Библиотека

Вадим Репин

Массовая культура как важнейшее экологическое бедствие

ПОСЛЕДНИЕ десятилетия цивилизация, подгоняемая маховиками сверхприбыльной экономики, мчится к новым рубежам. Прогресс науки и новых высоких технологий привел к резкому удорожанию стоимости жизни, стоимости лечения, стоимости практически любых услуг. В этом нет ничего удивительного, ведь более совершенные технологии, предоставляющие более высокое качество продукта, требуют более крупных инвестиций. Другое дело, что государство и частный капитал высокоразвитых стран балансируют эту растущую стоимость жизни прямым и непрямым ростом доходов населения. Поэтому основной части населения на Западе остаются доступными последние достижения медицины, быта, дизайна, информатики и. того нового "рынка удовольствия", который давно оставил позади рынок предметов первой необходимости.

Не будет преувеличением сказать, что абсолютными лидерами в создании новой культуры и идеологии производства стали транснациональные компании (ТНК). Новое качество ТНК определяется сплавом талантливых людей, лучшей, очень дорогой науки, новейших технологий и высокой корпоративной. культуры. В мире сейчас насчитывается около 37 тысяч ТНК с 200 000 филиалов по всему свету. ТНК владеют примерно третью производственных фондов планеты, производят более 40 процентов мировой промышленной продукции. ТНК на 90 процентов контролируют финансовые артерии и коммуникации между государствами, то есть владеют самым динамичным "миллиардом". Как шутят, ТНК в одну ночь превратили нашу планету в маленькую транснациональную деревню.

В чем секрет неоспоримых успехов ТНК? Почему эти структуры работают много эффективнее и организуют вокруг себя более достойную жизнь для членов корпорации? Приведу лишь один пример. ТНК первыми осознали гигантские подвижки в обществе потребления, произошедшие в последние 30 лет. Борьба за рынок сбыта привела к важным психологическим открытиям. Бум рутинных покупок "по необходимости" сменился на "шопинг" удовольствий. Рынок "эмоциональных покупок' стал быстро расцветать и по доходам быстро обогнал рынок рутинных покупок (все, что по необходимости, иде под знаком отрицательных эмоций).
Изучая механизм "эмоциональной" покупки, американские психологи убедились, что тут не работают критерии полезности, надежности, практичности, а работает "артистический флер" правого художественного полушария. Оказывается, "артистическая" (эстетическая) покупка является актом творчества и реализацией подспудных художественных талантов покупателей. Ведь в каждом покупателе спрятан "маленький меценат". Этот ген "меценатства" и эксплуатируется сейчас блестящим образом во всех дорогих и не очень дорогих магазинах. Без эстетики сейчас уже ничего не продашь. ТНК принесли на рынок потребления новый лозунг: "Превратим искусство в бизнес, а бизнес в искусство" вот почему американские-и европейские магазины все более становятся похожи по стилю на музеи. Походы американцев в магазин все более напоминают посещение культурных учреждений. Новая культура в замечательных высокохудожественных поделках движется на американцев из музеев прямо в супермаркеты.

Какая культура движется в это же время на граждан нашей страны? Мы продолжаем жить в обстановке идеологического вакуума, когда нас всех тотально терроризирует массовая культура. Ни государство, ни наука, ни' религия, ни банкиры, ни новые отечественные ТНК не сформулировали цели и приоритетные ценности страны. Голоса специалистов тонут в частностях, либо профессионалы отказываются от непрофессиональных комментариев. Этот вакуум немедленно заполнила массовая культура Запада образца 60-70-х с рекламой подгузников и прокладок, которая давно покинула средства массовой информации на Западе. На кассетах и дисках по России гуляет массовая культура низкого пошиба, которая засоряет и разоряет исторически сложившиеся духовные оазисы-святилища памяти, преемственности и традиций.

МАССОВАЯ junk культура новых инфобаронов насаждает прагматичный цинизм и жестокость без иллюзий. Цинизм подменил честность, наглость выбросила на помойку мерки порядочности, детали вытеснили знание, знание обернулось пользой, цели заменены средствами. Лао-цзы блестяще описал эту болезнь в кризисную эпоху великих китайских императоров:

Слово помогает людям Утратить желание знать,
Оно склоняет к бездействию Тех, кто знает, что делать,
Мысль ослабляет разум, Желание иссушает сердце...

Если СПИД реально угрожает массовым уничтожением генофонда наиболее незащищенных этносов на планете, то массовая культура с ее вирусами в странах с низким уровнем жизни является огромным абортарием несформированных уродливых личностей. Массовая западная культура бесконечного рынка потребления в контексте повальной российской нищеты плодит массовые комплексы неполноценности и уродства духовного развития человеческой личности. Бесконечные гонки-соблазны и конкурсы мигов удачи на фестивалях-рекламах престижных вещей порождают миллионные толпы проигравших. За поражением и отсутствием успеха на рынке потребления идут наркотики, насилие,агрессия. Массовая культура гипертрофирует жажду потребления и фиксирует мотивацию на внешних-культовых вещах, которые по реальной обстановке остаются недосягаемыми: Последствия массовой культуры - это миллионы разрушенных и искалеченных жизней без официальных войн и оружия.
В 40-70-х годах наш соотечественник и выдающийся психолог А. Маслов детально изучил природу протестов и. деструктивных реакций в среде "неудачников" американской науки и маисовой культуры. Его больше всего интересовала судьба и психология тех несостоявшихся людей, которые не сумели реализовать свою мечту или свой миф. Изучая жизнь неудачников в науке, искусстве, он показал, что сбои в психике этих людей начинаются с нарушения самомотивации. Он показал, как дефекты мотивации и творческой самореализации превращают человека в злобное, агрессивное существо, формирующее вокруг себя зону разрушения. Открытия Маслова в области социальных деструктивных явлений оказались столь важными, что его стали называть Фрейдом XX века. Долгое время источники злобной агрессивности, столь распространенной в наше время, оставались невыясненными. Маслов первый указал, что реализации творческих задатков личности с детства является непременным условием правильного развития эмоций. Агрессивными и злыми люди формируются в результате нарушенной реализации творческой активности в детском возрасте. Однако срывы психики в дикую агрессивность и деструктивные реакции происходят и у взрослых в результате аномалий самореализации. К сожалению, эти феномены приходится наблюдать и на высших этажах науки. В 70-х на закате своей карьеры Маслов продолжал быть общепризнанным лидером американской школы психологов и оставался президентом Американской ассоциации психологов. Согласно Маслову, человек непредсказуемо реагирует на тиранию массовой культуры. Только у 6-7 процентов молодых людей потребность выражать себя превалирует над потребностью иметь и потреблять. Эта горстка творчески мотивированных людей остается резистентной к "соблазнам" массовой культуры.

Маслов подчеркивал, что духовные приоритеты и символы культуры не имеют материальных прототипов в обществе. Поэтому культура является вторым "материнским чревом" для формирования той нематериальной программы, которая называется "личность". Массовая культура - это индустриальный инкубатор с вирусами, в котором клонируются личности-уроды. На протяжении всей своей долгой жизни Маслов подчеркивал величайшую роль Большой Культуры как уникальной реки, в которой отбираются "на нерест" уникальные человеческие геномы. Эта загадочная река жизни должна оставаться экологически чистой. Ведь система знаков и коды, которыми отбираются таланты и неудачники в этой реке, остаются для нас загадкой. Великая река культуры продолжает хранить эти тайны для будущего.

Вот почему наука, все виды искусств, религия, образование должны объединиться в борьбе с засильем массовой культуры не в словесных разоблачениях, а в единой стратегии выживания. Необходимо на всех углах объяснять, что раннее знакомство и активное приобщение детей к великим духовным ценностям является спасительной "прививкой", защищающей развивающийся мозг и душу от вирусов массовой культуры. Эта прививка в виде раннего приобщения и приватизации живой религии нематериальных ценностей дает детям другую "оптику" и навигационную карту жизни. Между альтернативой выклянчить у родителей, украсть или нарисовать самому красивую вещь ребенок выбирает последнее.

Беда нашей культуры заключается в том, что наука, искусства и религия были разобщены "берлинской стеной", выработали независимые языки, мораль и систему ценностей. Наука, пытаясь уничтожить религию, наплодила столько секулярной "ереси", что создала гигантские стимулы для развития новейшей религиозной мысли и духовного опыта для всего мира. До сих пор с наукой связывают какие-то мистические надежды и предназначения, однако никто не пытается сформулировать государственный заказ. Похоже, теперь науку молча отделили от государства, как в начале века - религию.


Знаний в мире сейчас так много, что сперва нужно научиться всем этим пользоваться. Пока не построены электронные бульдозеры, способные разгребать и превращать в крохи знаний гигабайтные массивы информации, роль ученых в наведении информационного порядка необычайно высока. Новую живую реальную культуру мы должны строить сами, своими руками, сообща, не оглядываясь на сонное государство и хмурых чиновников. Такая культура не имеет ничего общего с формальной реставрацией памятников старины и музейной культурой. Пусть этим занимаются государство и церковь. Массовая доступность Большой Культуры - центральный пункт этой программы. Настало время ученым, представителям культуры и религиозных конфессий сесть за стол и обсудить программу борьбы с массовой культурой не путем каких-то запретов, а путем создания компьютерных, телевизионных и других информационных программ, которые обладают той же притягательностью и силой, как рынок массовой культуры. В России, слава богу, еще осталось достаточно высокообразованных и подготовленных людей, чтобы создать живые барьеры беспрепятственному распространению бездуховности в эпоху расцвета информатики. На пороге XXI века наука, религия и остальная культура входят рука об руку в новый мир, который не стал более религиозным или моральным. Экология не требует от ученого религиозности. Никто не требует от верующих любви к Дарвину и ДНК. И все же это непротиворечивое соединение столь разных людей - не фикция и не абстракция, Такой же мозаикой несоединяемых континентов информации собирается и действует каждая человеческая душа. Человек устроен парадоксально, но нужно научиться всем этим пользоваться.

НАСТАЛО время объявить тотальную войну массовой культуре как важнейшему экологическому бедствию. Эта борьба поможет строительству новых мостов между разными "континентами" культуры и жизни. Смысл и траекторию жизни может дать оазис духовности, выходящий из трех родников жизни - науки, культуры и религии. Новая живая культура - это гигантский мегаполис информации и знаний с гигантской системой мостов, информационных артерий, библиотек и возможностей, позволяющий получать знания без очередей. Новая культура - это право неограниченного выбора из всего богатства знаний без бюрократических уловок и ограничений.