Автор: Елена Черникова

Статьи в газете "Компьютерра + Н.Новгород" .
Автор стал победителем всероссийского Конкурса на лучшее освещение в СМИ в 2002г. мероприятий Федеральной Целевой Программы "Электронная Россия" в номинации "Cпециализированные СМИ". Конкурс проводился министерством связи и информатизации РФ в начале 2003г.


╚Электронная Россия╩ ╚Электронное правительство╩

Газета "Компьютерра + Н.Новгород" 26 ноября 2002 # 46 (187)

Развитие информационно-коммуникационных технологий, возможность распространять знания в═огромных объемах и═с═невиданными ранее скоростями, способствует использованию информации в самых разнообразных качествах. Интернет все больше превращается в мультифункциональную среду, используемую в самых различных сферах общественной жизни. Сегодня информационно-коммуникационные технологии служат определяющим фактором процесса развития любой страны, являются реальной движущей силы современного социально-экономического, политического и культурного прогресса и во многом определяют перспективы экономического роста. По мнению многих ученых, в мире формируется новый тип экономики - информационное общество или общество, ориентированное на знания. В экономике, ориентированной на знания. информация признается таким же важным и ценным общественным ресурсом как и материальные активы.

Для новой России выработка стратегии продвижения страны к информационному обществу, создание в области связи и информатизации условий по формированию национальной инфокоммуникационной инфраструктуры имеет первостепенное значение. Поэтому 28 января 2002г. правительством РФ была утверждена Федеральная Целевая Программа ╚Электронная Россия (2002-2010 гг.)╩ - программа развития государства на основе информационных технологий(ИT). Это крупнейшая государственная программа за последние 10 лет. Текст ФЦП расположен на сайте www.hse.ru/~erussia/default.htm (или http://erussia.minsvyaz.ru ) Программа должна обеспечить продвижение России в мировое информационное пространство на ближайшие 9 лет (2002-2010 годы). ФЦП "Электронная Россия" (ЭР)ориентирована на
   - создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, передачу, производство и распространение информации;
  - повышение эффективности функционирования реальных секторов экономики;
  - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления на основе использования информационных и сетевых технологий;
  - повышение качества жизни людей за счет массового распространения информационных и сетевых технологий;
  - расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Программа ╚Электронная Россия╩ ≈ это отражение того, как государство видит дальнейшее развитие страны. Проект предусматривает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, повсеместную компьютеризацию и интернетизацию. Эта стратегия должна позволить России интегрироваться в мировое экономическое пространство как сильному и равноправному партнеру.

╚Электронное правительство╩

Тезис о гражданском обществе подразумевает создание и эффективное функционирование так называемого ╚электронного правительства╩ или по-английски Electronic Government(eGovernment). Это означает использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий для взаимодействия государства и общества. Правительство создает для себя виртуальное отображение, интернет-портал. Гражданам и бизнесам государства обеспечивается свободный онлайновый доступ ко всей необходимой разнообразной государственной информации, государственным службам через единую точку входа -этот портал. Все документы, не имеющие статуса секретности, подвергаются обязательной электронной публикации. Создается система публичной отчетности и общественного контроля. На портале ╚электронного правительства╩ должны быть ответы на вопросы, связанные с деятельностью госорганов. Например, через портал граждане могут получить информацию о том, кто ими руководит, какой конкретный чиновник ответственен за конкретное дело, в чем его обязанности, где он находится, каков маршрут рассмотрения каждого конкретного проекта, каждого обращения во властные структуры и т.д. Через Интернет власть становится персонифицированной. Это ведет к повышению открытости и прозрачности органов управления. А реальное обеспечение прав граждан и общественных структур оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем вопросам жизнедеятельности системы ╚общество √ власть╩, свободный доступ к информации будет способствовать тому, чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество.

От степени осознания государственной властью необходимости обеспечивать информационную прозрачность своей деятельности и активно вести открытый диалог с обществом и его структурами зависит эффективность такого взаимодействия.
В России законопроект о конфиденциальности информации и о доступе граждан к информации (перечень сведений, открытых для доступа граждан) уже разработан и, предположительно, в ноябре будет представлен в правительство. В частности, предусматривается обеспечение права граждан России на доступ к базам данных правовой информации на всех уровнях, на доступ ко всем государственным реестрам и регистрам.

В современном гражданском обществе граждане и бизнесы пытаются за свои налоги получить от государства максимум услуг и государство признает такой подход правомерным. Государство воспринимается во многом, как крупная корпорация со своим бюджетом, доходами, расходами. Граждане и бизнесы -это одновременно и акционеры и клиенты государства. Они хотят, чтобы взаимодействие с государством было более оперативным, открытым и честным и заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И это достигается за счет того, что современные информационные технологии позволяют подвергнуть "электронизации" многие функции государства. В ╚е-правительстве╩ люди могут не только получать информационные услуги, но и предоставлять какие-либо сведения, например, сдать налоговую декларацию. Можно в Интернете не только узнать о тендере, но и поучаствовать в нем в электронном виде. Можно зарегистрировать транспортное средство, компанию, зарегистрировать патент, оплатить государственную пошлину, штраф за неправильную парковку, продлить профессиональную лицензию, подать в суд иск по незначительному делу, заказать свидетельства о рождении и смерти... У государственных служб есть те же возможности для предоставления онлайновых услуг, что и у частных компаний. Пользователи также могут оплачивать услуги и совершать сделки с государством через Интернет. В результате повышается качество жизни населения, оно избавляется от ╚очередей в присутственных местах╩, экономит время, сокращается объем бумажной работы, ускоряется проведение необходимых процедур. Создание государственных ИТ-услуг удешевляет сами эти услуги, т.е. экономит деньги госбюджета, и уменьшает коррупцию.

╚Электронное правительство╩ позволяет ликвидировать географическое неравенство между гражданами страны. Обратиться к властным структурам можно из любой точки, в любое время и с любого устройства с возможностью выхода в интернет, а сегодня это и персональный компьютер, и карманный компьютер, интернет-кафе и мобильный телефон. Внедрение технологий онлайновой работы государственных органов позволяет человеку, находящемуся в одной стране, не выходя из дома, обратиться в государственные органы другой. Это значительно облегчает жизнь тех, кому приходится много ездить и тех, кто работает за пределами своих стран.

Современные средства инфокоммуникаций способствуют вовлечению граждан в принятие решений по государственным задачам. Через портал ╚электронного правительства╩ можно обеспечить возможность тайного электронного голосования на общегосударственных и местных выборах. Такое голосования через интернет способствует увеличению процента избирателей, принявших участие в выборах. Можно проводить референдумы и доводить общественное мнение до органов власти. Например, каждый недовольный каким-либо законом сможет зарегистрировать свое мнение и при накоплении══ определенного количества "черных шаров", такой закон автоматически будет включен в повестку дня законодателей.

Поскольку портал ╚электронного правительства╩ предназначен для всех граждан страны, то, естественно, он должен обеспечивать доступность web-сайтов государственных служб и людям с ограниченными возможностями. Например, в США уже порядка 30% государственных сайтов сделали доступной свою информацию для этой категории граждан. Сегодня подростки во всех странах являются активными пользователями интернета, и для них и под их восприятие на государственных сайтах вводятся специальные просветительские разделы. Порталы ╚e-правительств╩ должны быть "дружественными". И, как обнаружили специалисты Accenture, это достигается в тех странах, где сайтами занимаются люди, имеющие опыт работы с клиентами.

Сегодня в мире постоянно увеличивается число граждан, использующих Интернет для доступа к правительственным сервисам. Исследования аналитиков свидетельствуют, что онлайновые правительственные услуги очень популярны в Швеции, Норвегии, Нидерландах, Дании, Сингапуре, Австралии, США. Ими пользуется уже более 40% населения этих стран.

Для развитых стран ╚цифровое будущее╩ уже стало во многом настоящим. В апреле аналитики Accenture рассмотрели сайты 23 государств и пришли к выводу, что более чем в половине стран интернетизация правительства состоялась как минимум на 40%. eGovernment оценивались по степени развития и качеству онлайновых государственных услуг. Победителем стала Канада, на 2-м месте - Сингапур, на 3-м - США. В Top-10 вошли пять европейских стран: Дания, Великобритания, Финляндия, Германия и Ирландия.

А в октябре журнал "B2B" опубликовал результаты исследования распространенности и уровня развития ╚е-правительств╩ в 190 государствах-членах ООН, проведенное Американским обществом государственных служащих (ASPA) и Отделением государственного сектора экономики и государственного управления ООН (UNDPEPA). Исследование показало, что 17 стран достигли в e-government уровня "осуществления сделок" - то есть граждане этих стран имеют возможность оплачивать услуги и совершать сделки с государством через Интернет. А в большинстве стран мира национальные программы развития ╚е-правительств╩ находятся лишь на стадии становления. Но главное, впервые был вычислен по специальной методике сводный показатель, названный "индексом развития e-правительств" (E-Government Index). который позволяет объективно определять количественные значения критических факторов, влияющих на создание е-правительств, а также установить "точку отсчета", по отношению к которой страна может оценивать степень своего прогресса в области развития электронного правительства. Значения индекса в диапазоне 2,00-3,25 указывает на развитые возможности. Это США √ 3,11, Австралия √ 2,60, Новая Зеландия √ 2,59, Сингапур √ 2,58, Норвегия √ 2,55, Канада √ 2,52, Великобритания √ 2,52, Голландия √ 2,51, Дания √ 2,47, Германия √ 2,46. Россия заняла 22 место с индексом 1,89, что указывает на средние возможности (диапазон 1,60-1,99). Диапазон 1,00-1,59 означал минимальные возможности, а менее 1,00- недостаточные возможности.

Путь к информационному обществу, онлайновому управлению труден и долог. Государственные ведомства по самой своей природе действуют не торопясь. Да у них и нет необходимости оказывать нам качественные услуги, поскольку во многих случаях гражданам больше некуда обратиться. По заявлениям аналитиков Gartner, около 60% инициатив в сфере электронного государства оканчиваются неудачами, из-за необходимости преодолевать множество ведомственных барьеров, получать согласования от всех заинтересованных сторон и неэффективного распределения финансов.

╚Электронная Россия╩═≈ это стратегия прорыва страны в═информационное будущее. Но ╚Электронная Россия╩ начинается не на пустом месте. Уже действует много развитых федеральных, региональных и муниципальных сайтов, на которых пользователи могут послать электронную почту во властные структуры, высказать свое мнение в опросе, поучаствовать в форуме. За последние два-три года около 30 субъектов Федерации приняли региональные целевые программы информатизации. Опыт регионов, их наработки в области создания электронной России будет изучаться и использоваться. Интересным представляется высказывание руководителя Интернет-группы Минкономики РФ Михаила Дворковича (лето 2002г.): "╚Электронное правительство╩ в том виде, в котором это реализовано во многих странах мира для нас неактуально. Мы не ставим себе цели перевести все общение между государством, бизнесом и гражданами в Интернет. Цель - повысить прозрачность деятельности органов власти и перевести взяткоемкие процессы на качественно новый уровень, на уровень, когда взятку будет брать не за что. Компьютеру ведь взятку не дашь... Более того, пока не вступит в первую фазу реализации административная реформа, создание ╚Электронного Правительства╩ мне представляется невозможным".

Конечно, работа предстоит колоссальная. Ни одна другая государственная программа не может сравниться с ╚Электронной Россией╩ ни по глубине решаемых задач, ни по масштабности ожидаемых результатов. Необходимо создать множество информационных систем и подсистем. Усовершенствовать нормативно-правовую базу. Построить развитую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения доступа населения во всемирную сеть на всей территории страны. Перевести взаимоотношения между государством и бизнесом на электронные рельсы. Подготовить ═квалифицированные ИТ-кадры и образовать население, чтобы Сеть для большинства стала такой же привычной, как телевидение или телефон, чтобы население эффективно применяло новые технологии в реальной жизни.

Но на фоне бурного мирового роста инфокоммуникационных технологий и их широкого внедрения во все сферы жизни другой альтернативы у нас нет. Переход страны к новым технологиям неизбежен и хочется, чтобы мы сумели создать процветающее гражданское общество, основанное на широком использовании информационных технологий в повседневной жизни.

И еще, 25 октября стартовал проект Экономического Управления Президента РФ ╚Линия реформ╩ ( www.reformline.ru) - интернет-канал обратной связи с обществом. Проект ориентирован на получение комментариев и замечаний о существующих проблемах делового и инвестиционного климата, особенно на уровне малого и среднего бизнеса. Активное участие предпринимателей, менеджеров, инвесторов позволит органам власти оперативно получать картину того, насколько эффективно проводятся реформы. Интересует информация о барьерах, мешающих развитию бизнеса и практической реализации стратегии государства на снижение административного бремени и создание благоприятного делового климата. Особый интерес представляют конкретные примеры и случаи "из жизни". На часто встречающиеся вопросы и замечания участников будут регулярно даваться ответы и комментарии.

Так что давайте общаться.

Вверх

╚Электронная Россия╩ Год 2002

Газета "Компьютерра + Н.Новгород" 31 декабря 2002 # 51(192)

Стремительное развитие телекоммуникационных и информационных технологий, которые с каждым днем все глубже проникают во все сферы жизни и деятельности общества, привело к принятию в нашей стране 28 января 2002г ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ╚Электронная Россия (2002-2010 годы)╩ (в дальнейшем ФЦП ЭР или Программа, см. текст: http://erussia.minsvyaz.ru или www.hse.ru/~erussia/default.htm). Это глобальный проект, который призван способствовать развитию экономики РФ, повышению ее конкурентоспособности, созданию информационного общества. России необходимо интегрироваться в единое мировое информационное пространство в качестве равноправного партнера.

Период реализации Программы (2002-2010 годы) разделен на три этапа
- Первый этап: 2002 год
- Второй этап: 2003-2004 годы
- Третий этап: 2005-2010 годы

Реализация Программы представляется как реализация комплекса мероприятий. Первый этап - 2002 год является подготовительным, на первом этапе формируются предпосылки для реализации мероприятий Программы. На втором этапе 2003-2004 гг. на основе проведенных исследований, разработанных концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты по созданию единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также будет развернута деятельность по продвижению российских товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на мировом рынке. На третьем этапе 2005-2010гг. будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли.

Государственными заказчиками (заказчиками от имени государства) ╚Электронной России╩ выступают семь ведомств: Министерство по связи и информатизации, Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования, Министерство промышленности, науки и технологий, Федеральное агентства правительственной связи и информатизации (ФАПСИ), Российское авиакосмическое агентство (РАКА), Российское агентство по системам управления (РАСУ). Минсвязи является одновременно и госзаказчиком и координатором Программы. Контроль исполнения Программы осуществляется Минсвязи совместно с государственными заказчиками Программы.

Исполнителями Программы являются организации, определяемые на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". В жизни реализация проектов по мероприятиям ФЦП ЭР происходит следующим образом: каждое ведомство-госзаказчик объявляет по своим задачам открытые конкурсы. Конкурсная комиссия при определении победителя учитывает мнение независимых экспертов. Госзаказчик заключает с организацией-победителем конкурса государственный контракт на осуществление работ по мероприятию ФЦП ЭР и открывает финансирование за счет федерального бюджета. Обязательства по контракту должны быть выполнены к концу календарного года. Расходы на═осуществление конкурсных процедур включаются в═объемы финансирования мероприятий Программы. Сумма средств федерального бюджета, выделенная в 2002 году на проекты в рамках ФЦП ЭР, составила 600 млн. руб. Эти 600 миллионов распределены по ведомствам. Каждое ведомство имеет свой бюджет и приоритетные задачи, которые должны быть решены с помощью пилотных проектов. В дальнейшем планируется публиковать подробную информацию о конкурсах на специально создаваемом сайте ╚Электронной России╩.

Ведомства в 2002г. провели первые открытые конкурсы по выбору исполнителей мероприятий ФЦП. Разные конкурсы вызывали у специалистов разные впечатления. В одних конкурсах отмечалось большое количество слабых и формальных заявок. В других - большое количество сильных заявок. Высокую заинтересованность продемонстрировали регионы. При проведении конкурсов для оценки исполнителей отмечалась нехватка специалистов и экспертов. Результаты отдельных конкурсов вызывали удивление и нарекание ИТ-сообщества. Вообще с самого начала работы над Программой специалистам было понятно (и конкурсы это продемонстрировали), что несовершенство законодательной базы в части государственных закупок (закупки товаров и услуг для нужд государства) не дает возможности сделать конкурсные процедуры абсолютно объективными и прозрачными. При проведении конкурсов с проблемами сталкиваются и государственные заказчики и предприятия-поставщики. В результате обсуждений были выработаны предложения по совершенствованию системы госзакупок и сегодня уже готов проект нового федерального закона ╚О закупках и поставках продукции для государственных нужд╩.

2002 год был запланирован как подготовительный, год-этап формирования предпосылок для реализации мероприятий ФЦП ЭР. Задача заключалась в том, чтобы проанализировать и понять наше сегодняшнее состояние, заложить системы мониторинга и отслеживания Программы в будущем, осуществить несколько пилотных проектов по различным направлениям. Ключевыми разделами первого этапа являются инвентаризация имеющихся государственных информационных ресурсов, анализ существующих технологических разработок и решений, российского и зарубежного законодательства, зарубежного опыта реализации подобных программ, опыта работы в сфере ИКТ различных организаций. Стоит задача выработки единых стандартов и концептуальных решений, без которых невозможно двигаться дальше в реализации Программы. На первом этапе планировалось подготовить пакет законопроектов, направленных на решение проблем, связанных с созданием и распространением электронных документов, развитием электронной торговли, снижением административных барьеров.

В настоящее время в здании Минэкономразвития России создается Информационно-телекоммуникационный центр (ИТЦ) для отработки информационных технологий и реализации пилотных проектов по созданию элементов электронного правительства. В октябре на базе Агентства экономической информации ПРАЙМ-ТАСС (www.prime-tass.ru) начал работу Пресс-центр ФЦП ЭР. Задачами пресс-центра являются, прежде всего, аккумулирование всего массива информации, создаваемого участниками Программы, информирование общества о ходе реализации и конкретных результатах, достигнутых в ходе реализации Программы, пропаганда развития и широкого применения информационных и коммуникационных технологий. И агентство на информационное сопровождение ЭР и владелец государственного контракта на создание ИТЦ определились в конкурсной борьбе.

Проекты Нижегородской области также участвовали в творческом конкурсе Минэкономразвития на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и победили в мероприятиях "Реализация опытных проектов по предоставлению информационных услуг гражданам органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления" (наряду с проектами Воронежской области и г.Москвы) и "Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд" (наряду с проектом Челябинской области).

ФЦП ЭР активизирует процессы информатизации по всей стране и осуществляется одновременно с ключевыми реформами, в том числе с реформой государственной службы, реформой местного самоуправления, реформой межбюджетных отношений, реформой образования, налоговой и пенсионной реформами. Программа имеет интеграционный характер. И для того, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств и увязать Программу с государственными реформами, обеспечить согласованное взаимодействие, нужно было выработать адекватный механизм управления ФЦП ЭР. В настоящий момент разработана система управления ФЦП ЭР, состоящая из нескольких основных организационных структур, как существующих, так и тех, которые находятся в стадии создания:

Предполагается, что решения, принимаемые управляющими органами, готовятся и принимаются с учетом мнений представителей ИТ-сообщества.

Общий объем финансирования программы в 2002√2010 годах был запланирован в объеме 76,15 млрд. руб. Из них из федерального бюджета планировалось выделить 51%, из бюджетов субъектов Федерации - 30%, внебюджетные средства должны были составить 19%. В том числе было запланировано в 2002 г. выделить 6,632 млрд. руб., в 2003√2004 гг. √ 23,308 млрд. руб., в 2005√2010 гг. √ 46,21 млрд. руб. Однако на текущий 2002 год из бюджета было выделено всего 600 млн. руб. К сожалению и в проекте федерального бюджета России на 2003 г. после третьего чтения в Государственной Думе предусмотрено снижение финансирования ФЦП ╚Электронная Россия╩. Депутаты выделяют на нее лишь 1,43 млрд. руб. вместо 7,5 млрд. рублей - в 5 раз меньше, чем планировало правительство.

Половина из этих средств, по словам заместителя министра связи Дмитрия Милованцева, будет направлена на продвижение Программы в регионы. Надо сказать, что реализация ФЦП ЭР на региональном уровне - важнейшая часть создания электронной России. Ведь глобальная цель заключается в том, чтобы российские граждане в самых отдаленных городах √ а их свыше 60% населения страны √ получили возможность применять новые технологии, ощутили преимущества электронной России. Есть опасение, что в результате сокращения бюджетного финансирования программы пострадают, прежде всего, региональные проекты и их координация с федеральными.

Возможно, такое значительное урезание бюджета Программы произошло оттого, что высшие должностные лица страны не держат тему ФЦП ЭР в фокусе своего внимания. По мнению многих профессионалов, программу такого масштаба должны курировать высшие должностные лица РФ - помощник Президента или вице-премьер. Например, В США всеми вопросами ИКТ заведует вице-президент. По словам Андрея Короткова - первого заместителя министра связи и информатизации РФ, средства, выделенный на 2003 г. дадут возможность выполнить несколько пилотных проектов и наладить диалог с регионами. Минсвязи теперь собирается биться за бюджет 2004 года, чтобы он компенсировал средства, которые будут недополучены в 2003 году. Первый замминистра считает, что ведомства, которые развивают программу ╚Электронная Россия╩ смогут добиться многого, если удастся оставить финансирование Программы на запланированном уровне.

ФЦП ЭР задумана как развивающийся процесс, который будет постоянно совершенствоваться. Политика и федеральных и региональных властей в области построения информационного общества в России и, в частности, в области реализации ФЦП ЭР будет корректироваться по мере накопления знаний и опыта. Нужно наладить координацию между ведомствами и эффективно распределять между ними финансы. Грамотно устанавливать структуру расходов на информатизацию, следить за эффективностью внедряемых информационных систем. Необходимо преодолеть инертность всех уровней власти.

Государство взяло на себя роль лидера в задаче внедрения ИКТ во все сферы экономики, в задаче обеспечения граждан возможностью доступа к новым ресурсам и новым сервисам. А мы, граждане России, заинтересованы в том, чтобы государственная Программа ╚Электронная Россия╩ была выполнена в полном объеме. Чтобы внедрение в экономику страны новейших информационных технологий было эффективным, чтобы произошли существенные положительные изменения в образе жизни современного человека России. Чтобы появились новые возможности в образовании, в доступе к ценностям искусства и культуры, во взаимодействии с государственной властью и обществом.

 

Вверх

╚Электронная Россия╩ Год 2003

Газета "Компьютерра + Н.Новгород" 28 января 2003 # 3 (195)

Федеральная Целевая Программа ╚Электронная Россия (2002-2010 гг.)╩ (в дальнейшем ФЦП ЭР или Программа) занимает одно из ведущих мест в программе экономико-политических реформ России. Прошедший 2002 год был для Программы стартовым. В 2002г. ФЦП ЭР активизировала процессы внедрения информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) на всех уровнях власти — федеральном, региональном, муниципальном. В 2002г. формировались предпосылки для дальнейшей реализации Программы. Основными задачами прошлого года были: проведение анализа степени развития ИКТ-сектора, инвентаризация информационных государственных ресурсов и нормативно-правовой базы, разработка системы управления ФЦП ЭР, запуск пилотных проектов по "Электронному правительству", в том числе на региональном и муниципальном уровнях, построение основы для дальнейшей реализации социально-значимых проектов. Основное же развитие Программы намечено на текущий 2003 год. В этом году начинается второй этап реализации ФЦП ЭР — 2003-2004годы. На втором этапе предусматривается:
- реализовать проекты по всем направлениям Программы, обеспечивающие развитие рынка ИКТ,
- создать информационно-коммуникационную инфраструктуру для взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами,
- сформировать современную материально-техническую базу подготовки специалистов в сфере ИКТ.

Бюджет ФЦП ЭР на 2003 год составляет 1,43 млрд. рублей. Семь госзаказчиков делят его следующим образом: основными получателями бюджетного финансирования являются Министерство по связи и информатизации, которому достанется 57,9% этой суммы, и Министерство экономического развития и торговли с 26,4%. Оставшиеся средства будут распределены между другими государственными заказчиками ФЦП: Министерством образования-6,7%, Министерством промышленности, науки и технологий-6,6%, Российским авиакосмическим агентством(РАКА)-1%, Федеральным агентством правительственной связи и информатизации (ФАПСИ)- 0,7%. и Российским агентством по системам управления(РАСУ)-0,7%.

Сегодня с программой ЭР можно ознакомится на нескольких web-ресурсах
- www.programs-gov.ru - на сайте размещены ВСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, которые реализуются на территории России.
- www.e-rus.ru - ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ФЦП "Электронная Россия". Расположено также в доменных зонах .org, .biz и .info. Сайт создан в декабре 2002г. для оперативного информирования граждан России о ходе выполнения Программы. Сайт заменил web-ресурс http://erussia.minsvyaz.ru.  Предполагается последовательная реорганизация e-rus.ru в интерактивный портал, демонстрирующий все этапы реализации ФЦП ЭР.
- www.economy.gov.ru/e_rus/ - сервер Министерства экономического развития и торговли.
- www.hse.ru/~erussia/default.htm- сайт Государственного Университета "Высшая школа экономики". Именно "Высшая школа экономики" была в 2001г. главным разработчиком ФЦП ЭР.

Для популяризации ФЦП ЭР, формирования имиджа, повышения узнаваемости и уровня поддержки Программы в декабре 2002г. объявлен конкурс (см. www.minsvyaz.ru) на разработку фирменного стиля ФЦП "Электронная Россия"(логотипа, фирменного знака и фирменных цветов). В конкурсе могут принять участие не только профессиональные художники и дизайнеры, но и любые граждане РФ и других стран. Решающими критериями являются оригинальность и выразительность. Призовой фонд составляет 200 000 рублей.

На базе Агентства экономической информации ПРАЙМ-ТАСС работает Пресс-центр ФЦП ЭР (http://erussia.prime-tass.ru).

Большую информационную поддержку Программы осуществляет сайт www.egovernment.ru — web-ресурс Международного Форума "Россия в электронном мире"(eRussia Forum). Кроме ИКТ-новостей России, на сайте существует раздел о региональных программах информатизации, имеются ссылки на web-представительства администраций субъектов РФ, администраций городов, web-адреса Федеральных министерств, служб, агентств, комитетов и комиссий.

В 2003 году продолжатся крупные проекты 2002г. Будут проведены новые конкурсы по мероприятиям Программы.
Продолжится работа по анализу существующих в России государственных информационных ресурсов и систем. Важно создать систему мониторинга ИКТ, то есть выработать показатели и механизмы измерения, которые смогут охарактеризовать состояние, развитие, использование ИКТ и прогнозировать потребности ИКТ в сфере государственной власти и местного самоуправления.

Реализация Программы на региональном и муниципальном уровнях должна стать одной из приоритетных задач 2003 года. Нужно взять лучшее из накопленного регионами опыта. Для этого продолжится разработка методик по оценке и отбору предложений, поступающих от региональных и муниципальных органов власти. От сложения усилий необходимо получить синергетический эффект, чтобы реализовать настоящую электронную Россию с ╚электронными регионами╩ и ╚электронными муниципалитетами╩.
На решение этой задачи и формирование поддержки ФЦП в регионах России направлен и конкурс "Лучший регион в сфере ИКТ"(www.Region2002.ru). Участие в конкурсе регионов является добровольным. Конкурс оценивается по шести номинациям: государственная поддержка информатизации, доступность ИКТ, использование ИКТ в развитии региона, человеческий капитал, деловая среда, лучший регион в сфере ИКТ. Существует и Народная премия. Любой посетитель сайта может высказать свое мнение. Цели конкурса: оценить степень развития и использования ИКТ в регионах-участниках конкурса, выявить лидеров, помочь созданию консолидированной картины о состоянии ИКТ в регионах, что будет содействовать определению направлений коррекции Программы. Право быть организатором конкурса получило в прошлом году агентство "РосБизнесКонсалтинг" в результате тендера Минэкономразвития.

В прошедшем году вступили в строй Интернет-порталы администрации президента и ряда государственных ведомств, заработали новые порталы органов власти как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Но ФЦП ЭР предполагает не наличие разрозненных информационных ресурсов, а разработку ЕДИНОЙ стройной концепции ╚Электронного правительства╩, создание единого информационного пространства в масштабах всей страны.
Для этого в 2003 г продолжится создание специализированной информационной системы "Правительственный портал" — ключевого элемента ╚Электронного правительства╩. "Правительственный портал" - это центральная точка доступа и универсальное средство навигации для всех пользователей сети Интернет к информации и услугам органов власти. С помощью "Правительственного портала" любой гражданин или организация России смогут получить информацию или услугу из любого федерального или регионального ведомства. Разработку концепции всего портала и реализацию его экономического блока выполняет консорциум компаний во главе с российской компанией IBS(Информационные бизнес-системы). В состав консорциума входят корпорации Microsoft, Hewlett-Packard и группа отечественных фирм. Консорциум победил в конкурсе Минэкономразвития в 2002 году.

На 2003г. запланировано и создание типовых порталов органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Здесь реализуется общая технология управления — эти порталы должны быть построены по единому принципу. Чувашия и Архангельская область — победители конкурса Минэкономразвития на создание регионального и муниципального портала — разрабатывают данные пилотные проекты. Пример типового сайта региональных и муниципальных органов власти предполагается разместить на сайте Минэкономразвития, что облегчит создание ╚электронных правительств╩ в регионах, исключит дублирование работ и приведет к экономии бюджетных средств.

Проекты, связанные с объединением электронных органов власти на всех уровнях, также планируется начать в текущем году. Важнейшей частью этой работы является создание интерфейсов взаимодействия между органами власти и обществом, так называемых электронных административных регламентов. Представитель Минэкономразвития Церен Церенов в интервью журналу "Инфобизнес" так пояснил смысл электронного регламента: "Предположим, что у человека есть проблема, и он с ней хочет обратиться в государственный орган, для чего нужно направить запрос через государственный портал. Кому этот запрос отправлять, в какое министерство, в какой госорган? Человек может этого не знать, да он и не должен. Электронный административный регламент позволит ему просто оставить запрос, который затем будет направлен в то министерство, к которому он относится".

В этом году продолжатся проекты по созданию электронных торговых площадок — сайтов, на которых будут происходить электронные торговые сделки между государством и бизнесом. Электронные площадки позволяют экономить бюджетные средства на организацию, проведение и контроль осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд. При этом уменьшается и коррупция. Проблема создания площадок будет решаться постепенно, начиная с внедрения информационных систем. В 2002г. была создана первая очередь системы электронной торговли по закупкам продукции для федеральных государственных нужд. Для электронных госзакупок на региональном уровне на примере Челябинской области отработали типовой фрагмент. К ═концу 2003═года планируется завершить создание законченных систем электронных государственных закупок в═Челябинской и═Нижегородской областях.

Большое значение в ФЦП ЭР придается телемедицине и телеобразованию (дистанционное обучение через Интернет). Телемедицина (медицинские консультации на расстоянии с использованием ИКТ) позволяет пациентам, независимо от места их проживания, получить помощь квалифицированных специалистов, находящихся в другом городе или даже стране. Может быть организован и консилиум врачей из разных клиник и городов. Дистанционное обучение дает возможность каждому отдельно взятому человеку персонально, в индивидуальном режиме, используя средства инфокоммуникаций, получить доступ к образовательным ресурсам самых разных институтов и университетов, расположенных в разных городах и странах. В нашем государстве, с его огромными территориями, относительно невысокой плотностью населения и концентрацией высококвалифицированных научных, и образовательных ресурсов в крупных городах такие значимые в социальном аспекте сервисы крайне необходимы.

Но, какие бы инвестиции не были вложены в проект, какие бы качественные технологии не были использованы, известно, результат внедрения зависит, в первую очередь, от готовности пользователей воспринять новую идеологию работы. Нужно чтобы государственными электронными сервисами граждане и бизнесы активно пользовались. Поэтому в 2003г. около 430 млн. руб. или более 30%. бюджетных средств "Электронной России" будет направлено на подключение органов власти, бюджетных организаций к компьютерным сетям и организацию общественных пунктов доступа в Интернет (в почтовых отделениях, общеобразовательных школах, библиотеках, при администрациях муниципальных образований, в ряде других мест). Будет проводиться подготовка граждан к пользованию Интернетом — государственных служащих, преподавателей и массовых пользователей.

Хотя к концу 2002 года общее количество пользователей Рунета составило около 9 млн. человек(семинар РОЦИТ 26.12.02), это все равно очень малая цифра по сравнению с развитыми странами, где доступ к ИКТ-инфраструктурам является почти повсеместным. В развитых странах сегодня речь идет не просто о доступе в Интернет, а о высокоскоростном доступе, при котором населению доступны и легки в использовании развитые сетевые сервисы. В США уже более 25 млн. жилищ снабжены широкополосным доступом в Сеть. В Евросоюзе ключевой задачей 2003-2005 годов(программа eEurope 2005) является развитие инфраструктуры высокоскоростного доступа в Интернет в государствах Европы. Популярными становятся услуги ╚public hot spots╩ - точек беспроводного скоростного доступа в Сеть с мобильных компьютеров, которые располагаются в аэропортах, гостиницах, бизнес-центрах, кафе. Доступ в Сеть осуществляется сегодня и с мобильных телефонов и КПК. Авиакомпании British Airways, Lufthansa и Japan Airlines тестируют технологию высокоскоростного доступа к Интернету прямо во время полета. Реализуется принцип: Интернет всегда и везде.

В России приходится менее 10 компьютеров на 100 человек. И далеко не все из них подключены к Сети. В стране существуют крупные современные магистральные сети, но широкополосный доступ на ═уровне ╚последней мили╩═ недоступен массовому пользователю даже в═крупных городах. Тарифы у нас на═порядок выше, по═сравнению с═развитыми странами. На настоящий момент действует несколько программ, направленных на реализацию массового доступа в Сеть. Часть из них осуществлена в рамках ФЦП ЭР, часть работает самостоятельно. Сети общественных пунктов с качественным доступом в Интернет помогут сделать Интернет доступным населению и организациям во всех регионах страны. А увеличение доли населения, активно использующего ИКТ для получения знаний и услуг, сократит разрыв в цифровом неравенстве(digital divide) с развитыми странами.

Важной задачей является и повышение производительности труда госчиновников. Традиционные методы работы с документами становятся малоэффективными. Эта проблема решается в рамках проектов по переходу органов государственной власти на электронный документооборот. Перевод в электронную форму значительной части основных видов документов, использование систем электронного обмена документами существенно сократит время их обработки, повысит эффективность работы госуправления, изменит саму управленческую культуру госчиновников.

Стратегия внедрения ИКТ во все сферы общественной жизни и бизнеса требует специалистов с высочайшим уровнем общесистемной подготовки и знаниями в области информационных технологий. Поэтому одной из ключевых задач 2003года является решение проблемы подготовки и переподготовки кадров в области ИКТ. В сфере обучения инфокоммуникациям должны появиться новые специальности. Россия также ставит себе целью высокотехнологичную информационную отрасль сделать конкурентоспособной.

Работа над совершенствованием законодательной базы в═сфере ИКТ станет в этом году, по-видимому, более активной. В прошлом году из актов для законодательного обеспечения ФЦП ЭР был принят закон "Об электронной цифровой подписи" и Совет Федерации одобрил закон "О государственной автоматизированной системе РФ "Выборы". Некоторые законы прошли первое чтение. В настоящее время есть подготовленные для рассмотрения законопроекты, обсуждается проект Концепции правового регулирования применения ИКТ в Российской Федерации (www.egovernment.ru/docs/Conc-politic2.doc). Стоит задача разработки законодательного регулирования сферы ИКТ с учетом его гармонизации с положениями международных конвенций, законодательством европейских стран и вступлением России в ВТО.

На текущий год намечено развивать общедоступные публичные электронные ресурсы, создавать сеть электронных библиотек. Запланировано вести работу и в других важных направлениях. Предполагается разработать комплекс показателей для оценки каждого конкретного проекта на всех его этапах. Многие субъекты Российской Федерации стали опорными зонами для реализации опытных проектов Программы.

2003 год станет переломным годом. Впереди огромные задачи и успешно претворить их в жизнь можно, только эффективно объединив усилия и ресурсы федерального центра, регионов, бизнеса, научно-образовательного сообщества, гражданского общества, так чтобы ФЦП ЭР из государственной программы превратилась в национальную Программу перехода России к информационному обществу.

Вверх

╚Электронная Россия╩ О доступе к информации. Часть 1

Газета "Компьютерра + Н.Новгород" 10 марта 2003 # 09

Информационные технологии с каждым годом приобретают все больше значение в жизни планеты. Они влияют на экономику, характер современного общества, политику. Принципы Интернета все более ассоциируются с принципами демократии. Сеть дает гражданам возможность контроля за государственными органами, содействует повышению эффективности государственного управления. Поэтому Программа ╚Электронная Россия (2002-2010 гг.)╩ (ФЦП ЭР)-самый глобальный проект нашего государства в═сфере ИТ-технологий,═ одной из своих целей ставит использовать возможности Интернета для формирования в России гражданского общества. ФЦП ЭР ориентирована на создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, передачу, производство и распространение информации.

Свободный доступ к государственной информации подразумевает повышение открытости и прозрачности российского государственного управления. То есть гражданам и бизнесам государства необходимо обеспечить и гарантировать свободный своевременный доступ ко всей необходимой разнообразной информации, находящейся в═собственности государства. Ограничения должны касаться информации, являющейся предметом государственной или коммерческой тайны и═ нарушающей права граждан на═защиту персональной информации. Каналы доставки информации могут быть разными: периодические печатные издания, сеть общедоступных библиотек, телевидение, радио, телефон и др. Интернет является наиболее подходящим каналом для реализации прав граждан на информацию. С его помощью наиболее легко знакомиться с реестрами и базами данных документов, как поступающих, так и выходящих из органов государственной власти.

Для реализации прав граждан и организаций на государственную информацию 6═февраля═2003═года═ Правительство РФ одобрило, а премьер-министр РФ 12 февраля подпиcал постановление "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ" (с текстом постановления можно ознакомиться на сайте www.government.ru в разделе "Заседания Правительства"). Постановление вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования и, таким образом, документ вступит в силу в мае 2003г.

Итак, в РФ впервые задаются стандарты информационной открытости власти, широкий массив информации должен стать публичным. В проекте постановления утвержден перечень сведений о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Документы, обязательные для публичного раскрытия касаются как внутренней, так и внешней деятельности органов государственной власти. Многие из них впервые рассматриваются как предмет публичного достояния, например: проекты законов, направленные в Государственную Думу и поправки к ним, международные договоры, сведения о договорах исполнительной власти, и т.д. Вообщем, каждый сам может оценить уровень этого раскрытия.

Перечень сведений о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования

I. Сведения о деятельности правительства РФ.
  1. Федеральные законы, указы президента РФ и иные нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности правительства РФ.

  2. Регламент правительства РФ.

  3. Положение об аппарате правительства РФ.

  4. Нормативные правовые и иные акты, принятые правительством РФ, а также сведения:
          - о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, принятые правительством РФ;
         - о признании утратившими силу нормативных правовых актов, принятых правительством РФ;
         - о решениях судов о признании недействующими актов правительства РФ.

  5. Сведения о составе, задачах и деятельности координационных и совещательных органов, образуемых правительством РФ.

  6. Общие сведения о принятых правительством РФ федеральных целевых программах /наименование, цели и основные задачи, заказчики и головные исполнители программ, сроки и ожидаемые результаты реализации, объем финансирования/.

  7. Сведения о законопроектной деятельности правительства РФ:
         - планы законопроектной деятельности правительства РФ, а также сведения об их исполнении;
         - тексты проектов федеральных законов, внесенных правительством РФ в Госдуму;
         - заключения правительства РФ по законопроектам;
         - официальные отзывы правительства РФ на законопроекты, рассматриваемые палатами Федерального Собрания;
         - поправки к законопроектам.

  8. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках председателя правительства и членов правительства РФ, а также правительственных делегаций.

  9. Сведения о мероприятиях, проводимых в официальной резиденции правительства РФ /заседания, совещания, встречи, пресс-конференции и брифинги, семинары, круглые столы/, и иная информация о повседневной деятельности правительства РФ.

  10. Тексты официальных выступлений и заявлений председателя правительства РФ и членов правительства РФ.

  11. Повестка дня заседания правительства РФ, а также сведения о материалах к заседанию правительства РФ и его итогах.

  12. Сведения о решениях, принятых на заседании правительства РФ, их исполнении и планах деятельности правительства РФ.

  13. Сведения о взаимодействии правительства РФ с иными органами государственной власти РФ, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе с международными.

  14. Перечни и тексты международных договоров и соглашений, в реализации которых принимает участие правительство РФ.

  15. Сведения об основных показателях социально-экономического развития и исполнении федерального бюджета.

  16. Обзоры обращений граждан и организаций в правительство РФ, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.

  17. Сведения о поступлении на государственную службу в аппарат правительства РФ:
         - порядок поступления на государственную службу в аппарат правительства РФ;
         - квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в аппарате правительства РФ;
         - перечень имеющихся вакантных государственных должностей государственной службы в аппарате правительства РФ;
         - условия и результаты конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в аппарате правительства РФ.

  18. Сведения о председателе правительства РФ и членах правительства РФ, руководителях федеральных органов исполнительной власти, заместителях руководителя аппарата правительства РФ, руководителях структурных подразделений аппарата правительства РФ, а также руководителях органов при правительстве РФ /фамилии, имена и отчества, биографические данные по согласованию с указанными лицами/.

  19. Сведения о задачах и функциях структурных подразделений аппарата правительства РФ, организаций и органов, образованных при правительстве РФ.

  20. Телефоны и иные адресные реквизиты подразделений по работе с обращениями граждан и справочной службы правительства РФ, а также сведения о порядке их работы.

II. Сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти.
  1. Действующие нормативные правовые акты /постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения/, изданные федеральными органами исполнительной власти, а также сведения:
         - о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
         - о признании утратившими силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
         - о решениях судов о признании недействующими нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
         - о государственной регистрации Минюстом РФ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных законодательством РФ.

  2. Федеральные законы, указы президента РФ, акты правительства РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и содержащие описание задач, функций, прав, обязанностей и ответственности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

  3. Разъяснения и описания порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им организаций по обеспечению реализации определенных законодательством РФ прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

  4. Сведения о реализации федеральных целевых программ, заказчиками или исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти.

  5. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций федеральных органов исполнительной власти.

  6. Сведения об официальных мероприятиях, организуемых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями /заседания, встречи, брифинги, семинары, круглые столы и пр./

  7. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов.

  8. Перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, заключенных федеральными органами исполнительной власти с организациями.

  9. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реализации которых принимает участие федеральный орган исполнительной власти.

  10. Сведения о проектах федеральных законов, федеральных целевых программ, концепций, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти.

  11. Аналитические доклады, обзоры информационного характера о деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленные органам государственной власти Российской Федерации.

  12. Сведения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им организаций с иными органами государственной власти РФ, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными.

  13. Обзоры обращений граждан и организаций в федеральные органы исполнительной власти, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и принятых мерах.

  14. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития отрасли, входящей в сферу компетенции федерального органа исполнительной власти.

  15. Прогнозы, подготовленные федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями в соответствии с их компетенцией.

  16. Официальная статистическая информация, собранная и обработанная федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

  17. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями, включая:
         - условия их проведения;
         - порядок участия в них физических и юридических лиц;
         - составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями для проведения конкурсов на поставку товаров /выполнение работ, оказание услуг/ для государственных нужд;
         - протоколы заседаний конкурсных комиссий;
         - порядок обжалования решений, принятых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями.

  18. Формы заявлений, установленные законодательством РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами к рассмотрению.

  19. Состав информационных систем общего пользования, банков данных, действующих в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и в подведомственных им организациях, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.

  20. Сведения об исполнении федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

  21. Сведения о направлениях расходования средств иностранной технической помощи по проектам и мероприятиям, осуществляемым с участием федерального органа исполнительной власти.

  22. Сведения о результатах проверок, проведенных федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями в пределах своей компетенции, а также проверок, проведенных в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных им организациях.

  23. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению федеральным органом исполнительной власти до граждан и организаций в соответствии с федеральными законами.

  24. Сведения о поступлении граждан на государственную службу в федеральный орган исполнительной власти:
         - порядок поступления граждан на государственную службу в федеральный орган исполнительной власти;
         - перечень имеющихся вакантных государственных должностей государственной службы в федеральном органе исполнительной власти;
         - квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в федеральном органе исполнительной власти;
         - условия и результаты конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в федеральном органе исполнительной власти.

  25. Сведения о руководителях федерального органа исполнительной власти, его структурных подразделений, зарубежных представительств, территориальных органов и подведомственных ему организаций /фамилии, имена и отчества, биографические данные, по согласованию с указанными лицами/.

  26. Структура федерального органа исполнительной власти, сведения о задачах и функциях его структурных подразделений, почтовые адреса, телефоны и иные адресные реквизиты федерального органа исполнительной власти, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных ему организаций.

  27. Сведения об организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти /перечень организаций, их почтовые и юридические адреса, телефоны и иные адресные реквизиты, сведения об их создании, реорганизации и ликвидации, основные показатели деятельности/.

  28. Почтовые адреса, телефоны и иные адресные реквизиты подразделений по работе с обращениями граждан и справочных служб федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им организаций, информация о порядке их работы.

  29. Перечень зарубежных представительств федеральных органов исполнительной власти, их почтовые адреса, телефоны и иные адресные реквизиты.

  30. Сведения об участии федеральных органов исполнительной власти в реализации международных договоров и программ международного сотрудничества.

  31. Перечень международных организаций, в деятельности которых принимают участие федеральные органы исполнительной власти.

Перечень сведений содержит минимальный объем информации, который необходим для реализации прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Федеральные власти имеют право предоставлять и иную информацию о своей деятельности. В свою очередь и граждане и организации также имеют право запрашивать иные сведения в соответствии с Порядком получения информации по запросу, определенным законодательством РФ.

Сведения для доступа граждан и организаций будет размещаться в информационных системах общего пользования, в том числе и в Интернете. Аппарату Правительства поручается обеспечить своевременное и регулярное их размещение, а также достоверность и целостность. До 1 ноября 2003 г. в Правительство должен быть представлен доклад о практике применения Постановления федеральными органами исполнительной власти.

Что касается регионов, то органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления также рекомендовано принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности, с учетом вышедшего Постановления. Т.е. рекомендуется иметь уровень открытости власти такой же как и на федеральном уровне.

Финансирование выполнения Постановления будет осуществляться из средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также из средств ФЦП ЭР.

Для ФЦП ЭР реализация этого правительственного решения, доступ граждан к информации через Интернет является приоритетным направлением 2003 года. Минсвязи уже 10 февраля объявило два конкурса:
- на разработку эскизного проекта типового решения системы по обеспечению информирования граждан о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет,
- и на реализацию опытного проекта единого регистра нормативных правовых актов РФ для реализации общедоступности государственных информационных ресурсов

Принятое постановление является лишь первым шагом на пути информационной открытости органов государственной власти. Весной этого года правительство рассмотрит проект федерального закона "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА ГРАЖДАН К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ", речь в котором идет не только о федеральных органах власти, но и обо всех государственных органах. В═законе должны быть закреплены гарантии граждан на═получение информации, и═ее своевременное предоставление органами государственной власти, в═том числе и═в Интернете. По словам высокопоставленного чиновника из Министерства экономразвития, которое будет представлять законопроект "закон призван изменить ментальность чиновника, стремящегося узурпировать право на информацию. Государство будет иметь более качественную работу своих ведомств, находящихся под общественным контролем".

К сожалению, этот законопроект уже более пяти лет никак не═выйдет на═первое чтение. Но сегодня, похоже, государственная власть осознает необходимость обеспечить информационную прозрачность своей деятельности и вести открытый диалог с обществом и его структурами. Уровень прозрачности коммуникаций с властями различных уровней будет свидетельствовать о степени их═готовности к═формированию в России ╚электронного правительства╩(см. "Компьютерра + Н.Новгород" 26 ноября 2002 # 46). А население нашей страны впервые получит право, основанное на законе, на доступ к информации, которая имеет непосредственное отношение к его жизнеобеспечению.

Защита прав граждан на информацию, гарантированность доступа ко всей информации, кроме конфиденциальной и относящейся к государственной тайне, является неотъемлемым атрибутом демократического общества.
А в современном информационном демократическом обществе каждый человек должен иметь возможность доступа к информации и средствам информационно-коммуникационных технологий вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения и места жительства.

Вверх

╚Электронная Россия╩ О доступе к информации. Часть 2

Газета "Компьютерра + Н.Новгород" 8, 15 апреля 2003 # 13,14

Создание ╚электронного правительства╩, его эффективное функционирование напрямую связано с проблемой прозрачности деятельности власти. И сегодня в России власть действительно начала уделять серьезное внимание вопросам своей открытости. Свидетельством тому является принятое 12 февраля 2003 года Постановление Правительства РФ N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Постановление содержит перечень сведений о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (см. раздел "Заседания Правительства" 2003.02.06 на сайте www.government.ru или часть 1 настоящей статьи). Принятый документ начинает процесс формализации, регламентируя, какие именно документы должны быть выставлены в свободном доступе. Процесс этот сложный, так как трудно реально отделить то, что публиковать необходимо и обязательно, а что √ недопустимо. По мнению специалистов, нужны более четкие критерии - что и как должно быть открыто в обязательном порядке. Иначе ведомства ограничиваются минимумом сведений. Хотя началось движение в направлении открытости, за бортом Постановления остается целый пласт документов, которые и к государственной тайне явно не относятся, и в список обязательных для публикации не попали.

И все же власти всех уровней постепенно начинают использовать широкие возможности Интернета для перехода к═новым формам управления и═новым принципам взаимодействия со своими гражданами. Всем очевидно, что информационные ресурсы органов власти в сети Интернет являются одним из наиболее эффективных способов взаимодействия власти и общества. В рамках общегосударственной программы ╚Электронная Россия (2002-2010 гг.)╩ в 2002 г было проведено 39 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных в том числе и на формирование государственных информационных ресурсов и обеспечение широкого доступа к ним. На сайтах и федеральных и региональных органов власти уже сегодня можно найти полезную для широкой публики информацию.

Официальные представительства в Интернете наиболее известных федеральных органов власти РФ

  • Сайт "Официальная Россия" www.gov.ru.

  • Президент Российской Федерации http://president.kremlin.ru

  • Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе www.pfo.ru

  • Правительство Российской Федерации www.government.ru

  • Совет Федерации www.council.gov.ru

  • Государственная Дума www.duma.gov.ru

  • Совет Безопасности www.scrf.gov.ru

  • Счетная палата РФ www.ach.gov.ru

  • Центральная избирательная комиссия www.cikrf.ru

  • Конституционный Суд http://ks.rfnet.ru

  • Верховный суд РФ www.supcourt.ru

  • Высший арбитражный суд РФ www.arbitr.ru


  • Министерство иностранных дел www.mid.ru

  • Министерство юстиции www.minjust.ru

  • Министерство финансов www.minfin.ru

  • Министерство по налогам и сборам www.nalog.ru

  • Министерство имущественных отношений www.mgi.ru

  • Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства www.maprf.ru

  • Министерство труда и социального развития www.mintrud.ru

  • Министерство путей сообщения www.mps.ru

  • Министерство транспорта www.mintrans.ru

  • Министерство по атомной энергии www.minatom.ru

  • Министерство энергетики www.mte.gov.ru

  • Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций www.mptr.ru

  • Министерство здравоохранения www.minzdrav-rf.ru

  • Министерство культуры www.mincultrf.ru

  • Министерство природных ресурсов www.mnr.gov.ru

  • Министерство сельского хозяйства www.mcx.ru

  • Министерство по чрезвычайным ситуациям www.emercom.gov.ru

  • Министерство обороны www.mil.ru

  • Министерство внутренних дел www.mvdinform.ru

  • Государственный таможенный Комитет www.customs.ru

  • Государственный комитет по статистике www.gks.ru

  • Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу www.gosstroy.gov.ru

  • Российское агентство по патентам и товарным знакам www.rupto.ru

  • Федеральная служба безопасности www.fsb.ru

  • Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству www.fsforus.ru

  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды www.mecom.ru

  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг www.fedcom.ru

  • Федеральная энергетическая комиссия www.fecrf.ru

    Официальные представительства в Интернете государственных заказчиков ФЦП ╚Электронная Россия╩

  • Министерство связи и информатизации www.minsvyaz.ru

  • Министерство экономического развития и торговли www.economy.gov.ru

  • Министерство образования www.ed.gov.ru

  • Министерство промышленности, науки и технологий www.minstp.ru

  • Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) www.fagci.ru - 11 марта 2003 г. агентство упразднено. Его функции распределены между ФСБ и Минобороны.

  • Российское агентство по системам управления(РАСУ) www.pacy.ru

  • Российское авиационно-космическое агентство(РАКА) www.rosaviakosmos.ru

Сайт "Официальная Россия" www.gov.ru - это сервер органов государственной власти России. Ресурс, рассказывающий о политическом устройстве страны, с которого можно перейти на представительства всех властных структур в Интернете: Президента, исполнительной, законодательной, судебной властей, на официальные интернет-порталы республик, краев, областей и округов России. Сегодня еще не все органы госвласти имеют свои представительства в Сети. Из имеющихся есть развитые и интересные, есть находящиеся в начальной стадии разработки. Странным оказалось отсутствие на сервере ссылок на часть уже функционирующих сайтов из вышеперечисленных. Сегодня на gov.ru можно прочитать или скачать Конституцию РФ, ознакомиться с законами о государственных символах России, со cтруктурой Администрации Президента РФ, со структурой исполнительной власти России, с функциями Федерального Собрания, Конституционного Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. На сайте перечислены особо ценные объекты национального наследия РФ, а также дана информация о Российском сегменте сети Интернет для органов государственной власти - Russian Government Internet Network (RGIN), создаваемом на базе домена GOV.RU.

Официальное интернет-представительство главы государства http://president.kremlin.ru оперативно освещает деятельность Президента. Представлена информация об институте президентства в России, политическом устройстве, государственной символике и т.д. На сайте Вы найдете Тематические досье по основным направлениям деятельности Президента России, которые объединены в пять тематических групп: "Госстроительство", "Экономика", "Социальная сфера", "Армия и безопасность", "Россия и мир". В разделах с периодически обновляемой информацией с помощью календаря легко находятся сведения на определённую дату. В разделе "Документы" реализован поиск по банку документов, подписанных Президентом России (законы, указы, приказы, послания и др.). Раздел ведет компания "КонсультантПлюс". В рубрике "Кремль═/═Работа с письмами Президенту" можно узнать сколько обращений граждан получил Президент за каждую неделю, в том числе на иностранных языках и по Интернету, сколько человек обратились непосредственно в Приемную Администрации Президента. Какие проблемы в основном затрагивались. На 2003г. намечено дальнейшее развитие и совершенствование интернет-представительства Президента Российской Федерации

На сайте Совета Федерации www.council.gov.ru помещены материалы касающиеся его непосредственной деятельности(материалы заседаний, календарный план заседаний, др.), информация о работе с законами, отклоненными Советом Федерации или Президентом РФ. В разделе "Законодательная власть России" происходит переход на сайт Фонда развития парламентаризма в России - проект "Законотворчество"═(www.legislature.ru/) где можно найти тексты законопроектов, экспертизы и комментарии к ним специалистов и много другой парламентской информации: список серверов парламентов мира и международных парламентских институтов, каталог официальных сайтов парламентов субъектов РФ, Конституции и уставы субъектов РФ и др.

На web-ресурсе Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru, кроме информации о структуре Думы и законопроектной работе, имеются также аналитические материалы (информационно-аналитические бюллетени, аналитические вестники), статистика, большой раздел Парламентской библиотеки. В списке депутатов Думы можно узнать их партийные принадлежности и адреса личных страничек "избранников" в Интернете. Правда, не много депутатов имеют таковые. Для сравнения, две трети депутатов британского парламента имеют личные web-сайты и с их помощью стараются вовлекать избирателей в политический процесс. В аналитических бюллетенях Думы представлены разные темы, есть "Государственная Дума в зеркале прессы", "Обзор обращений граждан в Государственную Думу", "Информация о причинах отклонения федеральных законов, принятых Государственной Думой", "Анализ голосований" и др. Существуют системы поиска в Банке правовых актов Думы и в аналитических материалах. Например, можно найти все аналитические материалы Думы, в которых встречается фамилия депутата Б.Е.Немцова.

Но особенно важен официальный интернет-сайт Правительства России www.government.ru (а также www.government.gov.ru и www.pravitelstvo.gov.ru), который должен превратиться в специализированную информационную систему "Правительственный портал". Это вход в пространство правительственных информационных ресурсов и сервисов≈ ключевой элемент╚Электронного правительства╩. Информационное сопровождение сайта Правительства осуществляет Департамент Правительственной информации. Сегодня тексты решений, принимаемых правительством, появляются на сайте в течение одного часа. Доступна информация о заседаниях правительства за 2002-2003г.г., перечень(не тексты) предлагаемых Правительством законопроектов. Присутствуют перечень и тексты федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. В разделе "Нормативные документы" работает система поиска документов, принятых Правительством. Поиск осуществляется в онлайновой базе данных ╚Гарант╩.
На сайте можно ознакомиться с биографиями Председателя Правительства, его заместителей, министров, членов аппарата правительства.
Федеральные органы исполнительной власти (министерства, Федеральные комиссии, Государственные комитеты, Федеральные службы, Агентства и Федеральные надзоры) и Органы при Правительстве также представлены достаточно подробно: указаны функции ведомства, адрес, телефон, интернет-адрес официального представительства, а также названия и сайты подведомственных органов и организаций. Например, у Минсвязи -это Связьинвест, Ростелеком, ГУПы, ВУЗы, Управления почтовой связи и др. На сайте Правительства доступен обширный рубрикатор, в котором имеется порядка 300 ссылок на официальные сетевые ресурсы различных федеральных и региональных властных структур. На сайте проходят обсуждения и Интернет-пресс-конференции с участием высших должностных лиц страны.
Граждане могут с сайта напрямую обратиться в Правительство, заполнив соответствующие формы в разделе "Интерактивные сервисы". Обязательные для заполнения данные: фамилия, имя, отчество, индекс, почтовый адрес, электронная почта. Электронные письма граждан обрабатываются Отделом по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ. В разъяснении на сайте написано, что обращения граждан не позднее чем в пятидневный срок направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в те органы исполнительной власти (федеральные, региональные или иные организации), к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов, о чем автору направляется по электронной почте официальное уведомление. Ответ на обращение направляется заявителю, как правило, также в электронном виде. К сожалению, на сайте нет информации о количестве обратившихся и о числе удостоившихся ответа. Непонятно, каким образом контролируется, как и насколько быстро чиновники отвечают на электронные письма от населения.
Имеются проблемы с авторством обратившегося - отправитель не может в электронном виде подтвердить, что послал именно он, а не кто-нибудь другой. В═мире для удостоверения личности пользователя сегодня используются пароли, цифровые сертификаты ключей подписи и═смарт-карты. В начале 2002г. в России был принят закон ╚Об электронной цифровой подписи╩, но закон ╚Об электронном документе╩, пока не принят. Кроме этого, сам процесс обеспечения населения цифровыми сертификатами или смарт-картами для подтверждения личности является длительным и сложным. Поэтому, относительно авторства, сайт поясняет, что Аппарат Правительства оставляет за собой право в установленном порядке уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержание запроса.
Портал Правительства предполагается развивать как в направлении совершенствования его собственной архитектуры, так и в направлении развития инфраструктуры представительства Правительства в сети. Под инфраструктурой понимается, во-первых интеграция с ведомственными системами обработки запросов граждан в электронном виде, во-вторых создание инфраструктуры, позволяющей региональным СМИ иметь прямой доступ к видеосъемкам мероприятий Правительства, в-третьих в общественных местах планируется устанавливать специальные сетевые терминалы с сенсорным экраном, где граждане в личном порядке смогут получать информацию с Правительственного портала.

У министерств и ведомств качество представительств в Сети неоднородно. Обычно присутствует лента новостей, информация о структуре ведомства, руководстве, о подведомственных учреждениях и предприятиях, контактная информация. Нормативные акты, регламентирующие деятельность ведомства и принятые ведомством. Проводимые мероприятия и другая специфическая для ведомства информация. Как правило, есть карта сайта (правда иногда она идет под названием "навигация"). Обычно, но не всегда, возможность внутреннего поиска. Могут присутствовать сведения о вакансиях, форум, опросы, полезные ссылки, подписка на новости, интервью, обзор СМИ. Может предлагаться англоязычная версия ресурса. А на сайте МИДа контент представлен на английском, французском, немецком и испанском языках.
Для граждан полезными являются разделы с ответами на часто встречающиеся вопросы. Например на web-представительстве минздрава можно узнать о льготах на лекарства, на дорогостоящее и санаторно-курортное лечение, о бесплатном медицинском страховании и даже прочитать о том, какую информацию нам обязаны дать в регистратуре медицинского учреждения.
На сайтах ведомств встречаются специальные интересные для широкой публики разделы. На том же сайте минздрава есть раздел посвященный телемедицине — медицинским консультациям на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных технологий. На сайте Комитета по статистике можно перейти на web-ресурс о Всероссийской переписи населения, зайдя в "гости " на МЧС ознакомиться с "азбукой безопасности". На интернет - представительстве Верховного Суда РФ прочитать историю российских судов.

Часть сайтов отягощена украшениями в виде анимаций, "благодаря" которым даже на хорошей выделенной линии загрузка происходит достаточно долго. Например, ресурс Минпромнауки. Государственные сайты должны быть "легкими", всегда быстро грузиться, не выставлять особых требований к компьютерам пользователей и линиям доступа. Не радуют и красивые заставки, лучше сразу выходить на главную страницу. Конечно, нужна, по возможности, и одинаковая терминология и набор обязательных разделов и наглядные переходы на них. Полезно было бы разработать стандарты, при которых даже пользователь-новичок легко ориентировался на сайте органов власти. Было бы удобно иметь на всех государственных сайтах ссылки на портал Правительства и сервер "Официальная Россия". Если они и встречаются на сайтах ведомств, то располагаются где-нибудь внизу странички, не сразу найдешь. Герб России присутствует обычно на всех государственных сайтах и его можно было бы использовать, как ссылку на Gov.ru или Правительственный портал. Неплохо было бы иметь ссылку и на электронное представительство ФЦП "Электронная Россия" www.e-rus.ru для популяризации Программы.

К сожалению ни один из web-ресурсов, даже web-сайт минздрава не озаботился обеспечить читабельность представленной информации людям с ограниченными возможностями. В то же время в развитых странах проблема доступности информации на государственных сайтах для этой категории граждан уже давно находится в фокусе общественного внимания.

Присутствие информации о защите личных данных пользователей на государственных сайтах также является важным моментом. Например, на сервере Правительства имеется "Уведомление о конфиденциальности информации, формируемой при использовании официального интернет-сайта Правительства Российской Федерации".

В настоящее время в рамках Федеральной Целевой Программы ╚Электронная Россия (2002-2010 гг.)╩ начался путь от разрозненных представительств властных структур в Сети к систематизированному созданию в Интернете информационного пространства государственной власти России. В ходе его развития население и организации страны должны привыкнуть к общению с властными структурами при помощи Интернета и превратиться из просто пользователей информации в активных участников принятия государственных решений. Реализация намерения Правительства приблизить российскую государственность к тому уровню транспарентности, который существует в развитых демократических странах мира будет способствовать тому, чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество.. А в таком обществе чиновник находится под общественным контролем и служит народу, обществу, а не своему начальству и власти.

Из КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.


На начало