Вернуться в каталог
|
Ferrari
Президент фирмы ФИАТ Джованни Аньелли сказал:
"Феррари" - это эмблема Италии". К словам руководителя могущественного
концерна можно добавить, что это еще и символ автоспорта, символ успеха
и фанатичной любви сотен тысяч поклонников. Причем, как и положено настоящей
любви, она не ослабевает в зависимости от финансовых или спортивных неудач
кумира. Энцо Феррари (Enzo Ferrari) не был конструктором. Злые языки говорили,
что Коммендаторе даже среднюю школу окончил с трудом. Возможно, это так
и было. Одно несомненно - жизнь свою он полностью посвятил автомобилям.
Феррари обладал несомненным талантом привлекать к себе на работу лучших,
будь то конструкторы или гонщики. Правда, Коммендаторе они интересовали
только в связи с автомобилями.
"Феррари"
модели 125 1947 года. Многое в биографии Феррари овеяно легендами. Вольно
или невольно он сам подогревал эту таинственность. Возьмем хотя бы дату
его рождения. Официально Энцо Феррари родился 20 февраля 1898 года. Но
сам он говорил, что родился 18-го - просто в Модене валил снег и родители
не могли добраться до мэрии, чтобы зарегистрировать ребенка. Отец Феррари
был владельцем мастерской по ремонту паровозов в предместье Модены. В детстве
Энцо хотел стать журналистом или оперным певцом. Интересно, сколько детей
в Италии хотели в то время стать оперными певцами? В 1908 году, в возрасте
десяти лет Энцо поехал с отцом в Болонью, где впервые увидел автогонки.
У некоторых зрелище гонок не вызывает особых эмоций, но есть и другие,
кого оно притягивает навсегда. Так случилось с Феррари. Но до гоночных
автомобилей было еще очень далеко. Сначала умерли отец и старший брат.
Потом была служба горным стрелком в армии, дальше - тяжелая болезнь. В
1918 году молодой Феррари, без образования, да, видимо, и без специальности,
пришел наниматься на ФИАТ. Его не взяли, сказав при этом, что не в состоянии
дать работу всем ветеранам войны. Много позже Феррари вспоминал, как после
отказа сидел на зимней холодной скамейке в туринском парке Валентино и
плакал от обиды. В 1919 году он все же нашел работу водителя в небольшой
туринской фирме. Вскоре ему повезло - взяли водителем-испытателем в ныне
забытую миланскую фирму "Конструционе Меканиче Национали". Наконец Феррари
вошел в мир автогонок! На автомобиле CMN он участвовал в гонках "Тарга
Флорио". В 1920 году Феррари пригласили в гоночную команду "Альфа-Ромео".
Это был уже большой успех - ведь имя фирмы гремело на гоночных трассах.
На "Альфе" Феррари завоевал второе место в "Тарга Флорио" в 1920 году.
Он выступал в гонках до 1932 года, за это время 47 раз вышел на старт и
одержал 13 побед. Показатели не великие, но и не плохие. Видимо, уже за
рулем гоночного автомобиля Феррари понял, что мечтал вовсе не об этом.
Он хотел строить машины, причем самые быстрые, самые лучшие. В 1929 году
появилась гоночная команда "Скудерия Феррари" (конюшня Феррари). Команда
модернизировала гоночные "альфы" и выступала на них. Руководство фирмы
"Альфа-Ромео" вряд ли тогда предполагало, какого конкурента пригрело. Дела
у Феррари постепенно налаживались. В его команду пришел талантливый конструктор
Виторио Яно (Vitorio Jano) - первый, кого Феррари сманил у конкурентов,
в данном случае - у ФИАТа. Яно создал знаменитую гоночную "Альфа-Ромео
Р2", слава которой прокатилась по трассам Европы. А Феррари упорно шел
к цели - делать свои автомобили. Первым серьезным приближением к ней стал
автомобиль "типо-815" 1940 года. Спортивная машина с обтекаемым кузовом
была оснащена рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 1,5 л.
Основу мотора составляли два двигателя ФИАТ-1100, кузов изготовили на заводе
небольшой фирмы "Нарди". В том же году Феррари, наконец, зарегистрировал
собственную фирму. Но в Европе уже шла война, и честолюбивые планы пришлось
отложить. Сразу после войны к Феррари перешел из "Альфа-Ромео" Джокино
Коломбо (Giochino Colombo) - один из выдающихся инженеров своего времени.
Не устаешь удивляться, как малообщительный Феррари с его глухим неприветливым
голосом привлекал к себе талантливых людей: очевидно, они были такими же
фанатиками автомобиля! Итак, в Маранелло, в 15 километрах от Модены, началось
производство автомобилей "Феррари". Первая модель, 125 (трехзначный индекс
- рабочий объем одного цилиндра в смз) оснащалась двигателем V12 работы
Коломбо. Мотор имел объем 1497 смз и мощность 72 л. с. при 5600 об/мин.
Коробка передач была пятиступенчатая. Осваивая столь сложный агрегат, Феррари
и Коломбо не делали никаких скидок на тяжелое послевоенное время. За моделью
125 последовала версия 166 1948-1950 гг. с увеличенным до 1995 смз объемом.
Мощность двигателя в зависимости от назначения конкретного автомобиля составляла
95-140 л. с. Кузова для "Феррари" создавали ателье "Гиа", "Скальетте",
"Виньяле". Позже основным партнером стало ателье "Пининфарина", чьи кузова
считаются эталоном изящества и элегантности. Вообще о каждой модели "Феррари"
можно написать отдельный рассказ. Многие фирмы делали и делают гоночные
автомобили из серийных. В Маранелло поступают наоборот! И вновь в истории
всплывает та самая скамейка в парке Валентино в Турине. На нее пришел Феррари
в 1947 году, когда его автомобиль победил в Гран-при Турина. Почти через
тридцать лет после обиды, нанесенной ему ФИАТом, Феррари достиг того, чего
хотел. И пережил триумф так же, как и обиду, - в одиночестве. В 1949 году
автомобиль "Феррари" выиграл 24-часовые гонки в Ле-Мане. Вскоре началась
история спортивных побед фирмы в формуле 1, связанная с великими именами
чемпионов - от Альберто Аскари (1952 и 1953 гг.) и Хуана Мануэля Фанхио
(1956) до Ники Лауды (1975 и 1977) и Йоди Шехтера (1979). Были многочисленные
победы и
в других соревнованиях. Стефан Йохансон и "Ферарри-156/85". В
1951 году Д. Коломбо сменил Аурелио Лампреди (Aurelio Lampredi). Для Гран-при
был построен "Феррари-625" с "четверкой" рабочим объемом 2,4 л, мощностью
около 234 л. с. Серийные машины делали в небольших количествах, с феноменальной
тщательностью. Стоили они всегда очень дорого, но покупателей находили.
В 1951-1953 гг. выпускали модель 212. Объем двигателя V12 был доведен до
2563 смз, мощность составляла 130-170 л. с. Обожание в Новом Свете фирме
принесли модели "Америка" и "Супер-Америка". Их двигатели V12 имели объем
4102-4962 смз и мощность 200-400 л. с. Известнейшие и богатейшие люди стали
обладателями этих машин, в том числе шах Ирана. Знаменитых "феррари-250"
было изготовлено всего 39 экземпляров, причем каждый хоть чем- то отличался
от других машин этой серии. В 80-х годах немец Ганс Альберт Цендер изготовил
макеты всех 39 машин в масштабе 1:5. "Феррари" постепенно вытеснили из
автогонок главную итальянскую гоночную фирму "Альфа- Ромео". Красный цвет
- национальный, еще с довоенных времен, цвет автоспорта Италии перешел
к болидам из Маранелло. Позже появилось даже неофициальное название колера
- "алый "Феррари". В 1956 году в возрасте 24 лет после тяжелой болезни
умер один из сыновей Феррари - Дино. Коммендаторе окончательно превратился
в затворника. Он редко появлялся на людях и всегда в черных очках. Гонки
смотрел по телевизору. Сам о себе он говорил: "Единственные мои друзья,
которым я верю до конца, - это автомобили". Известный гонщик Дж. Иккс,
защищавший цвета фирмы, говорил о Коммендаторе: "Важным для него было только
одно - чтобы один из его автомобилей победил, а кто сидит за рулем, его
почти не интересовало". Сам Феррари признавался, что никогда не ходил ни
в кино, ни в театр, не бывал в отпусках. Упорство, несговорчивость, жесткость
и смелость считаются в Италии чертами характера южан. Таких людей и нанимали
в "Феррари" - они, как правило, были настоящими патриотами фирмы. На заводе
до сих пор работают династии "ферраристов". Мелким фирмам, затрачивающим
громадные деньги на спорт, даже таким, как "Феррари", совсем нелегко. В
1966-1967 гг. гонки в Ле-Мане выиграл "Форд-GT40". После этого Феррари
продал 50% акций концерну ФИАТ, сохранив исключительное право на руководство
гоночным сектором. С 1966 года выпускалась модель 365 (V12, 4390 смз, 320-352
л. с.). В 1968 году был представлен 365 GTB/4 с эффектным кузовом "Пининфарины",
который и сейчас выглядит привлекательно. Начался выпуск и "скромной" 375,
мотор которой (V12) рабочим объемом 3286 смз развивал 260-300 л. с. Сотрудничество
с ФИАТом воплотилось в модели "Дино", названной в честь умершего сына Коммендаторе.
Одно время "Дино" была фактически отдельной маркой. Автомобиль "Дино-206GT"
выпускался с 1967 года с двигателем V6 (1987 смз, 180 л. с. при 8000 об/мин;
с 1969 года - 246 GT - 2418 смз, 195 л. с. при 7600 об/мин). Точно такие
же, нетрадиционные для "Феррари" моторы стояли на спортивном "ФИАТ-Дино".
"Феррари-Тестаросса",
1984 год. В начале 70-х появилась модель 312. Новый оппозитный (!) мотор
рабочим объемом 3 л с двенадцатью цилиндрами развивал на спортпрототипе
312р 400 л. с. при 10 800 об/мин (1971) и 460 л. с. при 11000 об/мин (1973),
а на болиде формулы 1 - около 430 сил. Относительное спортивное затишье
сменилось триумфом 1975 и 1977 гг., когда Н. Лауда стал чемпионом мира
в формуле 1 на 312 Т-2 мощностью около 500 л. с. Начался выпуск серийного
среднемоторного 365ВВ ("Берлинетта Боксер") с мотором 4,4 л мощностью 340-360
л. с. Но кризис начала 70-х продолжал давить на фирму. Последовала полоса
спортивных неудач. На первые роли вышли мощнейшие концерны - поставщики
моторов "Рено" и "Хонда". 80-е годы были трудными для "Феррари". Команду
преследовали неудачи в спорте, производство падало. Коммендаторе с трудом
отбивал атаки северян из ФИАТа. Но новые модели появлялись. В 1981 году
был представлен ВВ512i с мотором рабочим объемом всего 2 л и мощностью
220 л. с. "Феррари" теряла многое, но не любовь поклонников! В 1987 году
Феррари лично нанял конструктора Джона Барнарда. Инженер с репутацией гения
был призван возродить славу болидов формулы 1, созданных в Маранелло. В
конце 1987 года был выпущен F-40 - серийное купе, созданное по технологиям
формулы 1. Мотор (V12, 2936 смз) развивал около 450 л. с. Девяностолетний
юбилей Феррари в 1988 году отметили не только автомобильные издания. В
1990 году немалый интерес публики вызвала выставка "Идея Феррари", показанная
во многих странах. 14 августа 1988 года Энцо Феррари скончался. Завод в
этот день работал - так хотел Коммендаторе. Через несколько недель после
его смерти Герхард Бергер на "Феррари" выиграл в Монце Гран-при Италии
и надолго стал кумиром итальянской публики. Сын Коммендаторе - Пьеро Ларди
после смерти отца сдался людям с Севера. "Феррари" фактически стала собственностью
ФИАТа. Однако даже такой гигант сохранил фирме максимум самостоятельности.
Сейчас в Маранелло строят примерно семнадцать автомобилей в день. Спад
производства прекратился, неплохо идут дела и в формуле 1. Видимо, "Скудерия
Феррари" и ее шеф Лука ди Монтеземоло унаследовали характер Коммендаторе.
Незаурядная личность оставила глубокий след в истории. Человек, современниками
которого мы были, принес в наше время дух другой эпохи: его можно сравнить
с Э. Бугатти, Л. Деляжем - великими личностями автомобильного мира 20-30-х
годов.
(c)"Фаркоп"- 147, май 1999 года |