На главную страницу
     Напомню читателям, что сайт "Кладовая морских и  авиационных
тайн" продолжает существовать за счет  финансовой  помощи  Малика
Шаймухамбетова., за что я глубоко ему благодарен.
     К  сожалению,  читатели  терроризруют  редактора   вопросами
только на морские темы, по ранее опубликованным статьям. И следуя
в угоду этому направлению О.Т не может пока вырваться на другие -
более интересные вопросы. К моей скорби  -  в  гллубоком  забытии
осталась чисто авиационная тема, в которой  парадоксов  нисколько
не меньше...

     БОЙ АВСТРИЙСКИХ БРОНЕНОСЦЕВ ПРОТИВ ЭСКАДРЫ  АВИАНОСЦЕВ
                  Автор - Franz Lissenberg <C>
                      lissen@rocketmail.com
                         в письме к О.Т.
     И еще: Вы (О.Т.) говорили о необычности ваших взглядов на на
военную историю и науку. Об истории судить не берусь,  сам  люблю
задаваться вопросом "а что если...", а вот  о  науке  скажу  пару
слов.  Я  увлекаюсь  компьютерными  стратегическими  играми,    в
частности в  1999-ом  году  вышла  прекрасная  "штабная"  морская
стратегия Jane's Fleet Command. Прелесть этой игры в том, что она
помимо географической карты всего мира с  глубинами  и  высотами,
островками и мелями, включает в себя все виды  морской  войны  от
подводной до  воздушной,  и  неслабый  трехмерный  движок,  но  и
поддается  редактированию.  Так,  я  с  парой   друзей,    сделал
трехмерную модель нескольких кораблей периода 1900-1918, и  ввели
их в игру, сохранив все их базовые  данные  и  вооружение,  но  с
поправкой  на  модернизацию  (скорость  30   узлов,    артиллерия
управляется компьютером, около 50% попадания в засеченную радаром
цель,  дальность  стрельбы  увеличена  где-то  до  100   км,    и
скорострельность 2 выстрела в минуту главным калибром, (и  до  20
мелкими), добавлены зенитные 75-мм пушки, и  немного  ракет  типа
земля-земля,  позже  снятых    за    ненадобностью).    Испытания
проводились  в  разных  условиях  -  от  уничтожения   комплексов
береговых укреплений до сражения  с  полной  американской  (и  не
только) авианосной  группой.  Результат  -  НИ  ОДНО  СОВРЕМЕННОЕ
СОЕДИНЕНИЕ, СКОЛЬКИМИ БЫ САМОЛЕТАМИ И РАКЕТАМИ ОНО  НЕ  ОБЛАДАЛО,
ни  при  каких  обстоятельствах  не  смогут  уничтожить    хорошо
бронированные  корабли  с  достаточным  боезапасом  и    хорошими
компьютерами,   управляющими    зенитным    вооружением.    Самым
показательным можно считать схватку трех броненосцев  "Эрцгерцог"
(1905 г, Австро-Венгрия, вооружение из 4х240-мм, и 12  190-мм)  с
американо-итальяно-англо-французским  авианосным  соединением.  В
бессмыссленных атаках "Constellation" растратил все  боеспособные
самолеты, а остальные корабли остались без ракет, в то время  как
"Эрцгерцоги" получили не более 10% повреждения каждый, и ни  одно
орудие, ни один узел скорости, не были потеряны.
     После  этого,  они  ("Эрцгерцоги") спокойно    подошли    на
расстояние выстрела и НАТОвские корабли отправились на  корм  ры-
бам в течение получаса игрового  времени.  Не  следует,  конечно,
придавать очень большое значение результатам в игре, но на  опре-
деленные мысли, это, без сомнения, наводит.
     Если хотите, можете посмотреть на "фотографии"  сделанные  в
игре вот здесь - http://t2.technion.ac.il/~slissen
     С наилучшими пожеланиями, Franz Lissenberg.
                       ******************
     Примечание О.Т.: Видимо Franz полностью исключил возможность
применения в этом конфликте ядерного оружия - это правильно,  и  в
следствие - боевые действия только обычными видами  оружия.
     Хотя непонятно,  как  обошлось  дело  с  торпедами,  которые
любили кидать самолеты времен второй  мировой  войны.  Впрочем  -
неизвестно, способны ли сбрасывать торпеды современные реактивные
самолеты  -  ведь  на  таких  скоростях  сброса  торпеды    будут
разбиваться о воду. Кроме того, корабли теперь  могут  защищаться
от  сброшенных  самолетами  торпед:  современная   артилерия    и
глубинные бомбы уже способны поражать идущие на корабли  торпеды,
или ставить им звуковые помехи.
     А успешное отбитие авиационных атак броненосцами не  кажется
слишком  фантастичным,  потому,  что  управляемая    компьютерами
артиллерия необычайно эффективна против  самолетов.  И  самолетам
уже не удастся достичь такой же  эффективности  против  кораблей,
которой они показали  во  времена  ВМВ.  В  подтверждение  этому:
журнал  "Зарубежное  военое  обозрение"  N3   1988    г    статья
"Авиационные пушки" к.т.н. полковник А. Белова:
     "В годы первой мировой войны 15-20% всех самолетов было сби-
то огнем зенитной артиллерии. Во второй мировой войне  этот  про-
цент увеличился и стал 40%, а в локальных конфликтах  после  вто-
рой мировой - уже 90% всех самолетов погибли от огня НАЗЕМНЫХ зе-
нитных ракет и зенитной артиллерии."
     Читателям  не  следует   думать,    будто    50%    точность
артиллерийской стрельбы является завышением. Наоборот - занижена!
Как-то я зашел на военно-морскую кафедру нашего  политехнического
института, и разговорился об артиллерии и броне с  ее  офицерами:
сплошь капитанами второго и третьего ранга (начальник  кафедры  и
его заместитель - первого ранга). И я спросил  одного  офицера  -
морского артиллериста по специальности: "Какова точность стрельбы
в надводную цель корабельных пушек?"
     Он тут же незамедлительно мне ответил: 100%. Я переспросил:
     - Ну так уж и сто? - Как будто у вас промахов не бывает...
     - Ну если не сто, так не менее 90% - это точно, потому,  что
первые два пристрелочных выстрела иногда  могут  не  попасть,  но
зато все остальные - без промаха". А  как  же!  Ведь  современное
управление корабельной артиллерией  -  только  компьютерное  и  с
помощью радилокатора.
     Это  наглядно  доказывает    резко    возросшую    мощь    и
противозенитной  обороны.  И  возросшую  неуязвимость   кораблей,
потому, что корабли тоже относятся к типу поверхностных целей. То
есть - если во времена второй мировой безусловно  считалось,  что
лучшая зенитка -  это  самолет-истребитель,  то  уже  во  времена
шестидесятых   годов    истребители    стали    сбивать    весьма
незначительную долю самолетов от общего количества  потерянных  -
не более  10%.  А  наземные  зенитные  средства  наоборот:  резко
увеличили свою эффективность  -  до  90%.  Это  и  понятно,  если
учесть, что во  время  второй  мировой  каждую  пушку  и  пулемет
вручную наводил человек, целясь на свой "выпуклый  военно-морской
глаз",  который  давал  огромные  погрешности  в  деле  измерения
дальности до приближающегося самолета, не  мог  правильно  учесть
скорость его пикирования, и  предугадать  упрежденную  точку  для
стрельбы,  то  применение  малокалиберной  зенитки    управляемой
радиолокатором с компьютером радикально изменило  ситуацию.  Даже
небольшой  радиолокатор  с   высочайшей    точностью    определял
расстояние до пикирующего самолета  (с  точностью  до  нескольких
сантиметров),  его  скорость  и  положение  в  пространстве,    а
компьютер  в  миллионные  доли  секунды   запросто    рассчитывал
упрежденную точку, в которой окажется самолет в момент встречи  с
ним  зенитного  снаряда.  Причем  современные  зенитки   способны
сбивать не только сами самолеты, на и даже падающие с них бомбы и
противокорабельные ракеты. Впрочем, о подробностях  тех  сражений
нам всем надо лучше расспросить самого Franz Lissenberg.
                         **************
     "Дело  кончилось  просто:  с  третьего  или  с    четвертого
торпедного залпа авианосцы пошли на корм рыбам, как и показано на
фотографиях на старом  адресе  t2.technion.ac.il/~slissen,  а  на
этот я выставил все на lissen.narod.ru). (Напомню читателям,  что
имеется полная возможость броненосцам выйти в торпедную атаку  на
авианосцы, поскольку  у  них  появилась  сумашедшая  скорость  по
прежним  меркам  -  за  счет   установки    новой    двигательной
газотурбинной установки. О.Т.)
     Есть интересные снимки, как например "Харриер" падает  рядом
со сбившим его "Эрцгерцогом" (1904 года постройки). Вся загвоздка
в том, что  ни  один  самолет  вообще  не  смог  нанести  никаких
повреждений броненосцам - а вот в противоположность им:  75-мм  и
100-мм корабельные орудия соответственно работали безотказно."
/