Утверждена

Постановлением Законодательного Собрания

Нижегородской области

от "_____"____________2000 г. ╧_______

 

СТРАТЕГИЯ

сохранения биологического разнообразия

Нижегородской области

 

Преамбула

В результате произошедших за последние 10 лет в России кардинальных политических и экономических перемен, централизованная система охраны биологического разнообразия* , сложившаяся и функционировавшая в условиях прежней экономической системы, практически прекратила действовать. Становление же новой системы в силу экономических трудностей и постоянных политических катаклизмов в центральных органах власти идет крайне медленно, и катастрофически отстает от происходящих в стране перемен. В результате постоянного дефицита бюджета и применяемой практики финансирования природоохранных работ по остаточному принципу, централизованное управление и финансирование деятельности по охране биоразнообразия в регионах практически прекращено. В сложившейся обстановке ряд наиболее прогрессивных субъектов Российской Федерации (в первую очередь - доноров федерального бюджета) пытаются самостоятельно найти пути решения проблем сохранения биологического разнообразия. Одной из первых в этом плане оказалась Нижегородская область, в которой уже сейчас сложились оптимальные предпосылки для создания и обеспечения функционирования региональной системы управления охраной живой природы.

Современное состояние биоразнообразия

Нижегородской области и его охрана

Нижегородская область (76 900 км2), расположенная в центре Русской равнины, в бассейне крупнейшей российской реки - Волги, с одной стороны обладает уникальным природным разнообразием в силу своего географического положения на стыке нескольких природных зон, а с другой - представляет целый комплекс типичных для Европейской России проблем охраны живой природы. Данный регион обладает развитыми промышленностью, сельским и лесным хозяйством и имеет уже сложившуюся систему охраны биоразнообразия.

В настоящее время состояние биоразнообразия Нижегородской области является остро критическим и вызывает серьезные опасения. Быстрыми темпами идет обеднение биологического разнообразия. Существенно нарушено большинство коренных типов природных сообществ области, о чем свидетельствуют прилагаемые схематические карты восстановленного и современного растительного покрова. К настоящему времени в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь 2,2 % южнотаежных темнохвойных лесов, около 1 % хвойно-широколиственных лесов, лишь 0,3 % широколиственных лесов и 0,7 % степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4 % своей былой площади. Несколько лучше обстоит дело с сохранностью болот (40 %) и сосновых боров (чуть менее 10 %). Большинство естественных старовозрастных лесов расчленены на мелкие участки, пространство между которыми занято производными типами леса или сосновыми культурами, а также сельскохозяйственными, промышленными и селитебными зонами. Как показал анализ лесоустроительных материалов, для всех основных типов старовозрастных лесов по количеству преобладают участки площадью от 1 до 10 га; наибольшая суммарная площадь приходится на участки размером от 10 до 100 га. Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20 % являются в различной степени уязвимыми, около 14 % нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50 % нуждаются в охране (в том числе около 30 % - в территориальной. Анализ лимитирующих факторов показал, что за последние 10 лет основной угрозой как для большинства редких и уязвимых животных, так и для аналогичных категорий растений остается антропогенная трансформация местообитаний, хотя в последнее время роль данного фактора несколько снизилась в связи с проведением большой работы по созданию особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Существенно сократилось влияние такого фактора, как загрязнение, в первую очередь вследствие того, что за первую половину 90-х годов пестицидный пресс в Нижегородской области сократился примерно втрое. В то же время существенно возросло значение факторов беспокойства и прямого преследования, что вызвано в первую очередь неблагоприятной экономической ситуацией, повлекшей за собой как рост браконьерства, так и увеличение посещения населением лесов и болот для сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

В последние годы происходит и некоторое сокращение объемов вырубки лесов. Расчетная лесосека систематически не выполняется на 30-50 %. Создание ООПТ и увеличение возраста рубок привело к тому, что возрастная структура лесов начала несколько изменяться к лучшему. Однако по-прежнему вызывает тревогу динамика породного состава лесов, направленная на замену ели, пихты и дуба сосной, березой и осиной. Этому способствует как перекос в выполнении расчетной лесосеки (по "хвое" она выполняется на 70 %, а по "листве" - только на 40 %), так и порочной политикой лесовосстановления, направленной на создание монокультур сосны на месте любых вырубленных пород; при естественном же возобновлении практически не создаются условия для возобновления каких-либо пород деревьев, кроме мелколиственных.

За последние 5 лет существенно снизились объемы добычи торфа в Нижегородской области (в несколько десятков раз). Это связано как с серьезной работой по охране болот, так и с развалом в торфодобывающей отрасли. Отрадно заметить, что вместе со снижением объемов добычи торфа, сократились и потери при добыче (выраженные в процентном отношении), что свидетельствует о более внимательном отношении к данному ресурсу.

В области предпринят ряд мер по регулированию использования ресурсов охотфауны и рыбных запасов, которые, тем не менее, пока явно недостаточны.

Существующая сеть особо охраняемых природных территорий за последнее десятилетие также претерпела серьезные изменения. В суммарной площади ООПТ существенно снизилась доля охотничьих заказников, которые преобладали 10 лет назад, не обеспечивая при этом достаточной охраны природных комплексов и объектов. Благодаря созданию в Нижегородской области заповедника, ряда комплексных природных заказников и большого числа памятников природы с режимом охраны, близком к заповедному, доля территорий со строгим режимом охраны сейчас составляет около 2/3 от общей площади ООПТ. Существующая и спроектированная к настоящему времени сеть ООПТ (в случае ее реализации) в состоянии обеспечить охрану основных центров биоразнообразия области и послужить основой для экологического каркаса. Однако помимо этого требуется принятие целого комплекса мер по охране живой природы на преобразованных, хозяйственно используемых территориях, с целью предотвращения их дальнейшей деградации.

 

 

 

 

 

Основные принципы и приоритеты в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области

Как свидетельствует анализ, в настоящее время в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области можно выделить целый комплекс приоритетов. Среди них наиболее важными представляются следующие:

В соответствии с указанными приоритетами стратегия должна опираться на следующие принципы:

Реализация стратегии сохранения биоразнообразия в Нижегородской области, должна опираться на международные принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия:

Принцип осмотрительного принятия решений: решения должны приниматься на основе наиболее полной имеющейся информации; меры по сохранению биоразнообразия должны быть рациональными с социально-экономической точки зрения.

Принцип избежания: в случае проектов, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, необходимо использовать систему оценки воздействия на окружающую среду.

Принцип предосторожности: если какая-либо деятельность может повлечь за собой неблагоприятные последствия для биоразнообразия, следует заблаговременно принять меры, позволяющие избежать этих последствий.

Принцип перемещения: хозяйственная деятельность и проекты, оказывающие неизбежное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, должны перемещаться в районы, где их воздействие будет наносить наименьший ущерб.

Принцип экологической компенсации: вредные последствия для биоразнообразия, причиненные хозяйственной деятельностью, должны компенсироваться с помощью соответствующих природоохранных мероприятий.

Принцип экологической целостности: необходимо поддерживать естественные экологические процессы, направленные на выживание видов, а также места обитания, от которых это выживание зависит. "Природа знает лучше".

Принцип восстановления и воссоздания: биоразнообразие должно, по возможности, восстанавливаться.

Принцип наилучшей имеющейся технологии и наилучших природоохранных методов: там, где это возможно, должны использоваться максимально эффективные и благоприятные для сохранения биоразнообразия методы и технологии.

Принцип "Загрязнитель платит": издержки на мероприятия по предотвращению, контролю и компенсации ущерба биоразнообразию, должна нести сторона, ответственная за нанесение ущерба.

Принцип участия общественности: должна быть обеспечена общественная поддержка мер по сохранению биоразнообразия путем привлечения к данной работе различных общественных слоев и обеспечения доступности и открытости информации в данной сфере.

 

 

 

 

Основная цель стратегии - обеспечение согласованного и эффективного использования всех возможных средств и механизмов сохранения биоразнообразия, их совершенствование в рамках и в направлении выбранных принципов и приоритетов.

В связи с данной целью ставятся следующие конкретные задачи:

Правовая основа

Правовую основу для реализации стратегии составляют:

Механизмы реализации стратегии

Для того чтобы стратегия дала конкретные результаты, ее принципы и приоритеты должны опираться на конкретные механизмы их реализации, среди которых наиболее важными представляются следующие:

 

 

 

Организационные принципы реализации стратегии

С целью наилучшего осуществления управления и координации в процессе реализации стратегии предлагается создать Координационный Совет по сохранению биоразнообразия при администрации Нижегородской области (координационный орган, вырабатывающий политику, определяющий приоритеты и пр.), с включением в его состав представителей различных секторов общества.

Критерии оценки эффективности реализации стратегии

Реализация основных приоритетов стратегии

В целях предотвращения дальнейшего сокращения ценотического разнообразия и видового богатства необходимо

В целях восстановления утраченного разнообразия необходимо

В целях создания механизмов, позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях, необходимо

Реализация приоритетов стратегии имеет ряд особенностей в зависимости от природно-территориальных комплексов, выделенных в ходе проведения анализа современного состояния биоразнообразия Нижегородской области, в том числе

Для Северного Заволжья первоочередными являются мероприятия по

Для Южного Заволжья первоочередными являются мероприятия по

В целом для Северного и Южного Заволжья актуальной является задача создания Заволжского биосферного комплекса как ассоциации организаций природоохранной и природопользовательской направленности, объединяющихся для совместного решения задач охраны, восстановления и рационального использования Нижегородской южной тайги.

 

 

Для Волжско-Окского Междуречья первоочередными являются мероприятия по

Для Западного Предволжья первоочередными являются мероприятия по

Для Восточного Предволжья первоочередными являются мероприятия по

Кроме перечисленных мероприятий, в нормативно-правовой сфере необходимо

В сфере управления необходимо

В сфере пропаганды экологических знаний и формирования общественного мнения необходимо