Систему дистанционного обучения(CДО или LMS-Learning Management System
) посредством интернета (или иначе═≈ систему онлайнового обучения═≈ СОО)
можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и═организационных
мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации
учащимся посредством сети, а═также проверку знаний, полученных в═рамках курса
обучения конкретным слушателем (определение cnews.ru).
Дистанционное обучение(ДО) дает возможность учиться в индивидуальном режиме,
независимо от места и времени; получать образование непрерывно и по индивидуальной
программе. ДО через Web позволяет территориально распределенным организациям
решать задачи централизованного обучения персонала, снижает необходимость в
командировках и позволяет унифицировать обучение в рамках единой системы.
Организации через Интернет могут пользоваться услугами удаленных экспертов,
приложениями в режиме реального времени, что значительно меньше по стоимости,
чем традиционные кабинетные методы обучения.
Чтобы победить на современном рынке в условиях жесткой конкуренции компании
необходимо постоянно повышать уровень квалификации своих сотрудников. Развитие
транснациональных компаний, а также желание руководства сократить до минимума
затраты на обучение персонала способствует увеличению спроса на ДО. ДО необходимо
нашему государству, с его огромными территориями, относительно невысокой плотностью
населения и концентрацией образовательных ресурсов в крупных городах. И с каждым
годом рынок ДО становится все более востребованным, потому что и учебные заведения,
и коммерческие структуры понимают, что деньги нужно экономить. А дистанционное
обучение позволяет это сделать и (при квалифицированном уровне его организации)
получить хорошие результаты: сократить издержки при обучении сотрудников, повысить
уровень их квалификации и производительность работы. Стоимость дистанционного
образования, которая уже сейчас на 40-50% дешевле очного, будет снижаться по
мере увеличения клиентской базы. Работа по подготовке программы развития систем
дистанционного обучения идет в Министерстве образования РФ.
Система дистанционного обучения позволяет предоставить информацию в виде лекций,
семинаров, видеоматериалов, проводить тренинги и проверять усвоение информации,
отслеживать посещаемость, вести статистику, проводить оценку работы по окончании
занятий, накапливать результаты о пройденных курсах, проводить мониторинг уровня
знаний персонала, сертификацию клиентов, получать обратную связь по вопросам
эффективности обучения и т. п.
Некоторые СДО поставляются с готовыми обучающими курсами(т.е. вместе с контентом,
), но, обычно, открытость ПО позволяет заказчикам расширять и добавлять новые
учебные курсы. Иногда содержание курсов и программу обучения заказчик программного
продукта определяет и размещает в системе самостоятельно. При осуществлении
образовательной деятельности в глобальном масштабе важным фактором являются
возможности локализации и настройки. Развитые СДО позволяют иметь постоянную
обратную связь с преподавателем, в форуме в режиме онлайн обучающиеся могут
общаться с другими слушателями данного курса, а также с самим преподавателем.
Возможность совместной работы учащихся с приложениями для выполнения учащимися
практических упражнений в виртуальном пространстве. СДО должны содержать возможности,
позволяющие обучаться людям с физическими недостатками.
Существует тенденция продавать СДО на правах аренды - Application Servise Providing
(ASP),
Другая тенденция - интеграция образовательных процессов на предприятии с другими
сферами бизнеса. Например, обучающая система интегрируется с имеющейся системой
планирования производственных ресурсов (ERP)
К основным недостаткам электронного обучения относятся
большая стоимость высоких технологий, которые являются затратными, а также отсутствие живого общения и непосредственного контакта
с преподавателем. Для доставки курсов, получения авторского информационного
наполнения, реализации функций управления и проверки работ студентов требуются
весьма существенные первоначальные затраты. Стартовые расходы на создание инфраструктуры
(установку ПО, серверов и рабочих станций) могут достигать 300 тыс. долл., причем
стоимость самих обучающих курсов в эту сумму не входит. (╚Computerworld╩, #45/2001).
Тем не менее затраты корпораций на e-Learning удваиваются каждый год, и
чем крупнее компания, тем больший интерес она проявляет к решениям такого рода.
Количество интернет-курсов непрерывно возрастает, стоимость готовых курсов электронного
обучения снижается по мере расширения клиентской базы, появляются четкие критерии
цены и═качества. Аналитики отмечают глобальный масштаб внедрения компьютерных
и═сетевых технологий в═учебный процесс. Этому способствует развитие транснациональных
компаний, а также желание руководства сократить до минимума затраты на обучение
персонала. Многие считают, что через десять лет Интернет будет важнейшим инструментом
образования. Сегодня наблюдается настоящий взлет спроса на услуги, связанные
с дистанционным обучением.
По данным Gartner Group, мировой корпоративный рынок онлайнового обучения составил
в═2001г. около 2,1═млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста данного
сегмента═≈ 100% в═течение более чем пяти лет и═выход на═уровень 33,4═млрд. долл.
к═2005г. По═данным аналитиков International Data Corp. (IDC), корпоративный
рынок онлайнового обучения в═США═достигнет 18═млрд. долл. к═2005═г. В═Европе
наиболее подготовленными странами к═использованию систем онлайнового обучения
являются Нидерланды, Великобритания и═Скандинавские страны.
Исследования также показывают, что наибольший интерес дистанционное обучение
вызывает у═специалистов в═области электронного бизнеса. Связано это с═высокой
динамикой развития рынка информационных технологий и═потребностью ИТ-специалистов
быть в═курсе ситуации на═рынке, а═также с═тем, что специалисты по═электронному
бизнесу, как правило, являются наиболее подготовленной к═обучению в═онлайновой
среде аудиторией.
Количество интернет-курсов непрерывно возрастает. В США обучающие через Интернет
компании предоставляют возможность получить через Сеть степени магистра управления
бизнесом, различные сертификаты для программистов и для других работников данной
сферы. Через сеть теперь можно выучиться даже на священника.
Согласно отчету META Group(март
2002г), средства и практика электронного обучения представляют собой инструмент
для эффективного распространения и управление знаниями на предприятии и в его
оперативной среде, независимо от категорий кадров, для обучения которых внедряются
эти системы - новые служащие, консультанты, сотрудники отдела маркетинга, клиенты,
партнеры или IT-специалисты. По мнению META Group в течение двух лет 60% организаций
развернет обучающие системы.
По мнению аналитиков eMarketer(июль 2003), дальнейшее развитие рынка дистанционного
образования обусловлено, в частности, тем, что подрастающее поколение уже привыкло
к использованию Интернета, видео-игр и пр. И , современные студенты хорошо воспринимают
онлайновое обучение, а в будущем они сами начнут продвигать новые возможности
дистанционного образования в корпоративном секторе и в общественном учебном
секторе. При этом уже сейчас на Западе растет вовлечение школьников в дистанционные
образовательные программы; растет число школ, имеющих высокоскоростной доступ
в Интернет (в США эту возможность имеют уже 76 % общественных школ). Расходы
на тестирование знаний с использованием Интернета и вычислительной техники в
2002 г. достигли в Америке 50 млн. долл., притом что общие расходы на тестирование
составили 925 млн. долл. Все это свидетельствует о хорошем потенциале рынка
дистанционного обучения и тестирования. ═
Что касается обычных пользователей Интернета, то исследование канадцев компанией
Ipsos-Reid показало,
что 90% респондентов из группы, которые уже имели опыт обучения на онлайновых
курсах, отметили, что они рекомендовали бы этот способ, главным образом, потому
что, он существенно экономит время и дает возможность учиться на курсах, которые
часто невозможно пройти другим способом.
Российский рынок систем дистанционного обучения: конкуренты только начинают
узнавать друг друга //16.01.2002
www.cnews.ru
Иллюзии онлайнового обучения: почему мы не используем возможности интернет-технологий
http://e-commerce.ru
При изучении существующих онлайновых курсов стоит обратить внимание, как
разработчик привлекает интерес пользователя, как позволяет ему двигаться по
учебному материалу, как проверяет понимание, как поощряет правильные ответы
и желание применить знания, как исправляет ошибки. Делает ли разработчик попытки
адаптироваться к людям с различными стилями и целями обучения.
Необходимо принять тот факт, что стоимость развития действительно хороших курсов
онлайнового обучения является высокой, а эффективность таких курсов должна тщательно
измеряться - только тогда онлайновое обучение сможет реализовать весь свой потенциал.
Но пока технологические возможности и ограничения управляют выбором учебных
стратегий.
26 декабря 2002 Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект,
вносящий поправки к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". В закон вводится понятие "дистанционные образовательные технологии".
Предполагается, что обучение таким нетрадиционным способом будет происходить
посредством лекций по телевидению и Интернету при сочетании с традиционными
методами обучения. Данный закон, уравнивает студентов, обучающихся посредством
дистанционных образовательных технологий, с обычным студентом в обычном учреждении.
Форма "дистанционного образования" похожа на "заочную". Между тем, между ними
есть существенные различия. Оставляя в стороне собственно телекоммуникационные
технологии, заочная форма обучения предполагает, прежде всего, поточный метод,
т.е. общий для всех учащихся учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых
работ, проведения сессий и проч. Дистанционное образование √ это учеба по индивидуальному
плану. Каждый "удаленный" студент прикрепляется к преподавателю, задача которого
√ курировать его обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять
контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. Коммуникации между
преподавателем и студентом в этом случае предполагают использование телефона,
телевизионной или видеопрограммы, электронной почты или Интернета. Комплект
учебных материалов такой студент также получает сразу при зачислении, но кроме
книг и методических пособий на бумаге, ему предлагаются записи лекций, семинаров
и прочие материалы, записанные в электронном виде на магнитооптических, магнитных
и прочих носителях. Важным отличием дистанционного образования является тот
факт, что студент или учащийся сам выбирает последовательность изучения предметов
и темп работы. Так, например, за один семестр он может пройти весь курс дисциплины,
изучение который в дневном вузе у него займет год. Он также может "растянуть"
курс на два и более года, что позволяет уравнять в возможностях получения образования
со здоровыми людьми людей с ограниченными физическими возможностями. // декабрь
2002 e-rus.org ═
Дистанционное образование необходимо, но как его повсеместно вводить, не
понятно. //газета "Коммерсант"
26 июня 2002г. в Министерстве образования чиновники и ректоры ведущих ВУЗов
страны обсуждали итоги эксперимента по дистанционному образованию, который
идет уже 5 лет. Проект приказа о введении дистанционного образования и даже
методика обучения уже практически готовы, однако основные механизмы так и
остались не выяснены.
- К какой форме отнести дистанционное образование: к очной, вечерней или
заочной?
- Что делать с отсрочкой от армии, давать ее студенту, обучающемуся по Интернету,
или нет?
- Как решить проблему лицензирования дистанционных центров? Традиционное лицензирование
происходит по соотношению числа квадратных метров, числа студентов и преподавателей.
Но зачем считать метры учебного заведения, если студент сидит дома за компьютером
или перед телевизором?
- Как убедить работодателей, что дистанционное образование не хуже традиционного?
В результате обсуждения, в решении коллегии записали, что итоги эксперимента
1997-2002 годов можно признать положительными, методику в целом одобрить, а
к вопросу вернуться после доработок.
Самый большой учебный класс в мире (The World's Biggest Classroom)
Онлайновая обучающая система химической компании Dow Chemical охватывает тысячи
сотрудников. www.e-commerce.ru
У компании 40 тыс. работников 70 странах. система дистанционного обучения Learn@dow.now
стала одним из самых крупных инструментов корпоративного онлайнового обучения.
Каждый курс предлагается на нидерландском, английском, русском, немецком, итальянском,
португальском и испанском языках, а некоторые программы предлагаются также на
китайском, индонезийском, японском и тайском языках
Информационная система школы ╧1311 ═г.Москвы работает в═настоящее время пока
в═тестовом режиме. Ее═ввод в═эксплуатацию планируется осуществить в═начале 2003═года.
Система будет представлять собой базу данных, имеющую определенный набор веб-интерфейсов.
Через учительский веб-интерфейс преподаватель сможет поставить оценку по═своему
предмету и═занести в═электронную форму замечания, (если таковые имеются). Родители
через свой веб-интерфейс получают доступ к═текущему состоянию дел ребенка по═успеваемости
и═по═дисциплине. Сами дети также могут отслеживать и═то, и═другое через ученический
интерфейс интрасети. И, наконец, еще один веб-интерфейс предназначен для администраторов
школы. С═его помощью, например, они могут находить информацию о═родителях, и═т.д.
Вся это информация находится в═локальной сети, за═исключением веб-интерфейса
для родителей, куда они смогут войти с═домашнего компьютера после прохождения
процедуры авторизации чтобы взглянуть на═данные, касающиеся только своего ребенка.
В дальнейшем компьютер будет установлен и═в═школьном вестибюле. И═родители,
приходя за═ребенком в═школу, смогут посмотреть, какие сегодня у═него успехи
и═неудачи. Еще одна интересная возможность интранет-системы позволяет непрерывно
динамически генерировать рейтинги успеваемости и═антирейтинги для нарушителей
дисциплины.
Проект реализуется при непосредственном участии специалистов Международной некоммерческой
образовательной организации ОРТ
(╚Образовательные Ресурсы и═Технологический тренинг╩), которая видит смысл своей
деятельности в═адаптации молодежи к═современной жизни через технологическое
образование.
Олег Исайкин: В═области производства продуктов для образования российские
разработчики имеют неоспоримое преимущество www.cnews.ru
Информационно-образовательная сеть образовательного учреждения не является
автоматизированным рабочим местом секретаря, завуча, директора и т.п.,
она представляет собой комплексную систему, в единой оболочке которой
«вращаются» и директор, и завуч, и ученик, и родитель.
В число основных функций информационного пространства школы входят информационная,
образовательная и коммуникативная функции.
Информационная функция это возможность получать информацию
об учебно-воспитательном процессе: сведения об учащихся, сотрудниках
и т.п., статистические и аналитические отчеты, получающиеся с помощью
компьютеризированного классного журнала, возможность накапливать архивы за предыдущие
годы обучения и анализировать их и т.д. Причем, информация должна
использоваться различными группами пользователей: учениками, администрацией,
учителями, родителями. В соответствии с этим информация должна быть
структурирована и иметь различные уровни доступа как через интранет, так
и через интернет с возможностью последующего выхода на региональные
органы управления.
Коммуникативная функция это возможность виртуального общения:
электронная почта или ее подобие, виртуальная доска объявлений.
Образовательная функция. -Это возможность подключения электронных курсов
(как собственных, сделанных самими учителями, так и курсов сторонних производителей)
и возможность полуавтоматического ведения классных журналов. Предоставив
учителям и школьной администрации возможность ведения такого компьютеризированного
журнала, можно заложить основу для расширения системы, т.к. оценка в школе
является главным инструментом, с помощью которого оцениваются результаты
учебно-воспитательного процесса.
Дальнейшим развитием ИОС образовательного учреждения является создание единой
информационно-образовательной среды на═уровне города, округа, региона.
Интернет-университет информационных технологий www.intuit.ru-открылся в апреле 2003. Обучение в нем будет вестись по собственным учебным планам. Можно бесплатно получить дополнительное (послевузовское) профессиональное ИТ-образование, соответствующее мировым стандартам. Учебно-методический центр Интернет-университета ведет разработку и внедрение собственных учебных курсов по дисциплинам, связанным с информационными технологиями. Планируется создать более 100 различных курсов и выпустить по ним учебники. Все курсы подлежат обязательной сертификации образовательными органами и апробации в ведущих вузах.
Всемирная сетевая академия www.gnacademy.org
Всемирный лекционный зал www.utexas.edu/world/lecture/
www.E-education.ru -Портал Интернет - обучения
www.5ballov.ru -сайт посвящен вопросам, связанным с═образованием
www.col.org/virtualed - Содружество в сфере обучения -Commonwealth of Learning, COL.. На сайте доступны работы Глена Фаррелла (Dr. Glen Farrell) "Развитие виртуального образования: глобальная перспектива■(1999г.) и "Меняющееся лицо виртуального образования", Публикации анализируют ситуацию в области виртуального образования на макроуровне,
Всемирная сетевая академия и═Всемирный лекционный зал -мировые лидеры в═области
применения современных информационных технологий в═образовательных системах.
Всемирная сетевая академия www.gnacademy.org
включает в═себя информационно-образовательные
среды почти по═20═областям знаний, в═их═числе бизнес, гуманитарные науки, законодательство,
здравоохранение, инженерное дело, искусство и═др. Каждая область знаний включает
определенное число программ, а═каждая программа содержит ряд курсов. Например,
область ╚бизнес╩ состоит из═71═программы и═622═курса, область ╚общество╩═≈ ═32═программы
и═790═курсов, а═область ╚здравоохранение╩═≈ ═42═программы и═491═курс.
Всемирный лекционный зал www.utexas.edu/world/lecture/
"Прометей" - www.prometeus.ru Разработчик Негосударственное образовательное учреждение "Институт виртуальных технологий в образовании". "Прометей" - это программная оболочка, обеспечивающая дистанционное обучение и тестирование слушателей и позволяющая управлять деятельностью виртуального учебного заведения. Весь функционал системы доступен из═браузера, на компьютер пользователя никакого дополнительного ПО ═устанавливать не═нужно. Возможность встраивания готовых электронных курсов, невысокие требования к компьютерам, наличие централизованной базы данных и множество других возможностей. На сайте www.ecourses.ru можно бесплатно разместить предложения о продаже и покупке электронных курсов. (Cм. также описание системы Пример решения: СДО ╚Прометей╩ 4.0)
"Микротест" - дистанционное обучение специалистов всех 17 железных дорог России. Программа курсов была нацелена на освоение навыков работы с системами видеоконференцсвязи, сетевым оборудованием и программным обеспечением по управлению сетями. Учебный Центр Микротест предлагает систему MimerDesk, разработываемую на принципах "открытых исходников" (Оpen source). Координацию и управление разработкой ведет финская компания Ionastream при поддержке правительства Финляндии. MimerDesk - это система дистанционного обучения, позволяющая организовать обучение слушателей как в группах, так и индивидуально и оснащенная различными системами взаимодействия. Используя Web-браузер для доступа к системе, слушатели получают возможность изучать электронные учебники, общаться с выделенным преподавателем и между собой в режиме on-line, преподаватель - контролировать ход учебного процесса, а менеджеры - получать статистику и контролировать доступ к системе.
СТ Курс www.ctkurs.ru компании Cognitive Technologies. Существует лекционный и самостоятельный режим. В режиме самостоятельного обучения слушатели и преподаватели курса работают с "СТ Курс" в любое удобное время; в лекционном режиме - участники курса в определенные дни и часы недели находятся в виртуальном классе и взаимодействуют друг с другом в интерактивном режиме посредством чатов. На некоторых курсах, разрешена гостевая регистрация- возможность пройти ознакомительное обучение, зарегистрировавшись в качестве гостя. Существует программа ASP-КУРС.
"ИнтраЗнание" компании "Город-Инфо", Система предназначена для самостоятельного обучения сотрудников предприятий навыкам работы с офисными приложениями, а также для проведения других обучающих курсов. Система является открытой, заказчик может расширять ее, добавляя новые учебные курсы.
"Батисфера" компании "Информпроект" для обычных локальных вычислительных сетей (не интернет-технологии ). Возможность сборки в единой обучающей среде готовых учебных материалов, выполненных в разных программных средах, а также вариативность ее использования. "Батисфера" состоит из двух блоков. ПервыйTutor - средство разработки курса, который преподаватель устанавливает на своем компьютере. Tutor позволяет создавать учебный материал любых типов и форм: лекции, домашние задания, лабораторные и контрольные работы, тесты, интерактивные зачеты, экзамены, электронные учебники. Второй блок Reader - устанавливается на ПК обучаемых. Он позволяет прослушать лекцию, выполнить лабораторную и контрольную работу, домашнее задание, сдать зачёт и экзамен в интерактивном режиме, занести результаты тестирования в текстовый файл, отправить его по электронной почте или распечатать.
BusinessLearning.ru www.BusinessLearning.ru Система дистанционного бизнес-образования Курсы повышения квалификации: ПРАВО, МЕНЕДЖМЕНТ и МАРКЕТИНГ. По имени/паролю demo/demo доступен демонстрационный режим учебных материалов курсов.
На Западе существует журнал Online Learning Magazine.
На Западе существуют и активно разрабатываются подобные образовательные технологии.
Например, более 60% всего обучения в компании Dell
ведется в онлайновом режиме. Гарвардский и Стэндфордский бизнес-колледжи.
используют программы интернет-обучения и пр.
Oracle iLearning - компания Oracle.
Продукт предназначен для автоматизации администрирования учебных процессов,
предлагает комплексное решение для проведения тренингов. ILearning можно использовать
как в качестве внутрикорпоративной службы, так и в качестве интернет-ресурса.
Преимущество продукта Oracle╝ iLearning в том, что он эффективно работает как
в малых, так и распределенных по всему миру организациях.
Oracle iLearning экономит расходы и время благодаря тому, что интегрирует образовательные
процессы с другими сферами бизнеса. Пользователи программного пакета Oracle
E-Business Suite пользователи iLearning могут заказывать курсы, получать доступ
к онлайн-тренингам, вести историю тренингов, оценивать приобретенные знания.
Также можно подбирать помещения, инструкторов, регулировать прием желающих,
создавать список ожидающих. Доступны функции составления отчетов, тестирования,
проведения викторин.
Cisco Learning Environment -
IBM Mindspan (IBM
MindSpan) - семейство интегрированных модулей для дистанционного образования,
планирования и разработки учебных курсов, инструменты для создания учебных материалов
и проведения занятий.
платформа представляет собой эволюционное развитие популярной системы IBM
Lotus LearningSpace 5.0. Модульный дизайн системы позволит организациям
на первых порах устанавливать лишь часть общей программы дистанционного образования
в тех отделах, которые имеют наибольшее значение для бизнеса компании, а также
предоставит возможность дальнейшей модернизации и расширения образовательного
комплекса.
Решение включает в себя:
- систему управления образованием (LMS-Learning Management System)
- и виртуальные классные комнаты.
LMS способна находить в сети, хранить, обрабатывать и мгновенно предоставлять
пользователям информацию из любой области знаний.
Mindspan Planning -первоначальный анализ уровня обучаемого, выработка стратегии
и═методов обучения.
Mindspan Design═≈ система создания структуры курсов, сертификации и═проведения
анализа результатов обучения
Mindspan Content═≈ создание и═размещение контента
Mindspan Technologies═≈ поддержка различного контента, интеграция с═почтовыми
системами, системами управления персоналом и═финансами, skills management и═тестирования/сертификации
Решение Lotus LearningSpace √ Virtual Classroom предназначено для организаций,
которым требуется частое и эффективное обучение сотрудников, поставщиков и партнеров,
расположенных в различных уголках земного шара, по таким вопросам, как законодательные
и регулятивные требования, изменения в ассортименте продукции и преобразование
бизнеса.
IBM IBM выступила с инициативой, которая позволит расширить использование Web-сервисов, связанных с дистанционным образованием // февраль 2002 www.e-commerce.ru Новый Web-сайт WebSphereWorld.net предоставляет программистам доступ к онлайновым обучающим программам и лабораторным тестам, обеспечивающим обучение с использованием удаленных аппаратных средств и программного обеспечения, поддерживающих WebSphere. Собранные на портале обучающие сценарии и "электронные преподаватели" сосредотачивают программистов и разработчиков на разрешении практических ситуаций, таких, как, например, интеграция нескольких приложений в одну систему. Сценарии онлайнового обучения могут включать также интеграцию устаревших приложений с Web.
GeoLearning -ASP-система электронного
образования компании GeoLearning
Inc. была выбрана в качестве онлайновой обучающей платформы для Nike
Inc., разработчика и поставщика спортивной обуви, оборудования и аксессуаров.
Служащие отделения Nike Americas Division, которое охватывает регионы Канады,
Мексики, Центральной и Южной Америки, будут использовать специальные Web-модули
для прохождения обучающих курсов по производству, деловым навыкам, сбыту с использованием
системы GeoLearning GeoExpress. GeoLearning LMS управляет и генерирует отчетность
по данным о заявленных и фактически пройденных курсах, а также об успеваемости
каждого обучающегося.
Корпорация Sitel, обслуживающая клиентские центры вызовов, также лицензировала
систему управления обучением у компании GeoLearning, которая предоставляет средства
трехмерной графики. Студенты могут использовать Web-браузеры для совершения
╚прогулок╩ по виртуальной штаб-квартире Sitel.
Docent Enterprise - Прозводитель-американская компания Docent. Docent Enterprise═включает приложения: Docent Learning Management Server (LMS), Docent Outliner, Docent Content Delivery Server (CDS) и═Docent Mobile Это гибкая платформа, которая обладает возможностями локализации и настройки, что является важным фактором при осуществлении образовательной деятельности в глобальном масштабе. Docent была выбрана в качестве основной образовательной платформы консалтинговой корпорации Cap Gemini Ernst & Young
Plateau 4 Learning Management System (LMS) www.plateau.com- компания Plateau Systems. На базе LMS работают решения, обслуживающие организации по всему миру, в числе которых Motorola University, Federal Express и Военно-воздушные силы США. Последняя версия LMS Plateau является одним из первых решений, которое поддерживает доступ ко всем своим функциям через Web, построено на основе промышленного стандарта J2EE/EJB, имеет многоуровневую архитектуру и сертифицировано AICC. Кроме того, последняя версия этого продукта соответствует 508 разделу федерального закона, направленного на помощь людям с физическими недостатками (Americans With Disabilities Act). В апреле 2002г. американский Красный Крест выбрал Plateau Systems в качестве производственной обучающей платформы для управления самостоятельной подготовкой служащих, добровольцев и граждан. Красный Крест сталкивается с теми же аспектами и проблемами обучения, что и многие диверсифицированные компании. Красный Крест выбрал Plateau после проведения тестирования, которое продолжалось более одного года.
Saba Learning - Производитель -американская компания Saba Software. Система обеспечивает инфраструктуру для управления и═организации обучения, причем как дистанционного, так и═классического (очного или заочного). В═число клиентов Saba Software входят такие компании, как Tetra Pak, Amazon.com, Procter&Gamble. Решение Saba Learning, установленное в═Cisco, позволяет учить 40═тыс. сотрудников в═225═офисах компании, расположенных в═75═странах. Использование Saba Learning дает возможность создавать вместо одного столичного учебного центра образовательные центры во═всех регионах. При этом региональные учебные центры имеют возможность периодически синхронизировать свои данные с═╚головным╩ учебным центром (это касается, например, ╚доставки╩ новых курсов). В═России, где скорость интернета не═всегда приемлема, такая возможность важна.
Aspen от компании Click2learn. Microsoft работает с Click2learn с 2000г. с целью создания системы постоянного обучения и повышения уровня подготовки своего штата продавцов во всем мире. Microsoft расширяет эту систему до масштабов всего предприятия и объединения более 40 самостоятельных учебных организаций, 15 групп по разработке обучающего материала и многочисленных действующих инфраструктур по его доставке. Эта всемирная инициатива, получившая название "Voyager", охватывает 48 тысяч сотрудников корпорации, 55 тысяч ее партнеров и десятки тысяч физических лиц, стремящихся получить сертификацию Microsoft и находящихся более чем в 60 странах мира. Согласно официальному пресс-релизу, с использованием программного комплекса Aspen предполагается решить широкий спектр задач: издавать, отслеживать, управлять обучающим контентом; предоставлять своевременную информацию, которая поможет повысить производительность работы сотрудников и партнеров; оценивать компетенции и навыки, создавать планы обучения для ликвидации пробелов в знаниях, развития карьеры сотрудников компании; предоставлять клиентам корпорации обучающие материалы по использованию продуктов Microsoft; расширять географию пользователей; вести Базу данных по обучению сотрудников; быстро обучать команды по продажам и поддержке новых версий продуктов корпорации; создавать учебные программы для желающих получить сертификацию Microsoft (например, MSCE и т.п.); создавать и распространять программы обучения сети партнеров корпорации для обеспечения необходимого уровня компетентности в продвижении продуктов и услуг Microsoft.