаратам, а не к тому водолазному колоколу,
который
учавствовал в операции над "Курском", но дело в том, что принцип
проектирования всех комингсов в одной стране должен быть абсолют-
но одинаков - чтобы образцы разных КБ могли состыковаться друг
с
другом...
*********************
Поэтому автор не считает себя виновным в первоначальной
ошиб-
ке когда писал, что деформации комингс-площадки быть не может,
о
чем сначала сообщили средства массовой дезинформации. Во-первых:
деформацией мы обычно называем различные виды изгиба металла,
а
представить такого, чтоб комингс погнулся от малых воздействий
-
это просто невозможно. Во-вторых: ведь в гибели "Курска" все гре-
шат на каких-то внешних врагов, а подумать, что в гибели
второй
половины экипажа виновны сами русские средства спасения - это
уж
вообще уму непостижимо!
Командующий северным флотом - адмирал Попов
сказал, что он
положит жизнь, чтоб только взглянуть в глаза тому, кто
устроил
эту аварию. Видимо он намекал, что преступник находится
слишком
далеко от него - где-нибудь за океаном, так чтоб
достать того
пришлось бы потратить весь остаток жизни. Но на самом деле
это
гораздо легче, и не надо адмиралу Попову ехать в дальние
моря:
потому, что главные действующие лица этой аварии находятся у
нас
дома - в России... Не было никакого столкновения, а взрыв
"Кур-
ска" произошел из-за внутренних технических причин.
Но Попову видимо совсем неинтересно: в чем
причина неуспеха
спасательной операции, хотя даже после падения "Курска" на дно на
нем оставалось живыми около 60-80 человек, которых можно было
бы
спасти. А ведь установить виновника, кто сделал выбоину на комин-
гсе - проще простого. При соударении двух кусков металла, на каж-
дом из них остались микрочастицы другого. И если внимательно
в
лупу осмотреть комингс колокола, то на нем наверняка можно обна-
ружить следы повреждений. Точно так же если сделать соскобы
ме-
талла с комингс-площадки "Курска", то можно обнаружить микрочас-
тицы колокола - мельчайшие сколы стальных чешуек размерами
ве-
роятно около 0.001 мм. Эти микрочастицы стали нужно исследовать с
помошью установки спектрального анализа. Для тех кто незнаком
с
этим термином: Спектральный анализ - самая заурядная в современ-
ной технике установка, размером примерно с небольшой
токарный
станок. Такие имеются на любом металлургическом заводе и каждом в
политехническом институте (во всяком случае - в нашем была). При-
цип этого весьма прост: лучом маленького лазера испаряется микро-
кусочек опытного образца, и химические элементы составляющие
его
испускают лучи со сторого определенными длинами
волн. Спек-
тральным анализом буквально за считанные минуты можно самым точ-
ным образом (кажется до тысячных долей процента) определять про-
центный состав любых сталей, да и вообще всех мыслимых предметов
- от корки хлеба до алмаза). А если говорить о стали, то
сталь
разных плавок даже из одной доменной печи отличается между собой-
так же как узоры на пальцах рук людей никогда не повторяются.
И
спектральным анализом можно запросто установить фамилию плавщика,
который в конкретный день выплавил ту партию стали, поскольку все
образцы хранятся навечно и их можно сравнить. А уж тем более зна-
чительно отличаются друг от друга сорта стали из которых построе-
на российская подводная лодка "Курск" в 1994 г, от
водолазного
колокола примерно в 1960-1970 г, и от металла обшивки американ-
ской субмарины.
Следовательно - на борозде комингса запросто
можно отличить
инородные микрочастицы, какой другой сталью они оставлены:
либо
это след от кусков самого "Курска", либо сталь иностранной
под-
лодки, либо сталь колокола. Вряд ли можно сомневаться, что роко-
вые борозды на комингсе оставил русский колокол. Таким
образом:
если главнокомандующий Северным флотом очень уж хочет посмотреть
в глаза виновникам гибели большей части экипажа "Курска" - то
он
может это сделать в самое ближайшее время - если только захочет...