ЧЕЧНЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ ЖУТКИХ ВОЙН ДВАДЦАТОГО ВЕКА

О войне в Чечне сказано, наверное, уже достаточно. Но нам показалось, что взгляд на некоторые происходившие там события Игоря КАЛЯПИНА, дважды побывавшего на чеченском фронте в качестве представителя Международного Общества Прав Человека, будет интересен читателям нашей газеты.

- Говорить о правах человека на тех территориях, где идут боевые действия, достаточно сложно. Как можно говорить о каких-то правах, когда человека просто-напросто лишают жизни, когда людей убивают тысячами и десятками тысяч?

Но даже для состояния войны есть какие-то отработанные международные нормы, существующие с тех времен, когда и понятия-то "права человека" не было. Тем не менее существовали правила, соблюдавшиеся всеми воюющими сторонами.

В этом плане Чечня интересна тем, что там велась война абсолютно без правил. Несмотря на то, что эта война была необъявленной, называвшейся войсковой операцией по наведению конституционного порядка, это была достаточно локальная по мировым меркам война, но по методам, которыми эта война велась, по тем условиям, в которые было поставлено мирное население, это - одна из самых жутких войн двадцатого столетия.

Это не мое мнение, мне сравнивать не с чем. Но я, например, встречался с одним иностранным журналистом, у которого это двадцать-какая-то война, начиная с Вьетнама. И он говорил, что это самое страшное, что он видел. Такого, как, в частности, при так называемом взятии Грозного, не было нигде. Можно совершенно однозначно утверждать, что при ведении боевых действий удары из тяжелых вооружений наносились прежде всего по гражданским объектам.

В первую очередь разрушались коммуникации и госпитали, например военный госпиталь, который находился на улице братьев Ушеевых. На нем было вывешено четыре флага с красными крестами, и, как мне рассказывали местные жители, после этого по нему стали бить прицельно и за несколько суток превратили в руины.

Я сам наблюдал, как открывался артогонь по тем, местам, где скапливались люди. К примеру, на той же улице Ушеевых. Там собирался маленький импровизированный рыночек, люди выходили с какими-то импровизированными товарами для того, чтобы иметь возможность купить воду и хлеб. И буквально через несколько минут по этому месту начинала работать артиллерия. Это однозначно говорит о том, что работали какие-то наводчики. И наверняка они передавали, что здесь собралось мирное население. Да и любые современные средства наведения огня дают возможность увидеть, что это за люди: вооружены они или нет, мужчины это или женщины...

Со стороны России эта война объяснялась несколькими причинами, и все они оказались мифами. Был миф о том, что в Чечне воюют в основном бандформирования, был миф, что там в массовом порядке нарушаются права русскоязычного населения, был миф, что проявляется изуверство по отношению к пленным, о том, что на чеченской стороне воюет масса наемников, в частности, из Афганистана.

На мой взгляд, можно отчасти согласиться с тем, что были притеснения русских, особенно в Грозном, хотя это не носило массового характера. Дело в том, что русскоязычное население оказалось менее активным и, как следствие, менее социально защищенным. Представьте себе, что у нас бы сейчас весь предпринимательский класс состоял из представителей одной национальности - неважно, какой. А там получилось так, что все полуголодные, зачастую безработные рабочие на военных предприятиях были русские, а предприниматели - чеченцы. Естественно, что чисто социальное напряжение, которое сейчас существует, положенное на национальную почву, породило национальные конфликты.

В Грозном, где практически все чеченское население имеет мощные родственные связи по всей республике (если 2-3 человека живут в городе, то у них 30-40 родственников живут где-то в селах), чуть ли ни каждый стал предпринимателем. Если кто-то из родственников открывал какое-то дело, оно становилось семейным бизнесом, члены этой семьи были в состоянии друг друга защитить ну и так далее.

Записал Дмитрий ДЕМИН

(продолжение следует)